АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ

27 октября 8:16

Осуществление производства по делам об административных правонарушениях  сотрудниками органов внутренних дел является частью их компетенции. Среди уполномоченных должностных лиц, наделенных правом осуществлять административно-юрисдикционную деятельность, выделяются  участковые уполномоченные полиции. Работа участковых уполномоченных полиции — это многогранная деятельность, основанная на соблюдении законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Ими определены полномочия сотрудников этой службы, поставлены цели и задачи, а также функции по реализации возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка и профилактике правонарушений.

Производство по делам административных правонарушениях, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции, — это особый вид юрисдикционной деятельности, отличающийся набором специфических признаков. В своей совокупности признаки производства по делам об административных правонарушениях выражают особую природу и социальное назначение данного вида юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных полиции, помогают отграничивать это производство от иных административных производств и иных сфер юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, формируют его особый административно-процессуальный статус.

Целями реализации административно-процессуального статуса участкового уполномоченного полиции являются:

  1. Защита прав и интересов участников производства по делам об административных правонарушениях. В этом смысле участковый уполномоченный полиции  осуществляет защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиту общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности (ст. 1.2 КоАП РФ).
  2. Предупреждение административных правонарушений. Осуществляя деятельность по привлечению виновных лиц к административной ответственности, участковый уполномоченный полиции профилактирует правонарушения. Самим фактом привлечения к административной ответственности сотрудник полиции обращает внимание нарушителя на недопустимость нарушения закона. Предполагается, что пример нарушителя о недопустимости виновного поведения способствует снижению правонарушаемости в обществе [7].

В рамках организационного блока необходимо обратить внимание на такие элементы статуса участкового уполномоченного полиции как порядок заступления на  должность, определения границ обслуживания  административного участка и места прохождения службы. Для участкового уполномоченного устаналивается ряд требований, позволяющем ему осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, т.е. быть субъектом административной юрисдикции. 

Каждый участковый уполномоченный и старший участковый уполномоченный полиции обладает правом осуществлять производство по делам об административным правонарушениях, так как такое право им предоставлен о ст. 23.2 КоАП РФ, а также ведомственными нормативными актами.

Для занятия должности участковый уполномоченный полиции должен иметь высшее юридическое образование. Желательно для такого сотрудника иметь профильное образование. На сегодняшний день во многих вузах МВД  готовят специалистов узкой специализации «правоохранительная деятельность», имеющих необходимый уровень знаний. Такое требование позволяет сотрудникам быть компетентными как в вопросах охраны общественного порядка, так и производства по делам об административных правонарушениях [2].

Сотрудник полиции заступает на должность на определенном административном участке, на территории которого  устанавливает факты  совершения административных правонарушений.  Административный участок устанавливается с учетом территориальных особенностей: в городах — исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, состояния оперативной обстановки, особенностей административно-территориального деления муниципальных образований, в сельской местности — в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования — в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.

Компетенционный блок определяет  сферу полномочий  участкового уполномоченного в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Именно компетенция, необходимая для осуществления производства по делам об административных правонарушениях  позволяет участковому уполномоченному полиции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

Проблема компетенции может быть рассмотрена с различных позиций: функциональной, предметной, территориальной и др. 

Функциональная компетенция призвана конкретизировать основные и специфические функции участкового уполномоченного по реализации юрисдикционных полномочий. В пределах предметной компетенции  участковый уполномоченный полиции получает информацию  об административном правонарушении  независимо от места и времени его совершения, а также полноты сообщаемых сведений. Каждое  принятое сообщение регистрируется в официальном документе —  журнале учета приема граждан, их обращений и заявлений.

Предметная компетенция представляет  собой полномочия участкового уполномоченного полиции  по рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к его ведению. Участковый уполномоченный полиции, проведя проверку по зарегистрированным заявлениям и сообщениям об административных правонарушениях, выносит решение о необходимости возбуждения дела, рассматривает его и выносит процессуальное решение.

По всем делам, отнесенным к компетенции полиции участковый уполномоченный полиции  может составлять протоколы об административных правонарушениях. Данное  полномочие предоставлено Приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [4]. Если участковым уполномоченным полиции лицо будет привлечено к административной ответственности за пределами своей компетенции, то такое решение может быть признано незаконным.

Так, Постановлением  участкового  уполномоченного  полиции отдела полиции № УМВД России по городу Череповцу  Н.Н. Ботин признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Ботин обжаловал вынесенное решение, так как  наказание по данной статье не относится к компетенции участкового уполномоченного полиции. Суд  указал, что  дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.9 КоАП РФ вправе рассматривать начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции , их заместители. Действия участкового уполномоченного признаны неправомерными [5].

