МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

27 апреля 9:59

Что представляют собой методы конкурентной борьбы? Обобщенные представления об этом вопросе имеются даже у далеких от экономики людей. В этой статье я расскажу о существующих в настоящий момент методах конкурентной борьбы в рыночной экономике.

Мы встречаемся с проявлениями конкурентной борьбы компаний каждый день. Это могут быть маленькие организации или огромные знаменитые корпорации, зарубежные или же российские предприятия. Все они противостоят друг другу, и происходит это разными способами.

По проблеме конкуренции в рыночной экономике существует большое число объемных научных работ, разнообразных исследований, статей, а также учебников. Помимо этого, имеется множество определений понятию «конкуренция». Эти определения дают разные ученые и экономисты, но при этом все они несут в себе похожую смысловую нагрузку. Проблема методов конкурентной борьбы зачастую является самым главным вопросом, который затрагивается в границах этой темы. Абсолютное большинство определений конкуренции воплощаются в том, что фирмы нацелены на занятие первенствующей позицию на своём рынке, для того чтобы охватывать как можно большее количество потребителей, что, тем самым, приведет к увеличению прибыли. Следовательно, можно сказать, что конкуренция – это борьба за клиента.  В совокупность методов конкурентной борьбы входят множество путей улучшения своей позиции на рынке. К примеру, это может проявляться как ценовые методы конкурентной борьбы или же смешанные виды, которые основаны на разнообразных приемах и ухищрениях. Способов и сочетаний существует большое количество, а их эффективность обусловливается способностью приспособиться к изменениям на рынке.

В зависимости от типов рынков и их размеров имеется большое количество форм для возникновения конкуренции. Когда говорят о видах конкурентной борьбы, в большинстве случаев, имеют в виду совершенную и несовершенную конкуренцию, а в условиях нынешней экономики существует множество образцов её проявлений.

В отношении методов конкурентной борьбы можно сказать, что они бывают ценовые и неценовые. И первые, и вторые применяются и улучшаются в экономике, при этом принимая новые обличья, изменяясь и подстраиваясь под рыночные изменения. Ниже я рассказываю о методах конкурентной борьбы на рынке.

Ценовые методы конкурентной борьбы представляют собой привлечение покупателей посредством продажи товаров по меньшей цене, чем у конкурентов. Качество и характеристики товаров при этом должны быть сопоставимы между собой.

Ценовая конкуренция напрямую связана с применением цены как способа захвата части рынка для получения лучших условий для реализации продукции.

Методы ценовой конкуренции включают в себя:

Ценовой маневр – своевременная перемена цены в зависимости от разнообразных условий. Причем возможности для ценового маневра тем выше, чем больше воспринимаемая ценность продукта;

Концепция скрытых скидок для определенных групп потребителей представляет собой формирование списка потребителей, которым предоставляется дисконт в сравнении с публично объявляемыми ценами.;

Открытая ценовая конкуренция представляет собой ситуацию, когда уменьшение цены происходит открыто и выступает как сигнал, привлекающий возможных потребителей. В данном случае назначаемая цена оказывается значительно меньше, чем средняя на рынке. Эта тактика используется при входе на рынок;

Демпинг представляет собой сознательное уменьшение цены крупными игроками рынка, для недопущения на рынок новых конкурентов и избавления от слабых игроков. В данном случае могут устанавливаться одинаковые цены на продукты разного качества, используется как способ компрометирования продукции конкурентов, когда на более качественный товар устанавливается цена, по которой конкурент сбывает товары худшего качества;

Уменьшение себестоимости – это один из главных способов конкуренции, при котором фирма все время ищет пути снижения себестоимости товаров, за счет чего реализует резервы уменьшения цены при соблюдении предельной нормы получаемой прибыли.

Для того чтобы правильно пользоваться ценовыми методами конкуренции, компания должна уменьшать затраты на производство, поэтому уменьшение себестоимости является основным применяемым методом ценовой конкуренции. Иначе, организация осознанно идет на потерю прибыли, для удержания доли рынка, в итоге, это экономически невыгодно для предприятия, если не искать другие способы удержания своей доли рынка.

В основе неценовых методов конкурентной борьбы лежит не ценовое преимущество над конкурентами,  а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

В современной рыночной экономике неценовая конкуренция выглядит более успешной, чем ценовая. Это связано с тем, что низкая цена выглядит для покупателя как показатель плохого качества продукта. Ниже описываются неценовые методы конкурентной борьбы.

Наилучшим методом улучшения конкурентоспособности является производство таких товаров, которые будут узнавать покупатели. Речь идет о создании и продвижении бренда компании. Это помогает не только сохранять за собой определенную долю рынка, нишу, но и не допускать новые компании на рынок.

