ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

25 мая 7:31
Одним из направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики северных территорий является развитие туризма, способствует созданию новых рабочих мест, притоку инвестиций, росту доходов домохозяйств и бюджетов местного самоуправления, а также  решению социальных проблем коренного населения. Развитие туризма является одним из инструментов «нового» освоения канадского Севера, которое в отличие от «старого»  освоения ориентировано на использование природосберегающих и информационных технологий.



Среди основных причин зарождения северного туризма можно назвать усиливающуюся из-за массовости туризма нагрузку на традиционные виды туризма, а также развитие средств транспорта и связи. Кроме того, на развитие северного туризма оказывают существенное влияние[1]:

  • уникальные по красоте и притягательности северные ландшафты, которые недоступны в повседневной жизни, а человеку свойственно стремиться к неизвестности, приключениям, новым впечатлениям;
  • развитие техники, транспорта, инфраструктуры, которое способствует быстрым и безопасным путешествиям;
  • желание знакомства с культурой и бытом коренных жителей Севера;
  • возможность охоты, рыбалки, занятия экстремальными видами туризма.


Северный туризм представляет собой вид туризма, для которого характерны все признаки классического туризма, а основой его развития является историко-культурный, природный и социально-экономический потенциал территории. Пространственное развитие северного туризма происходит путем освоения новых районов с формированием региональных и локальных туристских рынков. Виды туризма характерные для северного туризма можно сгруппировать по трем типам туристского природопользования, то есть по особенностям вовлечения природных ресурсов в процессе удовлетворения потребностей туристов.



Основой развития туризма на Севере являются географические и климатические условия, развивающаяся система национальных парков. Появление новых видов туризма способствует к повышению конкурентоспособности и развитию северного туристского рынка  путем нового освоения территорий. Появление новых видов туризма, расположенных в определенной местности зависит от характеристики природных ресурсов, историко-культурного потенциала, традиций населения, сложившейся транспортной системой и существующего спроса на глобальном туристском рынке. Любой вид туризма развивается на определенной территории, где при наличии определенной стратегии развития может процветать или затухать.



Туристский рынок северных территорий является важной частью государственной социально-экономической политики, которая в современных условиях ориентирована на формирование новой модели функционирования данной сферы, сочетающей эффективные рыночные механизмы с сохранением традиционного природопользования как составляющей специфичных предпринимательских ресурсов Севера (культурное наследие, традиционные знания, родовые общины и др.). На примере развития туризма можно проследить процесс освоения, развития северных территорий и их адаптацию к вызовам глобализации. Следовательно, в качестве основного признака туристского рынка можно использовать территорию и по данному признаку нами выделены глобальные, национальные, региональные и локальные туристские рынки, развивающиеся в разных природно-климатических, историко-культурных и социально-экономических условиях.



Туристская индустрия показывает, прежде всего, территориальный характер туризма, его привязку к определенным природным, национально-историческим и другим особенностям территории. В связи с этим происходит формирование различных уровней территориальных туристских рынков, привлекательных для развития тех или иных видов туризма, которые будут способствовать развитию предпринимательства и пополнению местного бюджета. Кроме того, эффективность развития туристских рынков зависит не только от наличия производственных факторов, но и организационных структур или влияющих друг на друга трехуровневых институтов управления.



Безусловно, происходящие процессы глобализации привели к изменению функционирования отраслей мировой экономики. Происходят изменения в разделении труда, занятости, структуре общественных потребностей. Новые подходы к развитию северных территорий состоят в выработке методов и технологий освоения, направленных на изменение отношения к Северу как источнику ресурсов, на трансформацию пространственной организации хозяйства и системы расселения на Севере, обеспечение его инвестиционной привлекательности и комфортных условий для жизни людей. Такая модель призвана минимизировать затраты по обслуживанию инфраструктурного комплекса при усилении его эффективности, обеспечивая «эффект масштаба» и возможности включения в межрегиональные и международные цепочки добавленной стоимости – как в сетевом (линейно-узловом) подходе[2].



В последнее время в России наблюдается рост внутреннего туризма, что подтолкнула к повышению спроса отдыха россиян на ранее не известные отдаленные районы страны. Рынок туристских услуг в Республике Саха (Якутия) начал развиваться сравнительно недавно, что объясняется географической удаленностью от основных туристских центров, слаборазвитой транспортной инфраструктурой. Особенностями пространственного развития арктических районов  является расположение их территорий по побережью Северного Ледовитого океана,  крупных рек, что связано с  использованием рек как естественных транспортных путей и доступом к богатым рыболовным и охотничьим ресурсам. Сложившееся еще со времен советской эпохи инфраструктура арктических районов без соответствующей финансовой поддержки быстрыми темпами приходит в упадок и изнашивается. А не эффективная деятельность институтов занимающихся централизированным регулированием Севера приводит к нерациональному использованию скудных инвестиций выделяемых на  развитие арктических районов[3].



В настоящее время труднодоступность территории, слабо развитая дорожная инфраструктура и материально-техническая база усложняет развитию туризма. А уникальностью арктических районов Республики Саха (Якутия) является наличие системы особо охраняемых природных территорий, покрывающих арктический туристский район непрерывной зоной. Где особое внимание уделяется включению региональной системы в существующие российские и международные системы охраняемых территорий. Прибрежное положение вдоль зоны Северного Ледовитого океана при развитии Северного морского пути как международной транспортной магистрали в Арктике может способствовать быстрому развитию полярных круизов, экологического, этнографического туризма[4] .



