Денежное довольствие современного военнослужащего

21 мая 10:18

Пункт 19 Военной доктрины Российской Федерации гласит: «Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Военная политика Российской Федерации в последнее десятилетие направлена на наращивание военной мощи и модернизацию Армии и Флота в целом. За последние 10 лет в результате военной реформы, запланированной государством начиная с    2008 года численность Вооруженных Сил уменьшалась с 1,2 млн человек до 800 тыс., при этом большая часть сокращений пришлась на офицерский состав (около 150 тыс. человек). Сокращения прошли быстрее, чем панировало руководство Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту Минобороны), в результате чего, армия осталась практически без звена младшего офицерского состава. В связи с этим, президент Д. Медведев в 2014 г. приказал вернуть в состав Вооруженных Сил Российской Федерации 70 тыс. офицеров. Согласно задумке высшего командования Минобороны, планировалось полностью сократить прослойку прапорщиков в войсках и вместо их создать институт сержантов, однако данная оптимизация оказалась кране неудачной в войсках и потерпела неудачу. Около 75-80 % сержантов – контрактников отказались заключать с Минобороны новые контракты о прохождении военной службы, в результате чего была уничтожена профессиональная часть младшего командного состава в армии и на флоте.

В последующем, с приходом в 2012 году на должность Министра обороны Российской Федерации С. Шойгу, численность Вооруженных Сил Российской Федерации начала постепенно увеличиваться. На 1 января              2018 г. штатная численность Вооружённых Сил Российской Федерации составила 1 013 628 военнослужащих, примерная укомплектованность личным составом варьировалась в пределах 93 %. Минобороны планируется укомплектовать должности сержантского состава и дефицитных воинских специальностей таких как водители автомобилей, крановщики, бульдозеристы, военнослужащими по контракту на 100 %. Однако несмотря на проведенную государством реформу в 2011 году по повышению уровня денежного довольствия всех категорий военнослужащих, число военнослужащих по контракту, изъявляющих желание заключать контракты с Министерством обороны ниже числа военнослужащих, изъявивших желание покинуть ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Основная статья увольнения таких военнослужащих — это нежелание заключать новый контракт о прохождении военной службы (п. «б» ст. 51 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ), если обратиться к статистке, то после окончания срока первого контракта лишь 40% военнослужащих продлевают с Минобороны контракты, такая тенденция наблюдается в звене рядовой – прапорщик (за исключением лиц имеющих воинское звания прапорщик и окончивших высшее военное учебное заведение) и проходящих службу (проживающих) вблизи крупных городов. Вышеуказанная тенденция практически не затрагивает звено офицерского состава, ввиду обязательств выпускников военного учебного заведения отдать пять лет службы государству, в противном случает государство потребует вернуть все затраченные на обучение военнослужащего деньги, а также более высокого денежного довольствия по отношению к военнослужащим низшего звена. Справедливости ради стоит сказать, что в период с начала 2012 года по 2014 года привлекательность военной службы по контракту набирала популярность среди мужской и женской половины населения страны, однако после января 2015 года данная тенденция пошла на спад. В чем же причина всего этого? А ответ очень прост, будь то Россия или Соединенные Штаты Америки престиж военной службы напрямую зависит от уровня социальной поддержки военнослужащего государством. И ключевым фактором в социальном обеспечении государством военнослужащего является уровень его денежного довольствия.

В период с 2012 по 2015 года денежное довольствие военнослужащего было немного выше уровня средней заработной платы в большинстве крупных городов. К примеру по данным Росстата в 2013 году средняя заработная плата в г. Санкт – Петербург составляла – 36840 руб., в среднем по Росси – 29792 руб., в то время как денежное довольствие военнослужащего по контракту в звании сержанта, имеющего выслугу 2 года составляло в зависимости от его должности вида и рода войск около 33500 руб.(у офицера выпускника военного ВУЗа в звании лейтенанта 45000 руб.), а если этот военнослужащий проходит службу в районах крайнего севера и местностях приравнённых к нему или в местностях с тяжелыми климатическими условиями, при соответствующем стаже службы в этой местности эту сумму можно смело умножать на 2. Согласно Федерального  закона Российской Федерации  от 24 октября 1997 г. № 134 – ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум в III квартале 2013 г. составлял 8014 руб. для трудоспособного населения и 7105 руб. для детей,  то есть на семью из трех человек, где один ребенок он равнялся 23133 руб., но как нам известно эти суммы не соответствуют  реальным ценам на рынке товаров и услуг, либо человеку придётся себя в очень многом ограничивать, начиная с питания и лекарств, заканчивая одеждой и оплатой коммунальных услуг за ЖКХ. Тем не менее военнослужащий, служа государству мог обеспечить и себя и свою супругу, находящуюся в отпуске по уходу за ребёнком. 16 декабря 2014 г. произошел обвал российского рубля по отношению к доллару и евро, в современной Российской истории этот день известен как «Черный вторник». Начиная с 2015 г. увеличились цены на рынке товаров и услуг, в частности на товары, импортируемые в Россию, политика государства, направленная на импортозамещение существенных результатов, не дала. В результате к началу 2019 г. цены на рынке товаров и услуг выросли в среднем по стране на 50% (это можно отчётливо проследить, наблюдая лишь за ростом цен на бензин, во II квартале 2013 г. литр 95 стоил в среднем 32 руб. во II квартале 2019 г. – 48 руб.). Тем временем, денежное довольствие военнослужащих в указанный период подверглось нескольким индексациям. На сегодняшний день денежное довольствие, возьмём все того же военнослужащего в воинском звании сержанта с выслугой лет 2 и более года, составит 36500 руб. (у офицера выпускника военного ВУЗА в звании лейтенанта 49000 руб.). В то время как средняя заработная плата в г. Санкт – Петербург (для удобства сравнения приводится снова этот город) по данным Росстата составляет 56586 руб. в среднем по России средний заработок вырос до 38231 руб., вырос и прожиточный минимум для трудоспособного населения он составил 12130 руб. для детей 11004 руб. в среднем на семью из трех человек – 35264 руб., из этого следует, что военнослужащему по контракту пройдётся сводить концы с концами для того чтобы прокормить свою жену и неврождённого ребенка. За указанный период денежное довольствие военнослужащих подверглось нескольким индексациям, в среднем составивших 3% и 4 % соответственно.  В результате вышесказанного, отток военнослужащих по контракту из Вооружённых Сил Российской Федерации вырос в разы. Начиная с июня    2019 г. высшее командование Минобороны предприняло меры к материальному стимулированию военнослужащих звена рядовой – сержант, а именно повысило должностные оклады и ввело денежные надбавки некоторым категориям военнослужащих, что в свою очередь благотворно повлияло на настроения в армейской среде. В частности, были повышены оклады по воинским должностям с 1 по 4 тарифные разряды, а также введены надбавки некоторым категориям военнослужащих таких как, например, водители, до указанных изменений водитель военнослужащий, а в армейском звене это рядовой со 2м тарифным разрядом, практически не имеющий надбавок получал около 20 т.р., при новых условиях оплаты его денежное довольствие выросло до 30 т.р.

