Самостоятельное решение населением вопросов местного значения обеспечивается местным самоуправлением в Российской Федерации. К наиболее важным вопросам местного значения стоит отнести и вопрос, касающийся осуществления охраны общественного порядка.
К настоящему моменту в Российской Федерации проделывается определенная работа, направленная на развитие системы муниципальных органов по осуществлению охраны общественного порядка. Тем самым увеличиваются законодательные инициативы, возрастает их актуальность по вопросам практической реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественного порядка.
Весомую роль в данном вопросе сыграло принятие Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка» и Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Это поспособствовало урегулировать баланс интересов между государством и органами местного самоуправления, помогло улучшить их взаимодействие по распределению обязанностей на обеспечение условий для пресечения, предупреждения административных правонарушений в области общественного порядка, общественной безопасности на территориях муниципалитета.
В последнее время перед учеными-правоведами в области административного права поднимается вопрос, связанный с необходимостью принятия Федерального закона, который бы регламентировал порядок создания, организации и деятельности муниципальной милиции в Российской Федерации. Исходя из анализа различных точек зрения авторов, идея о создании муниципальной милиции имеет как положительные, так и отрицательные отзывы.
Например, профессор А.И. Казанник утверждает, что органы местного самоуправления в области обеспечения общественного порядка выполняют лишь одну функцию – координационную. Также он склонен к мнению, что население лишено конституционного права на самостоятельную охрану общественного порядка[1].
Предлагаю обратиться к точке зрения, согласно которой норма, позволяющая органам местного самоуправления самостоятельно осуществлять обеспечение общественного порядка, должна регулироваться по-другому, нежели как в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2]. То есть указанный закон не упоминает и не направлен на создание муниципальной милиции.
В.В. Полянский высказывает точку зрения, согласно которой предоставление главенства органам местного самоуправления в вопросе охраны общественного порядка не реализуется на практике существенным образом, поскольку данная сфера больше является государственной, и органы местного самоуправления могут только оказывать содействие (помощь) в данной сфере.
В 2014 и 2016 годах в Государственную Думу Федерального Собрания дважды вносился проект Федерального закона о муниципальной милиции в Российской Федерации, которые в итоге не были одобрены.
Из основных положений вышеуказанных проектов, выделяю следующие:
- Исключение главенства полиции в области обеспечения общественного порядка как монополиста, поскольку это не соответствует федеративному устройству Российской Федерации.
- Создание муниципальной милиции улучшило бы взаимодействие с гражданским обществом путем усвоения действительных жизненных потребностей населения на местах, вследствие чего возрос бы уровень доверия и одобрения к муниципальной милиции.
Основные замечания, по которым оба проекта не были приняты Правительством Российской Федерации, заключаются в том, что компетенции органов местного самоуправления выходили за рамки охраны общественного порядка, и финансирование муниципальной милиции могло осуществиться за счет средств местного бюджета. Такое финансирование нуждалось бы в помощи от федерального центра и субъекта, что в условиях экономической нестабильности привело бы к недофинансированию, отразившемуся на качестве реализации указанного проекта.
Полагаю, что создание муниципальной милиции (полиции) может быть полезным, но с учетом следующих нюансов:
- I. Основным направлением деятельности муниципальной милиции должна быть охрана общественного порядка, которая реализовывалась бы благодаря следующим обязанностям: осуществление контроля за поведением граждан в общественных местах, выявление лиц, находящихся в состоянии опьянения, оказание первой помощи лицам, утратившим способность самостоятельно передвигаться и т.п., участие в обеспечении охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий на территории муниципалитета, участие в обеспечении вводимых на территории муниципалитета различных видов режимов чрезвычайной ситуации путем обеспечения общественного порядка при принятых мерах на соответствующей территории.
- II. Муниципальная милиция должна вести профилактические работы путем консультирования населения по вопросам безопасности, работы с несовершеннолетними гражданами в школах, участие в правовой пропаганде, выявление среди населения лиц, зависимых от вредных веществ и проведение профилактической работы и др.
III. Участие в наиболее значимых направлениях МВД России, таких как обеспечение дорожного движения, контроль за соблюдением законодательства в сфере миграции и др.
- IV. Выявление и пресечение административных правонарушений, установленных законами субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, необходимо четко прописать полномочия муниципальных органов охраны общественного порядка и разграничить их с полномочиями МВД России, установить пределы, порядок взаимодействия между органами, что исключит путаницу, и необходимость в заключение соглашений между органами МВД России и правительствами субъектов Российской Федерации отпадет, а также детально изучить опыт функционирования органов муниципальной милиции в городах РФ, использовать опыт выявления и пресечения правонарушений гражданами, народными дружинниками, определить существующие проблемы в данной сфере. Немаловажно предусмотреть возможность внесения изменения в законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за совершения правонарушения, посягающие на осуществление деятельности муниципальной милиции.
В заключение хочу сказать, что создание муниципальной милиции увеличит реализацию существующих, но особо не реализуемых на сегодняшний день норм административной ответственности, приведет к улучшению процесса применения административного законодательства в целом.
Список литературы:
- Казанник А.И. Муниципальная полиция в системе органов местного самоуправления России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6.
- Полянский В.В. Методы и принципы гармонизации публичной власти // Lex russica. 2015. № 10.
- Упоров И.В., Кузовлева Г.В. Охрана общественного порядка и муниципальная милиция: проблемы организации и законодательного регулирования (муниципальный аспект) // Общество и право. 2016. № 4.
References (transliteration):
- Kazannik A.I. Munitsipal’naya politsiya v sisteme organov mestnogo samoupravleniya Rossii // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2013. № 6.
- Polyanskiy V.V. Metody i printsipy garmonizatsii publichnoy vlasti // Lex russica. 2015. № 10.
- Uporov I.V., Kuzovleva G.V. Okhrana obshchestvennogo poryadka i munitsipal’naya militsiya: problemy organizatsii i zakonodatel’nogo regulirovaniya (munitsipal’niy aspekt) // Obshchestvo i pravo. 2016. № 4.
[1]См.: Казанник А.И. Муниципальная полиция в системе органов местного самоуправления России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С. 21 — 24.
[2] См.: Упоров И.В., Кузовлева Г.В. Охрана общественного порядка и муниципальная милиция: проблемы организации и законодательного регулирования (муниципальный аспект) // Общество и право. 2016. № 4. С. 213.