СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

21 мая 4:05

Профессиональные опасности
формируются из наличия опасности вредного воздействия химических и
биологических факторов, травмирования и т.д.

При идентификации опасностей
необходимо учитывать все случаи непредвиденных ситуаций, связанных например, с
положением тела при работе, умственной и физической усталость, взаимодействием
работника с оборудованием.

Задачи, решаемые
системой контроля, представлены на рисунке

 

Рисунок – Основные задачи системы контроля
за состоянием безопасности производства

 

Улучшения контрольно-профилактических
работ делятся на следующие направления:

1. Обоснование объема выборки периодически проверяемых
производственных объектов;

2. Разработка графиков работы органов контроля;

3. Оценка эффективности мероприятий, которые разработаны
по результатам проверок для предупреждения происшествий и профессиональных болезней.

 

Оптимизация идентификации опасностей
осуществляется за счёт повышения эффективности действий контролирующих органов,
которая состоит в планировании этой деятельности и оптимизации численности
органов контроля.

Обоснование объема и состава
инспектируемых объектов обусловлено невозможностью систематически и качественно
проверять одновременно все производственные объекты, т.к. может быть не
выдержано требование к оперативности управления безопасностью. Для повышения
эффективности контрольно-профилактической работы в этих условиях приходится
проводить выборочный контроль лишь некоторых из них.

Обоснование выборки обследуемых объектов
наиболее целесообразно осуществлять при использовании в качестве критерия
оптимизации информацию о происшествиях и предпосылок к ним.

В первую очередь необходимо планировать те
объекты, где возможно максимальное число происшествий или могут иметь место
наиболее тяжелые последствия от них. Ограничением к объему выборки
запланированных для обследования объектов служат трудозатраты.

Задача оптимизации идентификации
опасностей принадлежит к классу задач линейного (комбинаторного)
программирования.

Способом её решения может служить алгоритм
Колесара, основанный на методе ветвей и границ.

Качество контроля характеризуется вероятностными
параметрами осуществляемых преобразований.

При этом, под вероятностными  подразумеваются
ошибки первого и второго рода –
 ; их дополнения до единицы  ; условные вероятности устранения
обнаруженных предположений –
 , а под ресурсами – , необходимыми для
операционного контроля и устранения обнаруженных отклонений, — затраты
 соответственно.

Организация контроля безопасности проведения
конкретного процесса в рассматриваемых условиях может состоять в определении
значений некоторой величины
i x , указывающих на необходимость 0 и
кратность (
i m =1,2, , K ) осуществления
контроля за каждой отдельной операцией, а задача его совершенствования – в
выборе оптимального (в определенном смысле) 43 вектора
X=(). В качестве
критерия оптимальности и ограничений должна использоваться организационная характеристика
 или еѐ
компоненты.

Для уточнения содержания вектора  необходимо учитывать, что цель
обеспечения безопасности заключается в удержании в допустимых пределах или
минимизации суммарных издержек, либо их одной компоненты – ущерба от
происшествий и профессиональных заболеваний
 и математические
ожидания величин ущерба –
 или затрат – с ними связанных).

Цель совершенствования безопасности проводимых работ
состоит в выборе кратности контроля. Математически это сводится к нахождению
m-мерного
вектора кратности контроля
X=() , реализующего
одно из двух условий:

                                                                                                

 

где  – максимально допустимое значение
затрат, необходимое для выполнения контролирующей деятельности;
 – минимальная вероятность
обнаружения опасностей в процессе контролирующей деятельности;
P (X) –
вероятность идентификации опасностей при проведении контролирующей
деятельности;
S (X)– затраты
на выполнение контролирующей деятельности и устранение выявленных отклонений.

При принятых предположениях вероятность будет
определяться произведением, а затраты – суммой входящих в них частных
показателей процесса:

 

                                                                                     

 

где  – вероятность выполнения i — тых
технологических операций без происшествий и предпосылок к ним в течение
определенного времени;

 

 – затраты, необходимые для
организации в это же время контроля безопасности проводимых работ и устранения
выявленных отклонений,
i m =1,2,…, .