Но все же сохранилась такая проблема, как низкий уровень заработной платы военнослужащих по отношению к гражданскому населению региона, где они проходят военную службу. Такая проблема свойственна военнослужащим, проходящим военною службу в больших города и их окрестностях, таких как г. Москва, г. Санкт – Петербург, г. Ростов на Дону и так далее. Справедливости ради стоит сказать, положение дел обстоит иначе в городах так называемой периферии, а также в некоторых республиках Северного Кавказа, где государственная служба является чуть-ли не единственным способом заработка. Выходов из этой ситуации несколько, один из них — это увеличение финансирования Минобороны Федеральным бюджетом за счет этих средств можно увеличить оклады денежного содержания военнослужащих, проходящих службу в больших городах и их окрестностях. Но это способ имеет один существенный недостаток — государство и так выделяет огромные суммы денег из бюджета на финансировании Минобороны, и навряд ли эта сумма будет одобрена правомочным органом. Второй способ — это увеличение уровня денежного довольствия военнослужащих за счет сокращений, это способ тоже имеет ряд недостатков основным, из которых является то, что делать с военнослужащими чьи должности попали под сокращение, всевозможные компенсационные выплаты и льготы этой категории военнослужащих ударят государству по карману в значительной мере, не говоря уже о возможном подрыве боевой готовность государства в результате нехватки кадров.  Третий способ заключается в изыскании денежных средств путем снижения денежных надбавок некоторым категориям военнослужащих таким как например проходящим военную службу в районах крайнего севера и местностям к ним приравнённым, местностях с неблагоприятными климатическими условиями, за границей, исполняющих обязанности военной службы с риском для жизни. Снижение таким категориям военнослужащих надбавок и повышающих коэффициентов   на 2-3% позволит высвободить денежные средства, не прибегая к помощи из бюджета и увольнениям.  Последний вариант кажется наиболее оптимальным, так – как крупных городов на территории России с уровнем среднего заработкам около 50000 рублей не так уж и много. Решение этой проблемы приведет к притоку числа военнослужащих – контрактников в части и организации Минобороны, расположенные на территории и вблизи больших городов, что в свою очередь благотворно повлияет на престиж службы в Армии и на Флоте городского населения страны.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/11/4644-1.PNG

Рис 1. Увеличение уровня денежного довольствия военнослужащего в процессе военной службы

 

В 2019 г. на обсуждении в Государственной думе Российской Федерации выносился законопроект, в котором обсуждалось повышение уровня денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров. В проекте федерального закона № 556362-7 Государственная дума Российской Федерации планирует выделить в 2020 году на обеспечение военных 615, 23 млрд. руб., а в 2021 году — 638, 27 млрд. рублей.  В преддверии этого события в Минобороны вступил в действие новый приказ регулирующий денежного обеспечение военнослужащих, приказ Министра обороны Российской Федерации № 727 от 06.12.2019 г. был введен в действие вместо всем известного приказа № 2700 от 30.12.2011 г. По словам заместителя Министра обороны Российской Федерации Татьяны Викторовны Шевцовой, денежное довольствие командира батальона в 2019 г. в среднем составляло 89 тысяч рублей, что скорее правда, чем нет. Напомню, что денежное довольстве военнослужащего состоит из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и иных ежемесячных дополнительных выплат, как бывает зачастую у кого-то эти выплаты больше у кого-то меньше, кто-то в ввиду своей физической подготовленности и наличия спортивного разряда или звания получает 89 тысяч рублей, а кто-то и меньше. В любом случае политика государства в последнее время направлена на привлечение граждан Российской Федерации в ряды Вооружённых Сил. Согласно задумке Государственной Думы Российской Федерации, планируется проиндексировать в течении 2020 г. денежное довольствие военнослужащих на 3,8 %, а в 2021 г. на 4 %, по мнению аналитиков эта мера в кубе с жилищным обеспечением военнослужащих и льготными условиями пенсионного обеспечения позволит повысить престиж военной службы по контракту и вывести его на уровень 2012 – 2014 г. когда в армию буквально хлынула волна желающих проходить военную службу по контракту. Однако в связи с последними событиями на мировом рынке, а именно удешевления российской валюты такой индексации может не хватить.