Подготовка к допросу несовершеннолетнего – одна из основных составляющих в процессе проведения эффективных следственных действий, которые способствуют получению качественных результатов. Для получения от свидетеля, подозреваемого или обвиняемого правдивых показаний главным критерием является обеспечение благоприятной атмосферы при допросе. Личность несовершеннолетних отличается непредсказуемостью и характерными особенностями, при изучении которых можно выбрать наиболее целесообразный метод для проведения допроса. [2]
При выборе тактических приемов для проведения допроса несовершеннолетних следователь, прежде всего, опирается на существование специфических особенностей различных возрастных групп. Стоит отметить, что именно правильно выбранный метод для проведения допроса несовершеннолетних позволит получить тот результат, который был поставлен перед следователем. Специфические особенности связаны с возрастом несовершеннолетнего. Многолетние исследования показали, что дети по своей природе наиболее внушаемы и чувствительны к постороннему воздействие. Это оказывает свое влияние на то, что при даче показания ребенок может сказать не то, что помнит или рассказать то, что его попросили сказать значимые для него взрослые.[1]
В отечественной психологии сложилось такое понятие как «возвратная периодизация лиц, не достигших совершеннолетия». Изучением данного вопроса занимались многие ученые-психологи, но большего результата добились Пащенко Е. А., Лысенко А. В. и Романов В. В.
Согласно исследованиям ученных возраст несовершеннолетних подразделяется на следующие группы:
1) младенческий возраст (от рождения до 1 года);
2) ранее детство (от 1 года до 3 лет);
3) дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет);
5) подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет);
6) старший школьный или ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет). [2]
Каждой возрастной группе присуще определенные психологические особенности, изучение которых является существенным при проведении допроса. Стоит отметить, что многие особенности обусловлены полом, типологическими свойствами, его отношением к социальным аномалиям и т.д. Важную роль на формирование психологических черт несовершеннолетнего играет его семья, в первую очередь, и общество, в котором он развивался.
В силу объективных причин подробное рассмотрение первой возрастной группы, которая включает в себя младенцев от рождения до 1 года, не имеет дальнейшего значения в силу ее незначимости.
Также весьма редки и случаи допроса лиц второй возрастной группы. Допрос данной возрастной группы следует заменить игрой или беседой, так как для них присуща наблюдательность.
Особую сложность составляет допрос третьей возрастной группы (от 3 до 6-7 лет). Следует учитывать тот факт, что дети данной возрастной группы запоминают лишь фрагменты события, тем самым не могут выстроить причинно-следственную связь события. Так же ситуация может усложниться тем, что им свойственно внушаемость и фантазирование. Таким образом, следователю может поступать ложная информация, что способствует затруднению следственных действий. [3]
Формирование понятия причинно-следственной связи наблюдается у четвертой возрастной группы (от 6-7 до 11-12 лет). У детей данной группы отмечается развитие навыков сознательного восприятия действительности, построение логических суждений и зарождается практический опыт общественного общения. Но и у этой возрастной группы существуют проблемы при допрашивании. Трудность заключается в том, что при описание более сложных событий ребенок не может отграничивать главное от второстепенного, что приводит к додумыванию тех или иных событий. Данная проблема также приводит к тому, что следователь может получить противоречивую информацию, проводящая к сложностям в расследование. [3]
Детям пятой возрастной группы (от 11-12 до 14-15 лет) присуща импульсивность и резкая смена настроения. Данная особенность может стать преградой в общении со следователем. Дети данного возраста способны сами выбирать круг своего общения, ведь именно неблагоприятное окружение может повлиять на формирование искаженных представлений о дружбе, любви и т.д. Важно отметить, что именно в этом возрасте у ребенка появляется «чувство взрослости». Благодаря данным качествам ребенок способен запечатлеть и воспроизвести событие, свидетелем которого он стал. [4]
Несовершеннолетним шестой возрастной группы (от 14-15 до 17-18 лет) характерны психические закономерности взрослого человека, так как обладают высоким развитием психических и физических процессов. Однако у некоторых лиц данной группы наблюдается появление неправильных нравственных оценок. Именно в юношеском возрасте формируется правосознание и завершается процесс социализации личности. Уголовное законодательство закрепляет, что по общему правилу уголовная ответственность устанавливается с 16 лет, следовательно, допрос данной возрастной группы можно проводить с применением тех же методов и приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых. [2]
В несовершеннолетнем возрасте активно происходит формирование мировоззрения, нравственных убеждений, идеалов и т.д. Происходит процесс социализации личности, что постностью зависит от того, в каком обществе развивается ребенок. Неблагополучное окружение способствует формированию у подростка искажение ценностей. [4]
Таким образом, возраст несовершеннолетнего подразделяется на определенные периоды, каждому из которых присуще психологические черты. Подросток, как отмечают ученые-психологи, по сути уже не является ребенком, но еще и не имеет сформированные взрослые стереотипы. «Чувство взрослости» у лиц подросткового возраста развивается стремительно, что способствует формированию его внутреннего мира.
Перечисленные факторы главным образом влияют на формирование поведения подростка и на то, как он воспринимает данную ситуацию. Все эти факторы должен учитывать следователь при проведении допроса несовершеннолетнего. Стоит отметить, что поведения несовершеннолетнего будет характеризоваться возрастными, интеллектуальными и психическими особенностями личности.
Библиографический список:
- Романов В. В. Юридическая психология: учеб. для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
- Пащенко Е. А. Ответственность несовершеннолетних в спектре уголовной политики // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 82–84.
- Пащенко Е. А. Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 2 С. 64–65.
- Лысенко А. В. О необходимости структурного реформирования системы предупреждения преступности несовершеннолетних// Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 2 С. 70–73.