КЕЙС-МЕТОД КАК РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

19 апреля 4:43

В общепедагогической практике преподавания правовых дисциплин с известной степенью регулярности возникает вопрос методики преподавания. Кроме профессионального нарратива и специфики самой дисциплины это связано с  общим пониманием необходимости постоянной коррекции имеющихся методов преподавания, а также с включением в преподавательской процесс инновационных технологий. 

Говоря иначе, профессиональное сообщество постоянно нуждается в новом педагогическом инструментарии, отражающем уровень понимания научной и социальной природы происходящих в обществе процессов, а также реализующем стремление к эффективности преподавания учебных дисциплин.

Сегодня любая качественная методика должна быть не только научно обоснована, она должна отвечать актуальным запросам социума и требованиям к будущим специалистам, приходящим в профессию. И потому новые формы образовательной деятельности неизменно привлекают студентов и повышают их интерес к приобретаемой профессии.

«Среди наиболее значимых компонентов методики преподавания можно выделить рационализацию предмета, постановку целей и задач преподавания, структурирование предмета, определение методов и приемов обучения, определение использования средств оценивания, планирование учебной деятельности», — пишет Петрова Е.В. [2] Основанием для данной классификации, как указывает автор,  является «уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность», что в данном случае является одним из основных критериев эффективности образования. [2]

Привычный процесс преподавания заключается в трансляции преподавателем информации, и ее последующем усвоении учащимися. Ранее нами  отмечалось, что социальные изменения, произошедшие в обществе с самого начала потребовали корректировки этого традиционного метода обучения, вовлечения в преподавательскую деятельность людей не только с большим профессиональным практическим опытом, но и действующих сотрудников, профессионалов, работающих в юридической области, чей практический опыт пусть и не преобразован в преподавательские практики и академический инструментарий, но приближает теорию к практике. Также нами говорилось о  внутрипрофессиональном общении студенческих сообществ, попытке выработки коммуникационного навыка не только между представителями различных курсов или специальностей, но и в перспективе между будущими юристами и их, если так можно выразиться, клиентской базой.

Рассмотрение сложных противоречивых общественных вопросов, как один из основных приемов правового образования, сегодня востребует не только привычные академические формы преподавания или синтетического инструментария смежных наук, о чем говорилось ранее,  он востребует, если хотите, определенной унификации преподавательских методик.

Наиболее интересным в этой связи может показаться опыт преподавания успешных бизнес-технологий, где учебный курс обусловлен интенсивным, кратковременным погружением в профессиональную среду, а затем самостоятельным анализом результатов и наличием конкуренции в процессе обучения не относительно высоких баллов и хороших оценок, а относительно полученных знаний и эффективности их применения между собой в студенческой среде.   

Еще в 80-х годах 20 века исследовательские тренинговые центры США начали наращивание разработок новых методов преподавания, предназначенных для обучения молодого поколения занятию бизнесом, стимулируя тем самым потенциальное увеличение среднего класса, как основы благосостояния государства. Почти через 25 лет эти технологии из чисто экономических областей знания были конвертированы в инструментарий социального обучения, применимы для почти любых областей знания. Сегодня мы знаем этот метод как кейс-метод.

Кейс-метод – это формирование условных ситуативных конструкций на примере конкретных ситуаций, их профессиональный разбор и анализ. Это что-то схожее с научным семинаром, ролевой обучающей игрой и практическим заданием. Кейс-метод предоставляет возможность освоить и применить на практике около 30 модификаций способов анализа. Для кейс-метода характерна активизация обучающихся, стимулирование их стремления к успеху, подчеркивание достижений участников, командная работа, умение структурировать проблему, распределять направление деятельности, управлять процессом и достигать результата.

Принято считать, что именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил этого метода, а работа в команде в условиях, приближенных к реальной профессиональной ситуации, формирует устойчивую позитивную мотивацию и наращивание познавательной активности.

