СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

25 февраля 9:30

Гражданское общество и правовое государство предопределяют и существенные изменения в сфере образования. Особая роль в этой связи отводится образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной. Эта деятельность связана с новой результативно-целевой основой образования и называется внеучебной деятельностью. Внеучебная деятельность, существовавшая как стихийный набор внеурочных мероприятий, становится компонентом образовательного процесса. Она представляет собой совокупность различных видов деятельности суворовцев (за исключением учебной деятельности), которые решают задачи их социализации и воспитания. Все виды внеучебной деятельности должны быть строго ориентированы на результаты образования суворовцев в целом и на личностные результаты образования, в частности. Говоря о личностных результатах образования, в первую очередь, встает вопрос о правовой культуре суворовцев, освоении ими принятых в обществе норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, не исключая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах компетенций, соответствующих их возрасту [6], где под правовой культурой мы понимаем исторически определенный уровень знаний права, его понимание, умение использовать и осознано поступать в соответствии с его требованиями в процессе жизни и деятельности человека. Проявления правовой культуры можно зафиксировать в каждодневном поведении и деятельности человека. Сформированность правовой культуры подтверждается соблюдением закона, а ее отсутствие – правовым нигилизмом как отрицанием правовых основ общественного развития

На основе научных исследований В. И. Каминской, Г. В. Назаренко, А. Р. Ратинова, А. П. Семитко появляется возможность рассматривать правовую культуру как сложное личностное интегративное качество, являющееся структурной единицей общей культуры человека и включающее знание права и ориентацию в нем, определяющие правовое сознание и поведение, соответствующее требованиям права, – правовое поведение. Несмотря на запрос общества и государства на личность, неукоснительно соблюдающую Закон, достаточную теоретическую разработанность проблемы исследования до сих пор недостаточно разработаны и описаны технологические пути решения рассматриваемой проблемы – совершенствования правовой культуры учащейся молодежи.

Целью курсовой работы является совершенствование правовой культуры учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия) на примере Верхневилюйского улуса.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— раскрыть понятие, свойства и функции правовой культуры;

— изучить правовую культуру учащихся молодежи в контексте развития правосознания личности.

— определить роль правового воспитания в формировании правовой культуры школьников;

— дать характеристику актуальных проблем правовой культуры учащейся молодежи Верхневилюйского улуса;

-описать опыт реализации программ по повышению правовой культуры учащейся молодежи в Верхневилюйском улусе;

— Разработать методические рекомендации по совершенствованию правового воспитания школьников

 

 Опыт реализации программ по повышению правовой культуры учащейся молодежи в Верхневилюйском улусе.

Экспериментальное исследование  проводилась на базе Кэнтикская СОШ (село Кэнтик, Верхневилюйского улуса), ВВСОШ №1 (село Верхневилюйск)..

В эксперименте принимали участие 26 учеников 10 «а», 22 ученика 10 «б» классов.

Цель этапа эксперимента – изучение уровня сформированности правовой культуры старшеклассников.

Задачи, решаемые:

-1на этапе — подбор диагностического инструментария;

— на 2этапе — организация диагностики;

— на 3 этапе — интерпретация полученных данных.

Существует множество трактовок уровней сформированности правовой культуры. Мы придерживаемся уровней предложенных А.С Саламаткиным (1990). Он выделяет пять уровней правовой культуры: идеальный,  высокий, удовлетворительный, низкий, минимально допустимый. Показателями  уровней сформированности культуры являются: широта, объем и глубина правовых знаний, потребность повышать правовые знания, владение правовой лексикой, готовность к общественно-правовой деятельности, мотивы участия в правовой деятельности, характер учебной деятельности, правовое поведение в процессе неформального общения и в других жизненных ситуациях.

Для организации процесса формирования правовой культуры общества, необходимо определить уровни ее сформированность у разных социальных групп.

В научной литературе предлагаются различные программы изучения личности. За основные признаки, характеризующие уровень правовой культуры, мы взяли критерии, выработанные А.С Саламаткиным, и представили их в виде таблицы.

Для изучения наличия указанных компонентов правовой культуры у старшеклассников было проведено анкетирование.

Нами также был определен уровень правовых знаний десятиклассников с помощью анкетирования.