 

При условии пренебрежения ошибками первого рода при
контроле

а соответствующие этим организационным процедурам и
допущениям затраты определяются такими соотношениями:

 

 

где bk = [1 – Qk(τ)] k 11 + Qk (τ) k 10 –
параметр качества системы контроля;

 – условные вероятности устранения
выявленных внештатных ситуаций на
i-ом его шаге;

 – затраты на организацию контроля и
устранения возникающих на его
i-ом шаге предпосылок к происшествиям.

Следующим шагом оптимизации контроля является
определение численности работающих в контролирующих органах.

Ограничения будут определяться исходя из предполагаемой
эффективности контроля и устранения возможных отклонений, сравнения с
эффективностью технических и технологических средств защиты.

Значение  может задаваться также на основе
статистических соотношений между числом аварий и несчастных случаев и причинами
их возникновения [35]. В качестве одного из возможных методов решения
предложенных задач оптимизации целесообразно использовать градиентный метод
отыскания экстремума:

 

.

 

Для решения задач оптимизации могут быть
применены известные алгоритмы и соответствующие им программы. Обоснования
состава и численности персонала органов контроля (ОК) осуществляется в два
этапа: — анализ существующей системы контроля; — синтез системы контроля,
заключающийся в обосновании рациональной численности органов контроля.

Первый этап носит предварительный
характер. Главная цель его проведения состоит в получении качественной оценки
степени дублирования ОК выполняемых ими функций. Решение этой задачи
осуществляется с использованием методики, основанной на расчете параметров,
определяющих взаимосвязь ОК по выполняемым ими функциям.

Исходными данными являются перечень
функций и состав ОК. На основе экспертных оценок (эксперты – руководители
соответствующих ОК) определяется факт участия соответствующего ОК в выполнении
им той или иной функции.

Далее формируется таблица, элементы
которой характеризуют корреляцию между различными ОК по выполнению одинаковых
функций

Оценка структуры ОК и степени дублирования
выполняемых ими функций производится по соответствующему множеству качественных
показателей. Второй этап является основным. Для решения задачи обоснования
рациональной численности ОК разработана методика, сущность которой заключается
в следующем. Рациональное штатное расписание определяется использованием
комплексного критерия

 

 

где  – функции выполняемые i-ым ОК;

 – коэффициент, оценивающий его
деятельность;

М – число контролирующих органов

 

Оценка деятельности каждого органа управления характеризуется
выражением:

 

 

где  – фактическая численность i-ого ОК

 – численность i-ого ОК в
случае оптимизации.

 

Величины коэффициентов  определяются экспертным путем.
Находится вектор

 , который представляет собой
искомые коэффициенты важности функций ОК.

Для обоснования коэффициентов важности ОК использован
метод анализа иерархий, и на основе попарного сравнения важности функций (с
использованием предложенной критериальной шкалы) экспертами осуществляется
оценка важности каждой функции.

Далее с использованием лексического анализа содержания
функций системы контроля в целом и частных функций ОК осуществляется оценка
степени участия ОК в выполнении всей совокупности функций возлагаемых на
систему.

Результаты оценки вклада каждого ОК формируются в
матрицу

 

Таблица — Оценка вклада каждого органа
контроля в систему

идентификации опасности

№ п/п

Наименование ОК

Функции ОК

 

1

2

j

L

1

 

2

 

 

i

 

 

M

 

 

Результаты оценки вклада каждого ОК с учётом важности
компонент вектора

 формируются в матрицу

Матрица R представлена в таблице 2.2.

 

Таблица — Итоговая матрица R

№ п/п

Наименование ОК

Функции ОК

 

1

2

j

L

1

 

2

 

 

i

 

 

M

 

 

Расчет оптимального состава i-ого ОК  выполняется с использованием
данных, содержащихся в таблице, для каждого
i-ого ОК

 

Таблица  — Данные для расчета оптимального
состава органа контроля

№ п/п

Функция ОК

Интенсивность возниконовения функции

Длительность выполнения функции ч

Количество персонала, задействованного на выполнение
функции
, чел.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

j

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

 

 

 

 

Необходимые годовые трудозатраты i-ого ОК определяются
следующим образом:

где  i – интенсивность возникновения j-ой
функции
i-ым ОК;

 – длительность выполнения j-ой
функции
i-ым ОК;

 i – количество персонала i-ого ОК;

L – число
функций
i-ого ОК.
Оптимальное количество персонала
i-ого ОК будет:

 

N =

 

– нормативный уровень трудозатрат.

