ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЕНИЯ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРОЙ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

19 августа 4:37

В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации[1] закреплено важное и неотъемлемое право граждан, в том числе военнослужащих
на охрану здоровья, а также на безопасные условия труда.

В свою очередь правовое регулирование по обеспечению
в Вооружённых Силах Российской Федерации безопасных условий военной службы закреплено в общевоинских уставах Вооружённых Сил Российской Федерации[2], а также в иных нормативных правовых актах, издаваемых должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации.

Состояние правопорядка в рассматриваемой сфере во многом определяет уровень боеготовности войск и непосредственно влияет
на морально-психологическое состояние личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.

Таким образом, важное значение имеет надзор военного прокурора
за исполнением требований законодательства, регламентирующих
и организовывающих безопасные условия прохождения военной службы.

Следует обратить внимание, что Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ «Об организации прокурорского надзора
за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека
и гражданина»[3], которым установлено, что основным направлением надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Так, в вышеуказанном приказе в сфере соблюдения прав и свод человека и гражданина от прокуроров потребовано акцентировать внимание на защиту прав, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальное обеспечение, на защиту трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.

В целях исполнения приказа Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» указанием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором от 10 апреля 2008 г. № 70[4] при организации прокурорского надзора определёны приоритетные направления надзора:

— надзор за законностью приказов и других правовых актов, издаваемых органами военного управления и воинскими должностными лицами;

— соблюдение прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и других граждан;

— защита экономических интересов государства;

— борьба с правонарушениями коррупционной направленности;

— обеспечение сохранности и поддержание в боеготовом состоянии вооружения и военной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ;

— противодействие экстремизму и терроризму;

— вопросы экологической безопасности и исполнения природоохранного законодательства.

Таким образом, предмет прокурорского надзора в указанной сфере
включает в себя не только надзор за изданием органами военного управления приказов, директив инструкций и других методических указаний, но и надзор по соблюдению прав и социальных гарантий военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, борьбу с правонарушениями, коррупционной направленности, экстремизмом и терроризмом, защиту экономических интересов государства, за обеспечением сохранности и поддержанием
в боеготовом состоянии вооружения и военной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также вопросы экологической безопасности
и исполнением природоохранного законодательства.

Однако, анализ результатов деятельности органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об обеспечении безопасных условий военной службы свидетельствует о том, что несмотря
на детальную регламентацию обязанностей воинских должностных лиц, повышения интенсивности боевой подготовки войск, на местах выполнение требований по созданию безопасных условий военной службы обеспечено
не в полной мере.

В войсках допускаются нарушения правил безаварийной эксплуатации вооружения и военной техники, не всегда соблюдаются правила безопасного хранения, эксплуатации источников ионизирующего излучения, ядовитых технических жидкостей, иных веществ, представляющих повышенную опасность для окружающих. Происходят аварии и катастрофы с гибелью людей ввиду морального старения и физического износа образцов вооружения, а также не единичны случаи массовых заболеваний военнослужащих простудными заболеваниями и вирусными инфекциями.

Следует отметить, что наряду с основными причинами и условиями, способствующими нарушениям в указанной сфере также является халатное исполнение военнослужащими своих должностных и специальных обязанностей. Это обусловлено формальным подходом к организации учебных занятий, незнанием личным составом мер безопасности
при проведении занятий боевой подготовки, обслуживании вооружения, техники, иных видов работ.

Как правило, в казанной сфере работа военных прокуратур организуется в несколько этапов, а именно со сбора, накопления и анализа информации о состоянии травматизма и заболеваемости в поднадзорных войсках, выбора объекта проверки и непосредственно проведение проверочных мероприятий.

По результатам проверки военным прокурором (его заместителем)
при выявлении признаков преступления в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, в военный следственный орган направляются материалы проверки с вынесением мотивированного постановления.

Помимо этого, с учётом предоставленных Федеральным Законом
«О прокуратуре Российской Федерации»[5] полномочий военным прокурором
(его заместителем) может быть внесено представление об устранении нарушений закона, принесён протест на противоречащий закону правовой акт или вынесено постановление о возбуждении производства
об административном правонарушении.

Необходимо отметить, что согласно статьи 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений, при наличии сведений о готовящихся противоправных деяний, должностное лицо может быть в письменной форме предостережено о недопустимости нарушения закона.

При этом как указывает М.В. Корякин[6] в целях обеспечения законности и единообразия применения правового средства реагирования
в практической деятельности органов прокуратуры Генеральным прокурором Российской Федерации изданы указания от 6 июля 1999 г. № 39/7
«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона». Данным актом прокурорское предостережение квалифицировано в качестве важнейшей меры предупреждения правонарушений; при этом подчеркнуто, что его применение отнесено к исключительной компетенции прокурора
и его заместителей.