В анкетировании участвовали учащиеся 9-11 классов школы (48чел.) При составлении анкет и анализе полученных данных наибольшая сложность, с которой мы столкнулись, стало определение готовности к правовой деятельности и поведение школьников в неформальной обстановке, показатели этих критериев могут быть необъективны.

Всего было опрошено 48 респондентов. Согласно полученных нами данных, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0% опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым  уровнем -29% и 31% соответственно. Самое большое число респондентов — 40% приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовых знаний и правовой культуры.

Вывод: Мы видим из ответов респондентов, что уровень правовой грамотности находится не на высшем уровне. Большинство информацию о правах и свободах берут из интернета. Необходимо осуществлять больше просветительской работы по правовой грамотности как со стороны школы, так и со стороны родителей. Как родители, так и образовательные учреждения должны помнить, что повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений.

 

Методические рекомендации по совершенствованию правового воспитания школьников

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребенка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.

Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Цель правового воспитания — выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей; обладание необходимыми правовыми знаниями; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка; совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основная задача правового воспитания — привитие ребенку осознанного стремления к правомерному поведению.

Способы достижения поставленных целей и задачи:

  1. Содержание правового воспитания реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один — два классных часа в четверть.
  2. Основной формой является беседа, в процессе которой обучающиеся приобретают теоретические знания.
  3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
  4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности обучающихся к правонарушениям.
  5. Для родителей разрабатывается цикл лекций по правовой тематике. Составляющие правового воспитания — правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства — т.е. фактически применение полученных знаний на практике. Правовые компетентности обучающихся:

Выпускник школы должен знать:

1) Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

2) Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

3) Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

4) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

5) Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

6) Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

7) Подзаконные акты: Устав образовательной организации, Правила для обучающихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Выпускник школы должен уметь:

1) отстаивать свои права, не забывая о правах других;

2) поддерживать правосознание и порядок для себя и для других;

3) правильно применять в повседневной жизни положения законов РФ, региональных законодательных актов.

Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Содержание правового воспитания несовершеннолетних включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для обучающихся, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. Формы и методы правового воспитания обучающихся: — классные часы (в школе разрабатывается система обязательных классных часов); — уроки; — факультативы; — лекции, семинары; — рефераты по правовой тематике; — социальные проекты; — экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалам; — правовые беседы; — использование кино, телевидения; — вечера встреч и тематические вечера; — вечера вопросов и ответов; — диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; — обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; — наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи); — правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников и телефонами служб, куда могут обратиться обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию); — оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе страны и региона; — издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике; — проведение конкурсов по правовой тематике; — совет профилактики (оказание помощи обучающимся с проблемами в поведении и обучении, осуществление контроля воспитания детей в асоциальных семьях); — встречи с работниками прокуратуры, ОВД, паспортного стола, специалистом по правам потребителя; — неделя права; — индивидуальная работа. Важной составной частью процесса правового воспитания обучающихся является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение обучающихся в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди обучающихся в образовательной организации, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности они учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы.

Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Гражданско- правовое просвещение, воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость учащихся.

Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.

Важнейшими задачами являются:

-ознакомление обучающихся с правовыми актами государства;

-воспитание уважительного отношения к законам страны, республики, общеобразовательного учреждения и убеждение в необходимости их выполнения;

-привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

-усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

В содержание правового просвещения, воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеются виду Конституции: России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье.

 

Список литературы

  1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности.-М.: Наука, 1988. — 176 с.
  2. Артеменко Т.А. Некоторые вопросы политической правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти.-М., 2007. — 276 с.
  3. Бойко А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания-М.1973
  4. Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая 2002 М.2002
  5. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции.-М., 1999. — 98 с.
  6. Власова, В. М. Дуэль, М. А. Занина. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: РАП, 2011, — С.216.
  7. Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся- М.Просвещение 1981
  8. Дугин А. Г. Теория евразийского государства // В кн.: Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998. — 287 с.
  9. Зимина Н.В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной работы. Учитель в школе-2010-№6
  10. Маякунов А.Э., Слепцова Я.А. Некоторые проблемы реализации республиканской концепции по повышению правовой культуры населения Якутии // евразийский юридический журнал. 2020. №11 (150). С. 443-446