РОЛЬ ИНСТИТУТА СТРАХОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

22 марта 6:13

Роль страхования охватывает многие сферы человеческой жизни. Связано это с тем, что государство осуществляя организацию страховой системы, одновременно занимается социальной политикой, проводя защиту определенных групп населения. А также развивает экономику, поддерживая деятельность страховых компаний, которые оказывают услуги организациям.

Исходя из этого, страхование представляет из себя общественно полезную деятельность, в рамках которой граждане и организации страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ.

Законодатель дает правовую дефиницию страхования в ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», согласно которой под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков[1] [2].

В страховой системе Российской Федерации роль государства имеет определяющее значение. Доказательством тому является два момента. Во-первых, в Российской Федерации применяется централизованная модель организации социального страхования. А ей в свою очередь свойственно распространение на все категории населения. Стоит отметить, что такая модель успешно применяется и в других развитых зарубежных странах, например, в Великобритании[2] [5].

Во-вторых, широкая законодательная база также является признаком пристального внимания со стороны государства к сфере страхования. Источниками правового регулирования страхования в Российской Федерации являются: федеральные законы; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; нормативные акты Федеральной службы страхового надзора; нормативные акты прочих министерств и ведомств.

К правовым источникам также нужно отнести главу 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Регламенты, положения, стандартные правила и условия страхования, разработанные союзами и объединениями страховщиков, дополняют условия заключаемых договоров страхования.

На данный момент в системе страхования Российской Федерации существует более 70 объединений страховщиков. Их деятельность направлена на обеспечение взаимовыгодного контакта страховщиков и разработку правил их профессиональной деятельности.

Важно отметить, что их деятельность включает подготовку законопроектов в сфере страхования, принятие регламентов по деятельности созданных ими организаций, разработке стандартных правил страхования, рекомендуемых к применению страховщиками.

Тем не менее проблема правового регулирования страховой деятельности остается актуальной. Законодательная база в области страхования имеет упущения и слабые места, что является причиной того, что интересы граждан и организаций, пользующихся страховыми услугами, иногда бывают защищены не в полной мере.

Для успешного функционирования страховой деятельности необходимо создание стабильной и эффективной системы государственного регулирования страхования, совершенствование нормативно — правовой базы в области страхового дела.

Поэтому исследователи предлагают свои решения. Например, существует идея разработки единого комплексного документа, регулирующего страховую деятельность — страхового кодекса Российской Федерации[3] [3].

Подобного формата документ бы вобрал в себя все существующие нормы страхового законодательства.  А главный положительный эффект от принятия данного нормативно-правового акта, может заключаться в обеспечении развития устойчивых страховых правоотношений между участниками страхового рынка.

Проведенный нами анализ позволяет рассуждать о том, что страхование является одним из важнейших финансово-экономических институтов Российской Федерации. Поэтому необходимо грамотное государственное административно-правового регулирование данной сферы.

Использованные источники

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.07.2020. Доступ из правовой системы «Консультант Плюс» — 2020.
  2. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1. [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2020.
  3. Ёлгина Н. В., Сафронов В. В. Проблема правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации // Российская наука в современном мире. — 2017. – С. 268–269.
  4. Крохина, Ю. А. Финансовое право России. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 504 с. 
  5. Теряева А. А. Правовое регулирование социального страхования // Colloquium-journal. — 2019. — № 25. -С. 14-15.
  6. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 nojabrja 1994 goda N 51-FZ. [Jelektronnyj resurs] Data obnovlenija: 31.07.2020. Dostup iz pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus» — 2020.
  7. Ob organizacii strahovogo dela v Rossijskoj Federacii: Zakon RF ot 27.11.1992 N 4015–1. [Jelektronnyj resurs] Data obnovlenija: 13.07.2015. Dostup iz Spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul’tant Pljus» – 2020.
  8. Jolgina N. V., Safronov V. V. Problema pravovogo regulirovanija strahovoj dejatel’nosti v Rossijskoj Federacii // Rossijskaja nauka v sovremennom mire. — 2017. – S. 268–269.
  9. Krohina, Ju. A. Finansovoe pravo Rossii. — Moskva: Norma: INFRA-M, 2020. — 504 s.
  10. Terjaeva A. A. Pravovoe regulirovanie social’nogo strahovanija // Colloquium-journal. — 2019. — № 25. -S. 14-15.

 

[1]              Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1. [Электронный ресурс] Дата обновления: 13.07.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2020.

[2]              Теряева А. А. Правовое регулирование социального страхования // Colloquium-journal. — 2019. — № 25. -С. 14-15.

[3]              Ёлгина Н. В., Сафронов В. В. Проблема правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации // Российская наука в современном мире. — 2017. – С. 268–269.