Контроль является важной составляющей учебно-воспитательного процесса и оказывает значительное влияние на качество обучения [2]. Пелеванюк Е.Н. определяет контроль как часть урока, во время которого преподаватель индивидуально оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и как они могут использовать его в практических целях [4, с. 44].
Вопрос контроля в обучении был и остается актуальным. Над темой важности контроля на уроках иностранного языка в прежние годы работали многие ученые: Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Миролюбова А.А., Рахманова И.В., Парахина А.В. и многие другие [4]. В настоящий момент современный государственный образовательный стандарт требует от педагогов включения и применения на учебных занятиях разнообразных форм контроля [2].
Контроль, являясь органическим компонентом в учебно-воспитательном процессе, оказывает влияние и на деятельность учителя, и на деятельность ученика и выполняет определенные функции. Эти функции разнообразны и многоаспектны. Согласно роли, которую они выполняют в этом процессе, Конышева А.В. выделяет следующие функции контроля: проверочная, оценочная, мотивационно-стимулирующая, обучающая, корригирующая, диагностирующая, управленческая, развивающая и воспитательная [3].
Самая важная и специфическая функция — проверочная функция. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, т.е. достижения определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний. Проверочная функция позволяет учителю управлять учебным процессом, действовать осмысленно и системно [3].
Что касается оценочной функции, она охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. В этой функции заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется стремление, мотив познания и желание быть хорошим, а не плохим учеником [3].
Корригирующая функция реализуется следующим образом. Учитель выявляет на каком уровне сформированы навыки и умения у учащихся и, если необходимо, корректирует приемы обучения, если он считает, что использованные ранее приемы недостаточно эффективны для достижения поставленной цели [3].
Под диагностирующей функцией подразумевается выявление уровня знаний, умений и навыков. Производится диагностика обученности, определяется существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения [3].
Развивающая функция контроля тоже немаловажна, она заключается в том, что контроль дает возможность развития личности учащегося, формирует его познавательные способности [3].
Следующая функция – воспитательная. Контроль воспитывает у обучающихся чувство ответственности за свою работу, дисциплинирует их, воспитывает сосредоточенность, умение мобилизовать мышление, память, внимание; также контроль приучает к систематическому учебному труду, а это особенно важно при изучении иностранного языка, так как язык требует постоянной работы над ним [3].
В общей методике преподавания выделяют различные типы и виды контроля. В зависимости от лица, осуществляющего контроль, Миролюбов Л.А. выделяет три вида: внешний (контроль осуществляется учителем над деятельностью обучающегося), взаимный (контроль осуществляется самим обучающимся над деятельностью товарища) и самоконтроль (осуществляется обучающимся над собственной деятельностью) [1]. В зависимости от этапа обучения и его задач, Рогова Г.В. выделяет предварительный, текущий, тематический, промежуточный и итоговый. По форме организации Рогова Г.В. делит контроль на фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный [5]. По методу проведения бывает два вида контроля: устный и письменный [1].
Помимо этого, на сегодняшний день ученые выделяют традиционные и современные формы контроля. К традиционным, как правило, относятся устные опросы, письменные самостоятельные и контрольные работы, сочинения, диктанты, рефераты и т.д. Среди современных форм контроля представлены метод проектов, языковой портфель, компьютерное тестирование и другие [2].
Контроль является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид проверяет то, чему научили, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения [4].
Процесс и результаты контроля играют важную роль в совершенствовании работы учителя. Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны своей работы, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности [3].
Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всесторонность, дифференцированность, объективность и, конечно же, соблюдение воспитательного воздействия контроля [3].
Список литературы:
- Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку / под ред. Л.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2001. – 79 с.
- Гусева Д.С. Традиционные и современные формы контроля на уроках иностранного языка // Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию — Челябинск, 2018. — с. 35-38.
- Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку: Материалы для специалиста образовательного учреждения / А.В. Конышева. – СПб: КАРО, 2004. – 144 с.
- Пелеванюк Е.Н. Контроль на уроках английского языка как способ дифференцированного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №3. – с. 44-48.
- Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. –287 с.
- Voprosy kontrolja obuchennosti uchashhihsja inostrannomu jazyku / pod red. L.A. Miroljubova. – Obninsk: Titul, 2001. – 79 s.
- Guseva D.S. Tradicionnye i sovremennye formy kontrolja na urokah inostrannogo jazyka // Aktual’nye problemy i sovremennye podhody k prepodavaniju — Cheljabinsk, 2018. — s. 35-38.
- Konysheva A.V. Kontrol’ rezul’tatov obuchenija inostrannomu jazyku: Materialy dlja specialista obrazovatel’nogo uchrezhdenija / A.V. Konysheva. – SPb: KARO, 2004. – 144 s.
- Pelevanjuk E.N. Kontrol’ na urokah anglijskogo jazyka kak sposob differencirovannogo obuchenija // Municipal’noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment. 2015. №3.
- Rogova G.V. Metodika obuchenija inostrannym jazykam v srednej shkole / G.V. Rogova, F.M. Rabinovich, T.E. Saharova. – M.: Prosveshhenie, 1991. –287 s.