Разработка стратегии развития туризма дает создание механизма формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего значительный вклад в экономику северных регионов[5]. Механизм взаимодействия государственных, региональных, муниципальных структур с туристскими предприятиями является наиболее эффективным методом управления туризмом на Севере. Сетевые взаимоотношения туристских предприятий с государственными органами управления дает возможность совершенствования работы туристских фирм за счет внедрения научных методов планирования, формирования эффективной системы взаимоотношений туристских предприятий, принадлежащих сфере малого и среднего бизнеса с государственными структурами[6] .



Отсутствие согласованного многоуровневого планирования развития туризма в Республике Саха (Якутия),  механизм реализации и координации проводимых мероприятий, а также недостаток информации о туристских возможностях районов  Республики Саха (Якутия)  препятствует развитию туризма в муниципальных образованиях. Следовательно, объединенный поход к развитию туризма, маркетинговых исследований позволяет партнерам координировать свою политику и действия в масштабах республики, разрабатывать и внедрять мероприятия, которые помогают конкурировать в борьбе за потребителей.



Подводя итоги можно сказать, что развитие туристского рынка на Севере становится одним из видов нового освоения и модернизации удаленных территорий. Это определяется тем, что они позволяют снижать стоимость государственных услуг для населения, уменьшают транзакционные издержки, способствуют налаживанию экономических и социальных связей. При этом возникает «эффект нового ресурса», который оказывается доступным и северным территориям и вызывает прямое участие без посредников на региональные и мировые рынки. При новом освоении Севера усиливается регулирующая роль институтов, особенно местного самоуправления, заинтересованных в развитии своей территории. Хозяйственное освоение Севера становится устойчивым, если одновременно наблюдается не только освоение территории, но и сохранение традиционного хозяйства коренных народов, а значит, бережное отношение к окружающей среде[7] . В результате, развитие туризма как одного из вида сферы услуг способствует новому освоению территории – росту предпринимательства, возникновению новых «бизнесов» и создает так называемый мультипликативный эффект.



 



Литература

  1. Саак А.Э., Жертовская Е.В. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования. М.: КУРС, ИНФРА-М, 2012. – 304 с.
  2. Тотонова Е.Е. Арктические районы Республики Саха (Якутия) и возможности адаптации к рынку // Концепт. – 2014. – № 09 (сентябрь). – ART 14249. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14249.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  3. Тотонова Е.Е. Использование опыта развития национальных парков северных территорий Канады в Республике Саха (Якутия) // qje.su/regionalnaya­ekonomika­i­razvitie/ispolzovanie­opyta­razvitiya­natsionalnyh­parkov­severnyh­territorij­kanady­v­respublike­saha­yakutiya
  4. Тотонова Е.Е. Роль местных органов самоуправления в формировании системы управления туризмом Республики Саха (Якутия) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал,  2014, №62. URL: http://uecs.ru
  5. Тотонова Е.Е., Слепцов С.Ю. Современные особенности пространственного развития арктических районов Республики Саха (Якутия) // Экономика и управление. №2. Стр. 19-23.
  6. Тотонова Е.Е. Туризм на Севере Республики Саха (Якутия): опыт географического моделирования. Якутск : Издательский дом СВФУ, 2016. – 188 с.
  7. Totonova E. SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT AS THE BASIS OF ARCTIC LANDSCAPE CONSERVATION (CASE OF UST-LENSKIY PROTECTED AREA) IN THE REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA), RU // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016,sgemsocial.org, SGEM2016 Conference Proceedings, ISBN 978-619-7105-76-6 / ISSN 2367-5659, 24-31 August, 2016, Book 2 Vol. 5, 663-670 pp, DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2016/B25/S07.087

[1] Тотонова Е.Е. Северный туризм : понятие и классификация / Е. Е. Тотонова // РИСК : Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2010. – № 2. – С. 305- 309.



 



[2] Totonova E. SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT AS THE BASIS OF ARCTIC LANDSCAPE CONSERVATION (CASE OF UST-LENSKIY PROTECTED AREA) IN THE REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA), RU // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016, www.sgemsocial.org, SGEM2016 Conference Proceedings, ISBN 978-619-7105-76-6 / ISSN 2367-5659, 24-31 August, 2016, Book 2 Vol. 5, 663-670 pp, DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2016/B25/S07.087



[3] Тотонова Е.Е., Слепцов С.Ю. Современные особенности пространственного развития арктических районов Республики Саха (Якутия) // Экономика и управление. 2014. №2. Стр. 19-23.



[4] Тотонова Е.Е. Арктические районы Республики Саха (Якутия) и возможности адаптации к рынку // Концепт. – 2014. – № 09 (сентябрь). – ART 14249. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14249.htm.  – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.



[5] Саак А.Э., Жертовская Е.В. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования. М.: КУРС, ИНФРА-М, 2012. – 304 с.



[6] Тотонова Е.Е. Роль местных органов самоуправления в формировании системы управления туризмом Республики Саха (Якутия) // Управление экономическими системами: электронный научный  журнал,  2014, №62. URL: http://www.uecs.ru



[7] Тотонова Е.Е. Использование опыта развития национальных парков северных территорий Канады в Республике Саха (Якутия) // qje.su/regionalnaya­ekonomika­i­razvitie/ispolzovanie­opyta­razvitiya­natsionalnyh­parkov­severnyh­territorij­kanady­v­respublike­saha­yakutiya