Практический опыт использования кейс-методов в бизнес-тренингах строится на конструировании проблемной ситуации на примерах из непосредственной бизнес-практики его участников. Говоря иными словами, воссоздается конкретная проблемная ситуация в сконструированном игровом, учебном пространстве, внутри этой ситуации распределяются роли, и под присмотром или, если хотите, контролем, преподавателей, не просто находится теоретическое решение, оно поэтапно прорабатывается и анализируется. Неоднократно в процессе таких кейс-методов участники бизнес-тренинга приходят к пониманию недостаточности имеющегося правового инструментария, и возникают очень интересные творческие, моменты, когда в условиях игровой ситуации моделируется законотворческая учебная деятельность.

Кейс-метод, как интерактивный метод, позволяет не просто создавать учебную среду, в которой теория и практика усваивается одновременно, не просто выявлять проблемные места и стыки противоречий. Этот метод позволяет выявлять законодательные лакуны, побуждает и даже приучает будущих профессионалов воспринимать законы и правовые акты не как незыблемые нормы, а как инструмент и правило, предназначенные для того, чтобы делать жизнь внутри социума легче, а отрасли – эффективнее.

Е.М. Кропанева в своей работе «Теория и методика обучения праву» говорит о том, что интерактивные методы позволяют обучающимся развивать юридическое мировоззрение, логическое мышление, грамотную речь, что не мало важно, формировать критическое восприятие ситуации, выявлять и реализовывать индивидуальные возможности, а затем объединять их в командной работе. [1] «При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что обучающиеся ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативное решение, формируют свои собственные идеи, с помощью различных средств учатся сотрудничеству», — указывает Петрова Е.В., описывая результаты своей преподавательской деятельности с использованием кейс-метода.[2]

Тарасенко О.А. в своей работе «Современные методы преподавания юридических дисциплин» прямо относит кейс-метод к видам активных форм проведения занятий семинарского типа. Ее классификация таких занятий включает в себя диалог, дискуссию, тренинг и кейс-стади. Понимая тренинг, как метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок, автор в качестве одного из основных достоинств этого метода определяет активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Особенно эффективным, как она отмечает, является использование методов тренинга, как базовых разновидностей кейс-метода при запуске новой учебной программы или проекта, когда надо разделить  две части учебного процесса, когда необходимо переключить внимание учащихся с одного вопроса на другой и для активизации внимания аудитории.[3]

Возможен сквозной тренинг, стимулирующий, прежде всего, формирование у обучающихся устойчивой привычки следить за изменениями действующего законодательства и использованием только актуального правового материала. В качестве практического примера сквозного тренинга может быть краткий еженедельный обзор, предлагаемый как доклад самих студентов аудитории на какую-то определенную юридическую тематику.

«Посредством данного тренинга можно сформировать у обучающихся дополнительную профессиональную компетенцию – способность осуществлять мониторинг нормативной правовой информации, используемой в предпринимательской деятельности, и вносить в нее изменения с учетом требований законодательства», — сообщает Тарасенко О.А. [3]

Развивая нашу мысль об использовании кейс-метода и одной из наиболее распространенных его форм кейс-стади, считаем необходимым привести определение. Кейс-стади – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, основанный на обучении путем решения конкретных задач или проблемных ситуаций – «кейсов».

Кейсы делятся на практические – то есть те, которые отражают реальные жизненные ситуации, о них   говорилось выше,  и исследовательские, то есть ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством применения метода моделирования. В русской преподавательской терминологии метод кейс-стади правильнее было бы называть методом конкретных ситуаций или методом моделируемых ситуаций, соответственно. Оба этих метода относятся к имитационным методам обучения. Таким образом, мы имеем два преподавательских приема, которые строятся на применении метода конкретных ситуаций, когда студент должен «понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть, а также определить свою роль в решении проблемы и выбрать приемлемую линию поведения», — так определяет задачи этого метода Тарасенко О.А. [3]

«При использовании метода моделируемых ситуаций, обучающиеся получают навыки поиска, отбора и применения графической и устной демонстрации судебной практики», — так определяет полезный навык этих методов Тарасенко О.А. [3]

Преподаватель может разработать несколько уровней сложности кейс-стади, каждый из которых может базироваться на различные сложности в материалах судебной практики. Кроме того, различные уровни сложности кейс-стади могут быть сформированы для различных курсов и дальнейшей профессиональной специализации.

