ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

19 января 4:35
Повседневная активность человека проявляется в его поведении, совершаемом в определенном пространственно-временном континууме. На организацию самого континуума и особенности поведения человека в нем оказывают влияние не только социальные, психологические, ландшафтные факторы, но и культурные. Интерес к особенностям пространственного поведения возник давно, существует целое научное направление «проксемика». Термин, введенный Э. Холлом, означающий изучение личного и общественного пространства и восприятие его человеком, и то, каким образом человек бессознательно структурирует свое микропространство, поддерживая дистанцию с другим человеком в процессе повседневных взаимодействий. [1]



Целью проведенного проксемического исследования являлось описание особенностей пространственного поведения человека в ситуации взаимодействия с разными людьми, а также роли культурных факторов в формировании стратегий пространственного поведения. На первом этапе исследования был проведен ассоциативный эксперимент. На стимул «холод» было получено 52 ассоциативных реакции, которые условно можно поделить на 2 большие группы: «физиологические реакции» (дрожь, стучат зубы, красные руки и т.п.) и «смысловые реакции» (низкая температура, мерзлота, скученность и т.п.). Интересным, на наш взгляд, является ассоциация «скученность», которая отражает представление о том, что чем ближе люди находятся друг к другу на морозе, тем теплее, тем больше шансов выжить. Такая ассоциация находит свое отражение и в поведении, о чем будет сказано ниже. На втором этапе было проведено собственно проксемическое исследование по изучению персонального пространства, т.е. дистанции, на которую индивид допускает к себе человека во время общения. В качестве метода использовалась шкала Дьюка и Новицки (1972). Человеку предлагается достаточно большой однородно окрашенный квадрат и несколько небольших бумажных кружков другого цвета. Соотношение размеров стороны квадрата и диаметра кружка примерно 10:1. Кружки символизируют самого испытуемого и каких-либо других людей, отношение к которым он выражает, располагая кружки-людей на квадрате-комнате. [2] В качестве стимулов были использованы такие понятия как «родственник», «знакомый», «малознакомый», «незнакомый человек».  В исследовании приняли участие 50 испытуемых якутской национальности. Э.Холл в персональном пространстве выделял 4 зоны: интимная зона имеет размеры примерно от 0 до 45 см, персональная зона- расстояние от 45до120 см, социальная зона — интервал от 1,20 до 3,65 м, публичная зона имеет протяжение от 3,60 м и далее. В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты: интимная зона уменьшилась и составила от 37 до 40 см, это есть та зона, куда мы допускаем близких родственников и тех, кому доверяем. Персональная и личная зоны оказались объединенными, без ярко выраженных границ. Если знакомого человека допускают на расстояние от 40 до 60 см (в среднем), то малознакомого человека на 90 см (в среднем), а незнакомца на 1,3 м (в среднем). Публичной зоны не наблюдается вообще. Персональная, социальная, публичная зоны оказались «сжатыми», с уменьшенными расстояниями и без четко выраженных границ (высокая вариативность). Таким образом, можно констатировать, что наблюдается существование внутреннего, интимного пространства и внешнего, и между ними имеется граница, которая разделяет пространство на внутреннее, имеющая свою структуру и внешнее, которая строится по другим законам. В этой связи можно провести некоторую историческую аналогию. Р.Маак писал, что якуты не любят селиться обществами и предпочитают жизнь уединенную, жилища их обыкновенно расположены особняками, обнесенные изгородью и в весьма немногих местах можно встретить более скученные урочища, например, около рыбных озер. В тоже время организация пространства внутри юрты дает совершенно другую картину. Согласно описанию Р.Маака, вдоль передней и левой от входа стен находятся несколько углублений вроде лежанок, служащих спальнями членов семейства, и все такие углубления имеют свои названия, все перечисленные лежанки отделяются друг от друга или тонкими досками или просто шкурами.[3] Получается, что внешняя граница определяется четко, а внутренняя граница смазана, стерта. Аналогичная картина наблюдается и в пространственном поведении, где четко определена граница «свой»- «чужой». Кроме того, как показало проведенное исследование сама дистанция между общающимися очень невелика, по сравнению с данными Э.Холла.  С чем связана такая особенность пространственного поведения? В проксемических исследованиях была выявлена закономерность согласно которой плотность населения на определенной территории влияет на персональное пространство. Чем выше плотность, тем меньше расстояния персонального пространства. В нашем исследовании расстояния персонального пространства соответствуют культурам с высокой плотностью населения. Почему? Позволим себе высказать предположение, что такое положение дел обусловлено, в первую очередь, экстремальными климатическими условиями. Территория большая, а население проживает достаточно компактно, что увеличивает плотность, т.е. территория заселена неравномерно, поэтому демонстрируемому пространственному поведению свойственны черты культур с высокой плотностью населения.



На пространственное поведение оказывают влияние те представления о пространстве, существующие в данной культуре. Так у представителей западной культуры преобладает представление о пространстве линейное, от точки к точке, такому принципу построены все современные города. Но есть и другое представление о пространстве, где основой является центр, имеющий стратегическое значение, и периферия, окраины, с менее очерченными границами. Такое представление больше характерно для азиатских культур. Как нам кажется, в культуре якутского народа центр имеет важное значение. Если рассматривать обустройство юрты, то центральное место занимает очаг, камелек. В городах сакраментальное значение приобретают площади. При разделении пространства на внутреннее и внешнее, внутреннее пространство («Я») есть центр, точка отсчета для совершаемых дальнейших действий.



 



ЛИТЕРАТУРА

  1. Холл Э. Как понять иностранца без слов. — М: Вече, 1997.
  2. Плюснин Ю. Пространственное поведение. — Новосибирск: Институт философии и права, 1990.-42 с.
  3. Маак Р. Вилюйский округ. — М: Яна, 1994.-589 с.