ГОРОДСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ: СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ДОЛИНЫ ТУЙМААДА

24 июня 8:06
Цель исследования — изучение истории освоения долины Туймаада предками народа саха и русскими землепроходцами и формирования культурного ландшафта города Якутска по материалам археологических памятников эпохи средневековья.



Метод исследования. В работе использованы методы междисциплинарных исследований археологических данных, а также сравнительно-исторический и формально-логический методы анализа эволюции культурного ландшафта Якутска.



Описание исследования. Долина Туймаада является одной из наиболее богатых археологическими памятниками местностей  Якутии. В ней открыто и исследовано более 200 объектов археологического наследия, датируемых в хронологическом диапазоне палеолит – новое время [2, с. 43]. Памятники раннеякутской кулун-атахской культуры представлены поселениями со смешанным культурным слоем Зерновая II (Уураахы), Орбита-16 км, Владимировка VI,  Логовая в центре г. Якутска, а также  погребениями Атласовское 1 и 2, Сергеляхское, Ючюгэй Юрюйэ и Владимировка [1]. Часть этих памятников имеет радиоуглеродную датировку, калиброванный календарный возраст которой приходится на интервал XIV– начало XVII в.  К ним примыкают железоплавильные мастерские, датированные А.П. Окладниковым I тыс. н.э. и  отнесенные им  к культуре якутов [3].



К приходу русских якуты представляли собой уже сложившийся народ с единой культурой и языком, хотя в их исторической памяти сохранились следы прежнего этнического разделения, связанного прежде всего с генеалогическими преданиями о прародителях Омогой, Эллэй и Улуу Хоро, что подтверждается в частности данными комплексных исследований раннеякутских погребений, в которых отмечается разнообразие  форм захоронения. Богатая степной растительностью, изобилующая заливными плодородными лугами долина Туймаада, защищенная  с одной стороны сопками Чочур Мураан, с другой — полноводной Леной, принадлежала правящему клану хангаласцев.



Сначала левый берег Лены показался русским землепроходцам «худым» и «не угожим», но затем по причине регулярного затопления вешним половодьем правобережного Ленского острога для переселения и постройки острога был выбран Эюков луг (ныне Зеленый луг). По историческим рассказам, место под острог отвел сам князец Эюк из клана тыгинидов. Обнаруженные недавно в центре города фрагменты кулун-атахской керамики XIV-XVI вв. свидетельствуют о том, что в эпоху средневековья здесь поселились северные скотоводы, которые в процессе освоения и преобразования долины положили начало формированию будущего культурного  ландшафта города. Согласно первой переписи населения острога с подгородными поселениями (1641), около половины жителей составляли якуты. Острог имел весьма своеобразный облик, продиктованный Холодом. Наряду с традиционными русскими рубленными избами имелись юрты якутского типа. Многие дома отапливались якутскими каминами [4, с.154,  164, 191 и т.д.]. Якуты в  обмен на «русские товары» поставляли городу скот, мясо-молочные продукты, дичь, предметы домашнего обихода, охотничью и рыболовную снасть и кричное железо. Постепенно в острог проникли товарно-денежные отношения, о чем красноречиво свидетельствует собранная в ходе археологических исследований культурного слоя острога и городского посада XVII-XVIII вв. значительная нумизматическая коллекция, самой ранней монетой в которой является серебряная копейка периода правления царя Фёдора Алексеевича Романова.



Якутск изначально был построен как опорный пункт освоения Северо-Востока Азии. В этот многоплановый процесс внесли свой вклад и коренные народы Якутии, которые издавна имели историко-культурный контакты с Приамурьем, о чем свидетельствуют данные раннеякутских погребений.



Результаты исследования. Материалы средневековых памятников долины Туймаада показывают, что ее естественный ландшафт как природная основа процесса освоения в течение нескольких веков  изменялся и окультуривался. Умение приспособить окружающую среду к своим насущным потребностям и самим приспособиться к ней во многом определяло успешность освоения Ленского края предками якутов. В XIV — XVII вв. долина Туймаада стала одним из центров формирования, а затем распространения скотоводческой культуры по огромной территории Лено-Амгинского междуречья и придолинной части Вилюя. Важнейшее значение в развитии культурного ландшафта долины имело освоение ее русскими землепроходцами и построение города, который стал важнейшим опорным пунктом открытия новых земель вплоть до Тихоокеанского побережья.



Литература

  1. Бравина Р.И. Раннеякутская кулун-атахская археологическая культура (XIV–XVI вв.) в свете новых данных // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2018. № 2. С. 10–18.
  2. Дьяконов В.М. Археологические памятники долины Туймаада // Город Якутск: история, культура, фольклор. Якутск: Бичик, 2007. С. 36-49
  3. Окладников А.П. Ленские древности. Вып. 3. М., Л.: Изд-во АН СССР. 1950. 242 с.
  4. Сафронов Ф.Г. История Северо-Восточной Азии: XVII — начало XX в. Новосибирск: Наука, 2010. 637 с.