По некоторым правонарушениям участковый уполномоченный обладает правом не только составлять протоколы, но и принимать процессуальные решения. В КоАП РФ выделяется несколько групп таких правонарушений:

  • В сфере охраны здоровья населения (ст. 6.24 КоАП РФ. К административной ответственности могут быть привлечены только лица, которые курили в общественных местах);
  • В сфере охраны сельского хозяйства (ст. 10.4 и 10.5 КоАП РФ);
  • В сфере охраны безопасности дорожного движения (ст. 1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ст.12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст.12.29, ч. 1 ст.12.30 КоАП РФ);
  • В сфере охраны порядка управления (ст. 12, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, ч. 1 и 2 ст. 19.24 КоАП РФ);
  • В сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности (ч. 1 и 2 ст. 20.1, ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ).

 Выделяют также  территориальную компетенцию, которая обусловлена наличием у участкового уполномоченного полиции  полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, определенным образом связанных с территорией административного участка [6].  Каждый участковый уполномоченный полиции независимо от места совершения правонарушения обязан принять заявление по месту несения службы. Не требуется при этом, чтобы принятые заявления полностью раскрывали сущность правонарушения. Достаточно указания на сам факт нарушения. Поэтому допускается признание трех видов территориальных компетенций: дело может быть рассмотрено по месту совершения нарушения, месту жительства нарушителя или месту учета транспортного средства.

Процессуальная компетенция позволяет определить  порядок реализации полномочий  по рассмотрению дела. Полномочия участкового уполномоченного следуют судьбе дела. Если в его обязанности входит рассмотрение данного правонарушения, то он рассматривает его и выносит постановление о назначении наказания. Если же дело относится к подведомственности иных должностных лиц, то участковый уполномоченный   после составления протокола должен направить его для рассмотрения по подведомственности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении участковый уполномоченный полиции обязан рассмотреть полно и всесторонне все обстоятельства дела и вынести справедливое решение.

В процессе исполнения вынесенного решения участковый уполномоченный предпринимает действия, направленные на взыскание штрафа или исполнение иных наказаний [8].

Таким образом,  участковый уполномоченный полиции может быть признан должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Элементами его процессуального статуса являются территория обслуживания, цели и задачи, а также  компетенция осуществления процессуальных действий.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
  2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020
  3. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // российская газета. 2019. 5 апреля.
  4. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. 2014.        25 октября.
  5. Решение Череповецкого городского суда Вологодской области № 12-345/2018 от 21 мая 2018 г. по делу № 12-345/2018[Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/ (дата обращения: 24.09.2020).
  6. Гришаков А.Г. Деятельность участковых уполномоченных полиции на административном участке. М., 2015. С. 12.
  7. Полторацкая Т.И. Вопросы совершенствования производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Университета прокуратуры РФ. 2019. № 5 (73). С. 125
  8. Усенков И.А. К вопросу о понятии производства по делам об административных правонарушениях // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. М., 2015. С. 142.

 

References

  1. Federal Law of the Russian Federation dated 07.02.2011 No. 3-ФЗ «On the Police «//Assembly of Legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Article. 900.
  2. Federal law of 30.11.2011 No. 342-FZ «About Service in Law Enforcement Agencies of the Russian Federation and Introduction of Amendments to Separate Acts of the Russian Federation»//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2011. No. 49 (part 1). Article. 7020
  3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 29.03.2019 No. 205 «On the performance of service by the district police commissioner in the served administrative site and the organization of this activity «//Russian newspaper. 2019. April 5th.
  4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of August 29, 2014 No. 736 «On approval of the Instruction on the procedure for receiving, registering and resolving statements and reports on crimes, administrative offenses, incidents in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation «//Russian newspaper. 2014. October 25th.
  5. Decision of the Cherepovets City Court of the Vologda Region No. 12-345/2018 of May 21, 2018 in case No. 12-345/2018 [Electronic Resource] URL: https://sudact.ru/regular/ (circulation date: 24.09.2020).
  6. Grishakov A.G. Activities of district police commissioners in the administrative section. M., 2015. C. 12.
  7. Poltoratskaya T.I. Issues of improving the proceedings in cases of administrative offenses//Bulletin of the University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation. 2019. № 5 (73). C. 125
  8. Usenkov I.A. To the question of the concept of proceedings in cases of administrative offenses//In the collection: Science Today: Problems and Development Prospects, a collection of scientific works based on the materials of an international scientific and practical conference. M., 2015. C. 142.