Одним из наиболее сложных уровней тренингов и кейс-стади можно считать синтетический кейс межвидового обучения, сформированный с учетом участия представителей различных юридических специальностей, каждый из которых выполняет свою роль и преследует свои интересы в моделируемом процессе. Преподаватели, работающие с использованием таких методов, отмечают, что до их применения в учебном процессе студенческие работы демонстрировали отсутствие практических навыков и представляли собой сплошное копирование информации.

О.М. Шевченко в своей работе «Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов при обучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания», пишет о том, что целесообразно постепенно повышать уровень сложности кейс-стади, дополняя практические занятия, к примеру, анализом решения Высшего суда по соответствующему профилю, решением практического казуса, выявлением отсутствия единообразия судебной практики и формулированием предложений по ее совершенствованию или внесения изменений в действующее законодательство.[4]

Проведение практических занятий в интерактивной форме с использованием методов конкретных или моделируемых ситуаций, имеет одно чрезвычайно эффективное свойство. Они позволяют заменить теоретические вопросы, обсуждение доктрин и подходов на практические задания, разрешения казусов и конкретную творческую работу.

Из этого можем сделать вывод, что интерактивное обучение – это обучение, прежде всего, в сотрудничестве.

Одним из наиболее перспективных методов также может являться метод синтеза, объединяющий тренинги, кейс-стади и деловые игры. Имеющие общее происхождение, они различаются структурно и имеют различные акцентирующие значения.

Чрезвычайно важным моментом является понимание того, что кейс-метод является конвертируемым методом, прежде всего, это и педагогический тренинг, преподаватель сам принимает в нем участие, что позволяет ему не отрываться от практики, находиться ближе, если хотите, на одном исследовательском уровне со своими студентами. Кроме того, следует учитывать, что некоторые студенты по направлению подготовки «Юриспруденция» и сами готовятся к такому виду профессиональной деятельности, как педагогическая. Такой опыт, как применение кейс-методов формирует преемственность педагогической практики, позволяет ей не превращаться в теоретизированную область знания и оставаться актуальным профессиональным инструментарием, как для преподавателя, так и для будущих юристов. Развивает умение организовывать и проводить методологические исследования в педагогике, эффективно осуществлять правовое воспитание.

 

Библиографический  список:

  1. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву [Текст] : учебное пособие / Е. М. Кропанева ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО «Российский гос. проф.-пед. ун-т». — Екатеринбург : РГППУ, 2012. — 187 с.
  2. Петрова Е.В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин // Вестник науки и образования. 2015. № 3 (5). С. 54-58
  3. Тарасенко О.А. Современные методы преподавания юридических дисциплин // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9. С. 217-228
  4. Шевченко О.М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов при обучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания // Юридическое образование и наука. 2011. № 2. С.26-31

 

Bibliographic album:

  1. Kropaneva E. M. Theoria et methodum docendi lege [Text]: artem / E. M. Kropaneva; M-vo educationis et scientiae, de Russian Foederatio, Foederati status, educationis INSTITUTUM superiorum » Russian statum habet a. — PED. UN-t». — Yekaterinburg: rgppu, 2012. — 187 p.
  2. Petrova E. V., In eventum methodos docendi iuris disciplinis / / Acta de scientia et doctrina. 2015. № 3 (5). Pp. 54-58
  3. Tarasenko O. A. Parcus ratio docendi iuris disciplinis / / Ipsa quaestiones de Russian lex. 2016. № 9. Pp. 217-228
  4. Shevchenko O. M. Institutio Generalis culturalem et professionalem competencies alumni in doctrina negotium lege: quaestiones de doctrina modos / / Legal education, et scientia. 2011. № 2. Pp. 26-31