Аспектуальность является одним из сложноорганизованных явлений грамматики. Аспектуальность включает в себя систему синтаксических, морфологических, лексических, лексико-грамматических явлений, которые передают характер распределения и протекания действия во времени [1].
Более того, аспектуальность является объектом ономасиологических исследований. В современной лингвистике данное явление, как аспектуальность, описывается двумя путями. Первый путь объясняется понятийной категорией. Первый способ описывается как в когнитивных исследованиях, так и в функционально-семантических. Второй путь использует теорию номинации, который представлен исключительно в когнитивных исследованиях [1].
А.В. Бондарко наиболее полно описал аспектуальность в рамках функционально-семантического подхода. А.В. Бондарко выявил организацию аспектуальности, которая основывается на теории понятийной категории. Теория строится следующим образом: грамматическая категория вида является «ядром» или «центром», вокруг которой образуется целая система средств ее передачи, имеющие разные уровни. А.В. Бондарко описывает аспектуальность как семантический категориальный признак, то есть характер распределения и протекания действия во времени, и на ряду с этим является группировкой функционально-семантического поля, объединенного этим признаком [3]. Что касается характеристик аспектуальности протекания и распределения действия во времени, то А.В. Бондарко он относит следующее: наличие/отсутствие внутреннего предела, ограниченность/неограниченность пределом, представление действия как ограниченного пределом целостного факта или как протекающего процесса, выделение той или иной фазы действия (фазовость), длительность, кратность, различие между собственно действием, состоянием и отношением, актуальность последствий действий более позднего временного плана (перфекность).
Аспектуальность выражается в аспектуальной ситуации, содержание которой включает все, что относится к характеру протекания действия во времени – это то, что анализируется аспектологами за пределами слова (на уровне высказывания), например: высказывания, которые равны сверхфразовому единству, высказывания-предложения и т.д. Как типовая структура представляется аспектуальная ситуация, которая базируется на семантике аспектуальности и представляет собой сторону выражаемой в высказывании общей ситуации, которая связана с выражением характера протекания действий во времени [3].
Аспектуальность также показывает объединение разных полей, такие как: поля отношения (реляционное), поля состояния (статальности), поля действия (акциональности), поля лимитативности, поля длительности, поля фазовости, поля кратности, поля перфектности [3].
В основе функционально-семантического поля аспектуальности лежит категория вида, а словообразовательные, лексические и лексико-грамматические элементы распространяют эту категорию определенным образом. Это объясняется тем, что функционально-семантическое поле является как двустроннее, то есть содержательно-формальное единство. Оно формируется грамматическими (синтаксически и морфологически) средствами, тем самым данные средства взаимодействуют со словообразовательными, лексическими и лексико-грамматическими элементами [3].
А.Л. Шарадин продолжил исследования, которые дополнил к теории понятийных категорий. Он описал свою концепцию отношений и связей между категорий аспектуальности и видом глагола. А.Л. Шарадин понимает вид как грамматическую категорию, которая является оппозицией нефлективных словоформ, присущим конкретное грамматическое значение. А.Л. Шарагин не характеризует способы действия как самостоятельные лексемы в аспекте видовых значений, так как они есть аспектуальные формы. Следовательно, речь не о взаимосвязи грамматики и лексики и их значений, а о межкатегориальных связях и взаимодействий грамматических значений близких категорий (аспектуальности и вида) [9].
В теории номинации сам термин «категория» используется в широком смысле, как любая группа языковых элементов, которая выделяется на основании какого-либо общего свойства. В узком смысле категория аспектуальности является некоторым параметром (признаком). Этот признак находится в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов. Члены данных классов имеют характеристику одного и того же значения данного признака [4].
Принимая тот факт, что аспектуальность является характером протекания и распределения действия во времени, данный характер понимается как количественная характеристика внутреннего времени действий. Данная характеристика участвует в выражении объема значения предложения. Номинативная категория аспектуальности строится из семантических составляющих таких, как: длительность, однократность, фазовость, интенсивность, результативность, соотношение с нормой и множественность [8].