Также определены пределы применения данной меры: разъясняется, что для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами следует использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом; т.е. предостережение о недопустимости нарушения законов применимо только в рамках осуществления общего надзора органами прокуратуры.

То есть, мера прокурорского реагирования в виде предостережения
о недопустимости нарушения закона может применяться только прокурором (его заместителем) и исключительно в отношении должностных лиц, коими являются только командиры (начальники), назначенные на должность,
обладающие правом на отдачу приза и требованием его исполнения.

Вместе с тем, согласно статьям 24 и 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации[7] каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых
им в соответствии с занимаемой воинской должностью специальных задач.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками
или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения.

Таким образом, каждый военнослужащий исполняет должностные
или специальные обязанности и в зависимости от решаемых задач может быть или начальником по отношению к другим или подчинённым.

В свою очередь анализ в названной сфере показал, что большинство правонарушений совершается военнослужащими в тот момент, когда один военнослужащий, как правило, временно назначенный для исполнения обязанностей командира (начальника) и не относящийся к возложенным на него полномочиям со всей серьезностью, проявляет халатность к исполнению своих обязанностей, что в итоге приводит к причинению тяжкого вреда здоровью военнослужащих или их гибелью, а также порчу и утрату военного имущества или наступление иных тяжких последствий.

Однако статьи 25.1 и 47 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не предусматривают применения ко всем военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы
или специальные обязанности акта прокурорского реагирования
как предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, на основании изложенного, представляется необходимым предусмотреть изменения в статью 47 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации» о применении в качестве средства прокурорского реагирования по предупреждению нарушений закона военнослужащими, исполняющими как должностные, так и специальные обязанности такого акта прокурорского реагирования как предостережение.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ,
    от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ 2014. № 15. Ст. 1691.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г.
    № 1495 (в ред. от 6 мая 2020 г.) «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации», (текст Указа опубликован
    в «Собрание законодательства Российской Федерации» от 19 ноября 2007
    № 47 (1 ч.), ст. 5749.
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», (текст приказа опубликован в журнале «Законность», № 3, (в текст приказа приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 июня 2016 г. № 361, от 1 июля 2015 г. № 342, от 4 октября 2013 г. № 428, от 27 мая 2013 г. № 211, от 10 февраля 2012 г. № 46 и от 9 февраля 2012 г. № 39 внесены изменения).
  4. Указание заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 10.04.2008 № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».(с изменениями, внесёнными приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 26 декабря 2011г. № 179,
    от 11 марта 2012 г. № 58, от 2 мая 2012 г. № 99 и от 27 августа 2014 № 198).
  5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I (в ред.
    от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля. № 8. Ст. 366.

Корякин М.В. Предостережение военного прокурора как превентивное средство обеспечения режима законности в Вооружённых Силах Российской Федерации // ЭНИ «Военное право» 2018 № 3 (49) С.222.

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ 2014. № 15. Ст. 1691.

[2] См.; Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. от 6 мая 2020 г.) «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации», (текст Указа опубликован в «Собрание законодательства Российской Федерации» от 19 ноября 2007 № 47 (1 ч.), ст. 5749.

[3] См.: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав
и свобод человека и гражданина», (текст приказа опубликован в журнале «Законность»,
№ 3, (в текст приказа приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 июня 2016 г. № 361, от 1 июля 2015 г. № 342, от 4 октября 2013 г. № 428, от 27 мая 2013 г. № 211, от 10 февраля 2012 г. № 46 и от 9 февраля 2012 г. № 39 внесены изменения).

[4] См.: Указание заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 10.04.2008 № 70 «О задачах органов военной прокуратуры
по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека
и гражданина».(с изменениями, внесёнными приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 26 декабря 2011г.
№ 179, от 11 марта 2012 г. № 58, от 2 мая 2012 г. № 99 и от 27 августа 2014 № 198).

[5] См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I (в ред. от 06.02.2020)
«О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля.
№ 8. Ст. 366.

[6] Корякин М.В. Предостережение военного прокурора как превентивное средство обеспечения режима законности в Вооружённых Силах Российской Федерации // ЭНИ «Военное право» 2018 № 3 (49) С.222.

[7] См.; Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. от 6 мая 2020 г.) «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации», (текст Указа опубликован в «Собрание законодательства Российской Федерации» от 19 ноября 2007 № 47 (1 ч.), ст. 5749.