ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ СОВЕТСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА В ЯКУТСКЕ

3 марта 3:36
Государственная политика Советской России с 1930-х годов достаточно резко вмешивается в естественное развитие общественно-культурной жизни страны. В архитектуре модернизм сменяет парадный неоклассицизм. И вводит тотальную художественную цензуру. «Сталинская архитектура» строго придерживается государственной идеологии с полным контролем над всеми аспектами жизни общества и авторитарным типом управления. Возводимые сооружения должны были служить символом советской власти, роста и развития советской культуры. Приоритетом являлось парадное оформление городов всей страны от южных до арктических. Ансамбли центральных площадей формировались административными зданиями городских советов, предназначавшихся для проведения партийных съездов и конференций, и зданиями театров. Эти монументальные сооружения должны были служить фоном для городских мероприятий. Как же государственный заказ и региональные возможности отразились на архитектурный образ Якутска?



Целью исследования является поиск историко-художественных процессов в официальном стилистическом направлении Советского союза 1930-е — 1960-е годы в Якутске.



Задачи: определить процесс влияния европейских тенденций архитектуры в стилеобразование г. Якутска конца 1930-х — 1960-х годов; выявить региональные особенности советского неоклассицизма г. Якутска.



Классицизм- выражается в достаточно строгой регламентации в планировочной схеме, в формообразовании и в организации пространственной среды перед фасадом. В СССР до первой волны неоклассицизма вполне естественно формировался модернизм, который определялся свободной формой и планировкой. Силуэты данных зданий или групп зданий отчетливо транслируют свободомыслие. Данный посыл никак не вписывался в государственную политическую идею. Для того, чтобы втиснуть новый образ советского гражданина, классицистические каноны были наиболее приемлемыми.



Неоклассицистическое здание с башней и шпилем обладает, как и должно быть в условиях главенства «официального стиля» сталинской эпохи, симметричной композицией парадного фасада. В Москве и в Ленинграде шпиль проектировали для зданий в значимых участках города, как для жилых домов, организующих центральные магистрали, так и для административных зданий. Архитектура центральных городов Советской России по праву считается окном в европейскую градостроительную школу.



В перспективных рисунках, предложенных Л. Ю. Гальперином для центральной площади, видно, что образ «срисован» с ленинградских видов. Архитекторы были оторваны от натуры и не выезжали на местность. Решение принималось исходя из личного опыта и предпочтений архитекторов, которые опирались на градостроительную традицию в Ленинграде. Площадь Ленина в Ленинграде и площадь Ленина в Якутске проектировали в одно время. Проект площади для Якутска и реализованный проект в Ленинграде имеют много общего, в частности, центральным элементом является сооружение с башней и шпилем. Площадь-эспланада, выходящая к Арсенальной набережной Невы, фланкирована зданиями, сооружёнными по проектам М. Е. Русакова (1948–1952) и Н. В. Баранова (1952–1954) в стиле «сталинского ампира». Но сам Финляндский вокзал выполнен по проекту П. А. Ашастина, Н. В. Баранова, Я. Н. Лукина (1955–1960).



На участие ленинградских архитекторов в формировании центра Якутска указывают и О. Г. Карамзин и И. Д. Алексеева. Отчетливо просматривается в наши дни и планировка центральной площади-эспланады, оставшаяся от генерального плана 1939 года и осуществленная, как было задумано в проекте, и разбивка её партера в лучших традициях проектирования Ж.-Б. Леблона, на планировочные идеи которого ориентировались советские архитекторы.



 



В здании ГУК (главного учебного корпуса) – архитектор С. В. Данилов и инженер Бондарев, отчетливо прослеживается палладианская интерпретация античных форм с торжественной колоннадой, вознесенной на рустованное основание. По проекту ордер предполагался ионический, конечно, в условиях колониального региона без строительной базы являлся «излишеством». В результате его изготовление не было финансировано. Ордер упростили до ступенчатых колец. Архитектор использует рустовку на первом ярусе здания. Тем не менее здание выражено сдержанными классицистическими элементами, колоннадой, портиком. Региональные рамки в архитектуре и строительстве в которых сдерживают, не дают того размаха, который мы можем наблюдать в других городах в лучших произведениях неоклассицизма. Но художественное чутье С.В.Данилова, и его чувство пропорции, знание местного колорита позволило интегрировать новые постройки в Якутске с совершенно новым тогда для города стилем.



Так же региональной особенностью неоклассицизма проявлен в деревянном двухэтажном здании школы №4 в Якутске. В плане представлен буквой «П», фасад расположен по центру, выделен портиком и колоннадой.  Типовая характерная рустовка трансформируется в живую облицовку “елочкой”.



Северное проявление советского неоклассицизма в интерьере определяется использованием характерных для данного стиля архитектурным и изобразительным декором и деталями, выполненными деревом. Двухэтажная деревянная школа №17 наглядный тому пример. В интерьере симметричной и вытянутой в плане располагаются два крыльца по двум концам коридора. Для перил использованы классические балюстрады и характерные, ступенчатые бордюры и плинтуса. На стенах между дверными проемами были установлены деревянные пилястры.



Вывод: В городах центральной России относительно «легко» вписываются образы европейского классицизма. Европейские тенденции архитектуры в стилеобразовании г. Якутска конца 1930-х — 1960-х годов имеют большое влияние. Но претерпевают ряд изменений в масштабе, используемых строительных материалах, что в свою очередь выливается в искажение при воплощении проекта. Строительные и климатические ресурсы привносят свои коррективы вплоть до отказа от проекта, сохранив лишь планировку [Архитектон: известие вузов. Рожина Д. С. Градостроительные концепции проектов 1939 и 1953 годов для центральной части Якутска. Идеи и результаты. Декабрь 2015]. Региональным строительным материалом дело обстояло двояко. В одной стороны производство обходилось дороже предполагаемых расходов в колониальный регион. А с другой, кадровый капитал не предусматривал грандиозных размахов в строительстве. Становится ясно, что проектные задания стоит доверять новоиспечённым местным и приглашенным архитекторам. Которые адаптируют к существующим условиям официальный архитектурный стиль, что и определяет якутские художественные образы сталинского неоклассицизма.