АНАЛИЗ ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ И СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ В РАМКАХ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ

27 марта 3:57

Целью данной работы является анализ сходств и отличий процедуры досудебного обжалования и судебной защиты в рамках кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ). Стоит отметить, что процедура досудебного обжалования регламентирована в малом количестве нормативно-правовых актов : ФЗ  №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.06. 2006 года; Налоговый кодекс РФ. Вообще Налоговый кодекс РФ является, по сути, единственным законом, который содержит отдельный раздел, посвященный досудебному обжалованию действий (бездействия) или решений налоговых органов. Данный вопрос является очень интересным, так как разграничение этих двух путей защиты является очень важным для правоприменительной практики.

В связи с этим при анализе автор работы руководствовался доктриной и приведенными выше нормативно-правовыми актами.

 

  • Первой отличительной чертой процедуры досудебного обжалования можно указать бесплатность. В ч. 3 ст. 2 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской  Федерации» от 02.06. 2006 года (далее ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан) указано, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Что же касается судебной защиты в рамках кодекса административного производства, то в  ст. 106 непосредственно  указано на издержки, связанные с рассмотрением административного дела.

 

  • Следующий достаточно важной чертой является то, что досудебное обжалование возможно без предварительных процедур, то есть лицо, считающее, что его права и законные интересы нарушены неправомерным решением административного органа, может сразу обратиться с обжалованием непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч. 1 ст. 8 ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан). Что же касается судебной защиты в рамках КАС РФ, то в ч. 3 ст. 4 указанного кодекса установлено, что, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора,  то обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка. Существует обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора по делам, например cпоры о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС); споры о взыскании недоимки по налогам с физических лиц (п. 1 ст. 48 НК РФ); споры о защите прав потребителей финансовых услуг (ч.2 ст. 25) Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и многие другие. При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом  (п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ), а в случае принятия к производству — оставлению без рассмотрения, п. 1 ч. 1 ст.196 КАС РФ). То есть только после досудебного обжалования (если такая процедура указывается обязательной) можно обратиться к судебной защите в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ.  

Стоит отметить, что в рамках рассматриваемого аспекта у судебной защиты в рамках КАС есть сходства и с процедурой досудебного обжалования (в части защиты по тем категориям споров, по которым не требуется обязательное досудебное обжалование, то есть обратиться можно без предварительных процедур

 

  • В ч. 3 ст. 8 ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан указывается, что в случае письменного обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. То есть предусматривается переадресация в тот орган, в компетенции которого находится решение указанной в обращении проблемы. В КАС РФ также предусмотрен целый перечень, в котором указаны основания для передачи административного дела. Эти основания регламентированы в ч. 2 ст. 27 КАС РФ.  В рамках обжалования по КАС РФ апелляционную жалобу можно направить только в суд, которым было принято обжалуемое решение (ч.1 ст. 297 КАС РФ). Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, принявший обжалуемое решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 302  КАС РФ. В рамках обжалования по КоАП РФ можно утверждать, что четко не указывается на переадресацию жалобы при неправильном направлении, так как нормы, содержащиеся в КоАП РФ отсылают к другим нормам. Это зависит от субъекта, который по КоАП РФ будет рассматривать жалобу. Если какой-либо вышестоящий орган (не суд), то на него будет распространяться ч. 3 ст. 8 ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан, а если жалоба будет рассматриваться в суде, то следует руководствоваться ч. 2 ст. 27 КАС РФ.

То есть в первых двух случаях защиты при неправильном направлении обращения (жалобы), ее переадресовывают в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение; при направлении апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции, который по идее рассматривает данную жалобу, ее переадресовывают в суд, принявший обжалуемое решение.  А в случае обжалования по КоАП РФ применяются нормы в зависимости от субъекта рассмотрения жалобы.

Следует заметить, что возможность досудебного обжалования способствует снижению нагрузки судебной системы, но высказываются мнения, что защита в рамках такого обжалования по правилам ФЗ  №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.06. 2006 года не обеспечивает всестороннего и полного рассмотрения требований заявителя в рамках досудебного обжалования административных актов  («Право на досудебное обжалование актов и действий административных органов: особенности реализации в России и Франции»  П.А Курындин).

Список литературы:

 

  • Специальная литература (статьи):

 

  1. Курындин П.А. Право на досудебное обжалование актов и действий административных органов: особенности реализации в России и Франции.  Актуальные проблемы российского права. 2018;(4):77-94. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2018.89.4.077-094

 

Reference:

  • Special literature (articles):

 

Kuryndin P.A. The Right to Pre-trial Challenge of Acts and Actions of Administrative Bodies: Peculiarities of its Implementation in Russia and France.  Actual Problems of Russian Law. 2018;(4):77-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2018.89.4.077-094