ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ В СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

2 июня 7:58
Общеизвестно, что школьные здания составляют одну из важнейших сторон организации города, поселка и других жилых территорий. Поэтому школьные здания на северных территориях, не могут быть решены без учета их взаимосвязи с объемами жилищного строительства, определяемыми градостроительной структурой. Суровые условия территорий Севера отличаются от других регионов страны, что особым образам отражается на  размещение школьного здания в градостроительной среде города или поселка.  Радиус пешеходной доступности минимальный от жилой зоны, с учетом сильных ветров и продолжительностью полярных ночей. Эта особенность реализуется в компактном размещении домов внутри квартала, сведении к минимуму больших площадей и разрывов между зданиями. Компактная форма школьного здания сокращает теплопотери, так же для удобства создаются закрытые переходы между зданиями. На это влияют погодные условия из-за низкой температуры, сильными ветрами, пургой, большим количеством снега, влажности, количеству поступающей солнечной радиации.



Архитектурно-планировочное решение школьного здания имеет основные учебные зоны  различные функциональные помещения – учебные и рекреационные. Учебные помещения — важные структурные элементы, от которых зависит решение планировки школы, в условиях сурового климата увеличены минимальные площади, это способствует более гибкому их использованию. Но так уменьшается освещенность, поэтому решаются вторым светом со стороны рекреации или верхним светом в учебном помещении. Тем самым архитектурно-планировочное решение должно обеспечивать быстрый доступ ко всем учебным помещениям и позволит ученикам осваивать их в свободное время, при этом не позволяя пересекаться старшим и младшим блокам. Ориентация помещений должны быть направлены на восток, юго-восток, юго-запад. Рекреации являются основным местом отдыха, поэтому их рациональное решение способно повысить эффективность учебного процесса и улучшить условия для проведения внешкольных мероприятий. Внутренние рекреации решаются развитым, емким пространством с многоплановым и многоуровнем построением из-за суровых климатических условий.



Создание архитектурно-художественного решения здания школы зависит от учета многих факторов: природно-климатических условий и градостроительной ситуации, применяемых планировочных и конструктивных решений, национальных традиций и т.д. Школьные здания играют в жилой застройке и городской структуре важную роль, они делают их более живописными и разнообразными. Этому способствуют контрасты в этажности, когда идет сочетание многоэтажных жилых домов с школьными зданиями, в конфигурации зданий, в применении стеновых материалов и др. Помимо этого, на участке использованы образные сооружение: крытые и защищенные игровые площадки, катки, тепловые переходы, малые формы и т.д. Существенное влияние несет конструктивные решения, которые обуславливают не только внутреннее пространство, но и  особенности структуры фасадов.  Немаловажное значение несет особое колористическое решение здания школы на северных территориях. Цвет как неотъемлемое свойство формы и пространства в архитектуре, является средством создания визуально комфортной среды обитания. При помощи цвета в гармоничном сочетании с архитектурной формой сделать школьное здание внешне привлекательным, эстетически полноценным. Колористическое решение служит в роли визуальной коммуникации для северных территорий.  Обеспечить соответствие объекта его месту в общей объемно-пространственной композиции и его функциональному назначению. Поэтому желательное применение ярких цветов. А также создание внутренней и внешней эстетической среды для учащихся, создание в интерьере живой атмосферы, преодолевание замкнутости пространства с помощью введения природных мотивов, малых форм, элементов дизайна и цвета.



Из изученного материала подводим итог, что школьные здания несут важную роль в развитии детей. Архитектура школы основывается на единстве здания с природным окружением и раскрытыми интерьерами на природу. Здание школы должно обладать выразительном силуэтом, пластикой, привлекательными формами с учетом традиций коренных народов Севера, климатическими условиями и взаимосвязи со структурой населенной территории. Архитектура школьного здания должна быть в целом, несмотря на сложность объемно-планировочной структуры, простой, удобной для пользования, органически увязанной с окружающей средой. Кроме того, школьное здание должно способствовать созданию благоприятного психологического и визуального климата, вызывать у учащихся положительные эмоции, что имеет непосредственное отношение к воспитательному процессу.



 



Библиографический список:

  1. Ю. М. Гончаров История проектирования и строительства гражданских зданий на Севере : учебное пособие, г.Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2012.–316 с.
  2. Б. М. Полуй Архитектура и градостроительство в суровом климате. (экологические аспекты): Учебное пособие для вузов. Л.:Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1989.– 300 с., ISBN 5-274-00011-8