Если перед этим речь велась про узнаваемость бренда, то теперь необходимо перейти к той стороне вопроса, без которой она может стать провалом бизнеса. Если у компании нет качественных товаров, то она не сможет добиться каких-то значительных успехов. Узнаваемость работает в обе стороны, и если у товара имеются плохие потребительские характеристики, то его мало того, что не купят, но ещё и сообщат об этом другим возможным покупателям. Качество является не просто формальностью и соответствием всем нормам и метрологическим стандартам, но оно ещё должно удовлетворенность потребительские ожидания. Если качества товара или услуги недостаточно для удовлетворения покупателя, то значит, этот товар необходимо улучшать.

В качестве неценового метода конкурентной борьбы выступает и сервис и обслуживание. Главным образом это касается высокотехнологичной продукции, к примеру, компьютеров, автомобилей, смартфонов и так далее.

Поддержка товара может выражаться в различных проявлениях в зависимости от отрасли. Например, это могут быть горячие линии, пункты ремонта, станции технического обслуживания и даже персонал, который исправит проблему с продукцией на дому.

Как было сказано ранее, узнаваемость бренда — это великолепное конкурентное преимущество. Престиж исходит из того же принципа, ведь множество людей предпочитает использовать товары с длинной историей, будь то автомобили или часы. Престижность вещи весьма важна для определенной группы покупателей, а правильные маркетинговые мероприятия и позиционирование на рынке могут сделать продукт таковым.

Реклама является одним из самых мощных инструментов неценовой конкуренции. В наше время имеется огромное пространство для рекламной деятельности. Реклама, вследствие развития технологий, шагнула далеко вперед. Сегодня это уже не просто объявления в газетах и внешняя реклама на улицах города, но и реклама по телевидению и радио. Сеть интернет предоставляет множество возможностей в выборе различных инструментов для проведения рекламной компании.

Большое количество интернет-ресурсов помогут не только сообщить о себе, но и привлекут больше дополнительной аудитории, которая, возможно, ищет именно ваше предложение.

Довольно часто покупатели жалуются на то, что сравнительно новая продукция быстро теряет свои качества. Это относится в первую очередь к бытовой технике, электронике, одежде. Хорошим преимуществом перед конкурентами является увеличение уровня качества производимого товара или более длительный гарантийный срок эксплуатации. Положительное отношение к покупателям является условием того, что они в будущем снова придут за покупками в конкретный магазин.

Конкурентная борьба в целом идет на пользу экономике и всему обществу. Когда в отрасли развита конкуренция, покупатели могут получать или продукцию лучшего качества, или товар того же качества, что имеется в среднем на рынке, но по более низкой цене. Это является следствием нескончаемой борьбы продавцов за доли рынка, что ведет к улучшению общества и экономики. Необходимо помнить, что главной целью бизнеса является извлечение и увеличение прибыли, однако с другой стороны имеется множество конкурентов, которые также участвуют в битве за покупателей, соответственно, у компании должны быть преимущества перед другими фирмами. Организациям необходимо производить такие товары и оказывать такие услуги, которые заинтересуют возможных потребителей.

Базовые методы конкурентной борьбы в процессе использования сами по себе накладывают своеобразные ограничения на бизнес, не позволяя предоставлять продукцию плохого качества, и управляют ценой.

Современный рынок не может существовать без конкуренции. Она может принимать разнообразные формы, и методы конкурентной борьбы — в соответствии с отраслями и сферами — тоже различные. Они все время улучшаются, а предприятия вынуждены подстраиваться под изменения, которые происходят во внешней среде. Задача предприятий — своевременно заметить изменения и подстроиться под них.

 

Библиографический список

  1. Federal’nyj zakon «O zashchite konkurencii» ot 26.07.2006 N 135-FZ
  2. Agapova M.A. Upravlenie konkurentnymi preimushchestvami predpriyatiya / M.A. Agapova // Karel’skij nauchnyj zhurnal. – 2017. –  T. 6. – № 3 (20). – S. 81–84.
  3. Teoriya otraslevyh rynkov / E.B. Kolbachev i dr. — M.: Feniks, 2019. — 272 c.
  4. Tret’yak, Vladimir Petrovich Analiz otraslevyh rynkov. Uchebnik / Tret’yak Vladimir Petrovich. — M.: Prospekt, 2018. — 542 c.
  5. Frolov M.A. Opredelenie konkurentnyh preimushchestv kompanii / M.A. Frolov // Voprosy nauki i obrazovaniya. – 2017. – № 6 (7). – S. 70–73.