Для решения выявленных проблем необходим комплекс мер, поскольку коррупция выводит огромные средства из государственных закупок, а это уже угроза национального благосостояния страны и ее граждан. Хищение государственных фондов официальными лицами считается иным типом коррупции. Её крайней формой формулировки является крупномасштабная «спонтанная» приватизация общегосударственной собственности начальниками компании и иными официальными личностями, что в большей степени свойственно для переходных экономик.
Таджикистан уделяет внимание вопросам мониторинга реализации действующих Стратегии по противодействию коррупции на 2013-2020 гг. и Плана мероприятий по ее осуществлению. Агентством по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, осуществляющим мониторинг, были предприняты некоторые шаги по усилению данного механизма мониторинга (инициирование более частого, ежегодного (вместо двухгодичного), введение административной ответственности за неисполнение мероприятий государственных антикоррупционных программ и планов их реализации). Однако аналитики отмечают, что в целом данный мониторинг, как и сама реализация упомянутых программных антикоррупционных документов, подлежит более серьезному усовершенствованию с упором на качественную и аналитическую составляющие.
Практика регулярно проводимых исследований коррупции (в 2006, 2010, 2011 2015 гг.) заслуживает позитивной оценки, они являются важным источником информации, но все еще не используются для разработки или корректировки антикоррупционной политики. В то же время, секторальные исследования коррупции не проводятся.
Взаимодействие государства с гражданским обществом в сфере формирования и осуществления антикоррупционной политики является довольно слабым, серьезности намерений правительства по улучшению ситуации в этой сфере, по мнению экспертов, пока не продемонстрировано. Отчет также акцентирует внимание на необходимости активизации работы сформированных общественных комиссий, дабы создание такого рода институций не стало исключительно формальным шагом. В стране проводится большое количество мероприятий по антикоррупционному просвещению, однако эта работа все еще требует системного подхода.
Таджикистан провел несколько институциональных улучшений, направленных на усиление координации осуществления антикоррупционной политики и предупреждения коррупции. В частности, был создан новый коллегиальный координационный орган, подотчетный Президенту — Национальный совет по противодействию коррупции. Кроме того, произведены позитивные структурные изменения, направленные на усиление превентивной составляющей в деятельности Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией. Вместе с тем, эксперты указывают на недостаточную активность и прозрачность работы Национального совета, как и на недостаточное привлечение представителей гражданского общества к его работе. Среди направлений для дальнейшего развития также указывается усиление координирующей роли Агентства. Среди возможных решений предлагается рассмотрение вопроса о возложении функций секретариата Национального совета на Агентство.
Рекомендации по совершенствованию механизмов противодействия коррупции в Республики Таджикистан:
— Разработать очень конкретные измеряемые критерии оценки достижения целей и осуществления мер реализации Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013–2020 г. и дополнить ими Стратегию, предусматривая источники информации (данных), на основе которой будет оцениваться достижение целей Стратегии, и ведомства, ответственные за сбор такой информации.
— Обеспечить наиболее активное участие всех органов государственной власти (республиканских и местных) в разработке, осуществлении, оценке реализации антикоррупционной стратегии страны, при этом предусматривая возможность для государственных органов в течении реализации Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013–2020 г. предоставлять предложения об ее изменении и дополнении.
— Обеспечить эффективный мониторинг реализации Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013–2020 г., гарантируя, что орган, уполномочен осуществлять функции мониторинга и контроля имеет достаточные полномочия решать или инициировать решение проблем невыполнения или недостаточного выполнения Стратегии, необходимые ресурсы проводить качественный анализ и оценку информации о реализации Стратегии, право получить информацию, связанную с осуществлением Стратегии от всех исполнителей Стратегии, а также, что данное право поддерживается соответствующей обязанностью исполнителей Стратегии. Также предусмотреть более регулярный мониторинг (каждые полгода), с целью оперативно реагировать на невыполнение или недостаточное выполнение Стратегии. Обеспечить, чтобы при оценке реализации Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013–2020 г. (мониторинге) учитывались данные комплексного исследования характера коррупции и ее проникновения в органы государственного управления.
— Продолжать распространение информации о Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013–2020 г. и ее реализации, больше внимания уделяя результатам реализации Стратегии, чтобы каждый госорган-исполнитель Стратегии чувствовал ответственность перед обществом, и общество знало о своем праве требовать от госорганов действенного осуществления Стратегии.
— Продолжить усилия вовлекать гражданское общество во все связанные с Стратегией процессы: реализацию, мониторинг и контроль выполнения, анализ и обновление; стремиться к тому, чтобы эти процессы стали совместной работой государственных органов и неправительственных структур.
— Обеспечить необходимое финансирование реализации Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013–2020 г., в самой Стратегии предусматривая соответствующие средства для реализации мер, которые не могут быть осуществлены за счет бюджета государственных органов-исполнителей Стратегии (т. е. мер, непосредственно не связанных с функциями госоргана или требующих дополнительного финансирования) или обязательство всех госорганов предусмотреть осуществление мер Стратегии в своих внутриведомственных двухгодовых планах обязанностью предусмотреть и соответствующее финансирование.
Литература
- Закон Республики Таджикистан от 25 июля 2005 года «О борьбе с коррупцией» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2005 г., №7,
- Стратегия по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы (в редакции Указа Президента РТ от 13.06.2016г.№703, от 19.06.2017г.№892)
- Кабанов П.А. Антикоррупционная агитация как информационное средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Административное и муниципальное право. N 2. C. 178-185.
- Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юридическое образование и наука, 2014, N С. 34 -40.
- Тепляшин И.В. Механизм противодействия коррупции в современной России. Участие общественности. Красноярск: филиал НОУ ВПО “СПб ИВЭСЭП” в г. Красноярске, С. 99 -105.