Якутский танцевальный фольклор в контексте современной повседневной культуры

6 сентября 7:54
Культура повседневности – одна из популярных областей современного гуманитарного знания. Объектом изучения стали обыденные вещи, связанные с повседневной практикой человеческой жизни. Изучая обьекты культуры в контексте повседневности, мы получаем возможность изучить их с точки зрения их целесообразности, нужности и важности для обыденной жизни человека.
Безусловно, для каждого гуманитарного направления в науке обыденность разная и выражается по — разному. В частности для антрополога, повседневность выражается в виде типичных действий и повторяющихся ежедневных ритуалов. Для исследователя важно понять мотивы и механизмы типичных действий, которые тесно связаны с ценностными установками и потребностями общества в целом. Именно поэтому история повседневности формируется в рамках исторической науки, где история ежедневного быта рассматривается как отражение больших исторических событий. Каждый человек – участник и деятель истории.
К одним из важных повседневных практик относится телесная практика. С древнейших времен она играла значительную роль в процессе адаптации человека к окружающей среде. Как известно в основе мира повседневности играет большую роль возможность соотнести любой объект среды с каким либо типически соотнесенным явлением, вещью, названием и т.д. Ведущую роль при этом выполняли телесные практики, связанные со стереотипом поведения. В свою очередь поведенческий стереотип имел целью достижение наилучших комфортных для жизнедеятельности человека условий. Так, как известно, возникает и развивается этикетное поведение, в основе которого лежит стремление установления коммуникативных отношений, как между членами сообщества, так и коммуникации с окружающей средой.
Ярким выражением телесной практики в этом плане является ритуальное поведение, регламентированное мифологическим содержанием и ценностными установками древнего общества. Первоначальный синкретизм духовной культуры трансформировался в отдельные виды искусства, в частности элементы невербального ритуального поведения становятся частью танцевальной культуры.
В силу исторически сложившихся условий в современных этнических культурах различают традиционную часть, сохраняющие основные ценностные установки центрального ядра этнической культуры, и ту часть, которая динамично развивается, видоизменяется и трансформируется.
Якутский танцевальный фольклор представляет для исследователей весьма интересный объект изучения как феномен хорошо сохранившейся архаической культуры древних скотоводов, наиболее далеко в географическом плане распространивших свою культуру в Северной Азии.
На протяжении длительного времени танцевальные традиции древних якутов были неразрывно связаны с процессом адаптации к северным условиям территории проживания.
Без практики такой формы поведения как исполнение кругового хороводного танца осуохай, исполнения шаманских мистерий в виде танца удаганок, шаманской пляски и танца его ритуальных помощников – танцоров-битиситов, исполнения многочисленных поклонов и жестов с ритуальными атрибутами трудно представить сохранение этнической идентичности и презентацию этнической культуры якутов.
Развитие традиционной танцевальной кинесики было тесно связано с хозяйситвенно-культурным типом этноса. Основное содержание традиционных танцев якутов составляют традиционные элементы, связанные с этнической картиной мира якутов, магическими функциями установления коммуникации (испрашивания плодородия, лечения, благодарения и очищения. Шаманские пляски и мистерии являются ключевыми фольклорными танцами в современной танцевальной культуре якутов. Общеизвестно, что в якутских камланиях шаман олицетворяет себя с конем. Его путешествие в сакральный мир изображается в виде движения лошади. Конской пляской, представляющей из себя подражание дорожной хлыни верхового коня, шаманы добираются до верхнего мира.
Мотив возникающих с восходом солнца небесных дорог, сверкающих белых перевалов является одним из главных в текстах хороводных песен. По ним приходят, спускаются добрые божества Айыы. Данный сюжет стал мифологическим сюжетом круговых хороводных танцев якутов во время проведения ритуального праздника Ысыах. Особое место в якутском танцевальном фольклоре занимает танец битиситов (битии – топтание) – непорочных молодых танцоров, помогающих белому шаману в обрядах, связанных с божествами Айыысыт (испрашивания душ детей), Ынахсыт хотун (посвящение жертвенных животных), Исэгэй Айыысыт (обращение к духу-хозяину скота). В ритуальных действиях на Ысыахе битиситы обеспечивали с помощью повторения движений и заклинательных текстов функцию усиления и помощи магического воздействия белого шамана на жертвенное животное и благодарения божеств Айыы. Характерное название битии — топтание и исполнение его в виде танцевальной формы магического воздействия подразумевает главный образ – лошадь.