Перечисленные выше семантические составляющие не являются абстрактными понятиями и не обозначают ситуацию. В данном случае возникает очень сложная и интересная проблема языкового абстрагирования и наименования категорий, например: в организации длительности, однократности и фазовости представлена другая организация, чем у абстрактных имен, то есть данные понятия служат для конкретного и чувственного осмысления мира. В данном случае категория аспектуальности переходит к когнитивной основе организации категории аспектуальности, используя понятие концепта (через концептуализацию).
Наличие концептов-примитивов оказалось продуктивной идеей, так как семантические составляющие не обозначают ситуацию, а только некоторые модификаторы. Более того, они имеют свойство семантических примитивов, которые обозначаются абстрактными словами. В отличие от семантических примитивов (не сема, не смысл, не значение, а само слово), они имеют другой план выражения – это от слова до текста [5].
Категория аспектуальности несет в себе концепты-примитивы, которые служат для модификации ситуации и передаются в языке тремя типами фреймов: поверхностным тематическим, поверхностным семантическим и поверхностным синтаксическим фреймом. Их осмысление происходит при помощи трех когнитивных моделей такие, как: метафорическая, образно-схематическая, пропозициональная модель. Приведем пример некоторых концептов: «начало», «конец», «продолжение», «результативность», «длительность», «единичность», «повторяемость», «соотношение с нормой», «степень проявления» [1].
Что касается структуры аспектуальных концептов, Е.С. Кубрякова пишет, что в реализации концептуальных систем в языке есть отличительная особенность и это то, что содержание может передаваться в языке альтернативными средствами. Чем значимее конкретный концепт для человеческого мышления, тем более сложной системой языковых форм и средств он может выражаться [6].
Следовательно, в современной лингвистике возникает главная задача – это дать ответ на вопрос способа организации категории аспектуальности в человеческом сознании (проведение категоризации). В когнитивном исследовании категоризация является ведущей составной частью потому, что она есть одна из ведущих функций нашего сознания, которые также основывают речемыслительную деятельность и организацию языка как систему [3].
Проведенное исследование позволяет сделать выводы:
Категория аспектуальности привлекает внимание многих исследователей и не одно десятилетие, так как данная категория есть одно из самых сложноорганизованных лингвистических объектов. Этим можно объяснить стремление разных авторов к описанию данного языкового явления. Но интересно заметить, что термин категоризация описывается разными содержаниями, например, А.В. Бондарко считает, что категоризация существует на уровне семантики языка, но в когнитивной лингвистике категоризация описывается как функция человеческого сознания. Более того, в науке существует два ономасиологических пути данной категории, они основываются на теории понятийной категории и на теории номинации, которые являются основой в когнитивно-дискурсивных исследованиях. Некоторые исследователи думают, что категория аспектуальности есть номинальная категория, а некоторые думают, что отражательная. Поэтому в лингвистике все еще остается нерешенный вопрос, касающийся организации языкового абстрагирования в наименованиях категории.
Список использованных источников
- Белошапкова Т.В. Когнитивно-дискурсивное описание категории аспектуальности в современном русском языке. М., 2007. — 336с.
- Болдырев Н.Н. Категории как форма репрезентации знаний в языке // Концептуальное пространство языка: сб. науч. трудов. Тамбов 2005. С. 16-39.
- Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность.1987. – 352с.
- Булыгина Т.В., Крылов С.А. Категория // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999. – 790с.
- Кубрякова Е. С. Язык и знание / Е. С. Кубрякова. М., 2004. – 549с.
- Лопатин В.В. Грамматическая категория // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 115.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. – 510с.
- Шарандин А.Л. Системная категоризация русского глагола. Тамбов, 2001. – 3с.