Начиная с 1936г. танцевальный фольклор якутов представлен сценическими танцами, в которых нашли отражение народные образы и почти все аспекты жизнедеятельности якутов. Сценический репертуар ансамблей советского периода связан с формированием первых «брендовых» образов Севера («Танец оленей», «Ягодки», «Северные танцы», «Приветственный танец», детский танец «Диеренкей», «Танец воинов»). В дальнейшем наблюдается рост этнических образов – «Кыталык ункуутэ» (танец стерхов), «Алгыс ункуутэ» (танец благопожелания), «Мунха» (танец рыбаков), «Сайылык оголоро» (дети сайылыка), «Уус ункуутэ» (танец мастеров), «Дэгэрэн ункуутэ» (танец дэгэрэн), «Кылыйыы ункуутэ» (танец с движением кылыйыы», «Чохчохой» (танец вприсядку), «Оччуттар» (танец сенокосчиков), «Чорон ункутэ» (танец с чороном», «Кымыс ункутэ» (кумысный танец»), «Салама ункутэ» (танец с саламой), «Кыыс суктэр» (танец свадебного обряда), «Хомус ункутэ» (танец с хомусом) и др. Появились различные сценические варианты круговых хороводных танцев – янский осуохай, вилюйский, сунтарский, олекминский осуохай.
В 80-х годах на основе традиционной пластики впервые создаются одноактные хореографические композиции. Они появляются в результате творческого поиска более зрелищных форм воздействия на зрителя. Рамки отдельных танцевальных номеров стали узкими для целостного восприятия танцевальных образов. В 1986г. руководителем фольклорного танцевального ансамбля «Эрэл» ( г. Якутск) осуществлена постановка хореографической композиции «Свадебный ысыах», в которой воссоздавались старинные ритуалы соответствующие свадебной обрядности, в 1987г. появился дноактный спектакль “Легенда о хосуне” по мотивам произведения Далана “Глухой Вилюй”. Героическое время “кыргыс” предстало перед зрителями в танцевальных мужественных образах хосунов ( воинов) и их предводителей.
В 90-х годах появляются танцевальные постановки, воссоздающие древние ритуалы якутов – «Анахсыт тардыыта» (призывание плодородия), «Танец воинов», «Арчы ункуутэ» (танец обряда очищения), «Ситим ункуутэ» (танец обряда развешивания священных веревок-ситим), «Уот ункуутэ» (танец обряда поклонения огню) и др.
Используя свободную пластику, в сочетании с традиционными движениями были созданы неповторимые танцевальные образы якутского эпоса — героев Верхнего, Среднего и Нижнего миров в этно-балетах “Ахсым Бэргэн” (автор либретто Иван Семенов), “Айгыр уонна Уолумар икки” (автор либретто и научный консультант — к.ф.н. А.Е.Захарова), “Кун уола” (научный консультант А.А.Кардашевская — Кубэйэ). Хореографические композиции “Хара саhыл” (по материалам С.А.Зверева) и “Сон шамана” были приурочены к празднованию юбилейных дат творчества и жизни великих представителей якутской культуры.
Приоритетным моментом в определении роли танца в жизни якутов является не столько механическое сохранение формы и манеры исполнения танцевального фольклора, сколько – понимание содержания – семантического смысла исполнения. Именно это дает возможность новым поколениям «признавать» и считать танцевальный фольклор «своим». Именно это дает возможность его сохранять и развивать последующим исполнителям.
Наиболее ярко современный якутский танцевальный фольклор представлен в нескольких пространствах повседневности:
— в приватном пространстве – пространстве самореализации — повседневной досуговой части жизнедеятельности вне дома – в самодеятельном танцевальном искусстве,
– в публичном пространстве — в пространстве профессиональной деятельности — в артистической деятельности танцора,
— в личном пространстве — регламентированной событиями жизненного цикла.
В настоящее время, благодаря научной деятельности этнохореологов, искусствоведов, фольклористов, историков, этнологов, культурологов, изменился фонд танцевальных элементов, терминов национального танца. Музыкальное сопровождение постановок включает в себя много песенного фольклора и национальных музыкальных инструментов. Исследуя пространства повседневности, можно констатировать, что якутский танцевальный фольклор сохраняется и активно используется для развития этнической культуры.