Критерием эффективности является степень выполнения
функций если:

– выполнено;

– выполнено недостаточно полно;

– выполнено не полностью;

– не выполнено.

 

В случае несоответствия значения интегрального
показателя предъявляемым требованиям необходимо приступить к изменению исходных
данных и повторному проведению расчетов.

Процесс повторяется до тех пор, пока значения
интегрального показателя не будут удовлетворять предъявляемым требованиям, но
уже за счет увеличения штатной численности ОК или нормативных трудозатрат, а
также внедрения средств и комплексов автоматизации контрольной деятельности.

Критерий эффективности функционирования системы
определяется по результатам контроля.

 

Эффективность системы контроля оценивается критерием

 

 

 

где  – количество
проверок, которые требуют немедленного принятия решения;

– количество проверок, которые
требуют принятия решения в течение полугода;

– количество проверок, которые
требуют принятия решения в течение года;

количество проверок, которые
требуют принятия решения планово в течение трех лет;

n – общее
количество проверок.

При сравнении полученного значения  с фиксированным
значением за прошлый год
 оценивают
эффективность системы контроля.

Однако даже один из выявленных проверкой недостаток
может привести к несчастному случаю.

С целью учета этого фактора используется критерий
комбинации:

 

 

где

– выявленный недостаток;

– заданная постоянная, которая
оценивает дисперсию
D(K) по
отношению к
K„т .

С целью учета эффективности контроля по отношению к
прошлому году критерий модифицирования запишется следующим образом:

                                                                                                                        

Где

 

Мероприятия по устранению рисков
могут носить тактический и стратегический характер. В первом случае их выбор
осуществляется при поддержке принятия решений, а финансовые затраты обычно
укладываются в рамки предусмотренных законодательством отчислений.

Во-втором, например, происходит
техническое перевооружение предприятия, которое требует больших финансовых
затрат. В этом случае очень важно определить очередность проведения
мероприятий, т.е. осуществить стратегическое планирование с учетом
осуществления необходимых расходов. Такое планирование происходит при частичном
или полном отсутствии информации, т.е. степень неопределенности очень высока. С
этой целью достаточно эффективна методика, основанная на применении вероятность
статистических критериев, позволяющая накладывать ограничения на финансовые
затраты и время.

Пример применения вероятных
стратегий действий по минимизации рисков приведен на рисунке 4.7. С текущего
момента времени 1 до момента 5 может быть использовано любое из четырех решений
 каждое из которых соответствует
стратегиям
 Количественная оценка риска в
каждом из случаев осуществляется экспертным путем в соответствии с
разработанной методикой (глава 3). При стратегии
 риск достигнет величины  при 93 условиях внешней и
внутренней среды. Если ситуация благоприятна для стратегии
 , а выбрана C1, то
уровень риска вырастает.

Рисунок  – Различные стратегии минимизации
рисков

 

Если оценочный функционал  [20, 86]
представить в форме матрицы, элементами
 которой являются количественные
оценки
 а внешняя и внутренняя
характеризуется состоянием
q
j , то
матрица будет выглядеть следующим образом:

                                         

где  – совокупность множеств решений по
выбору стратегии
– характеристики состояний внешней
и внутренней сред;
 – балльные оценки
риска при выборе стратегии
k при условии состояния сред j.

Если есть возможность оценить
распределение вероятностей
 на массиве состояний  заданными
множествами

 и   , эффективность стратегии
определяется с использованием критерия Байеса. В этом случае формулы априорных
вероятностей преобразуются в апостериорные. Эффективным является решение
 при
котором минимум математического ожидания является наименьшим из возможных:

                        

где B – байесовое значение при решении

 

При наихудших условиях необходимо
выбирать стратегию с минимальными потерями. В этом случае для оценки стратегии
применяется критерий Вальда. Решение
 должно удовлетворять условию

 

                                                                                                         

 

При точечных измерениях состояний
внешней и внутренней сред используются оценки Фишборна. При отношении вида
,  оценки Фишборна  априорных вероятностей представляют собой убывающую
арифметическую прогрессию

 

                                                                                                

 

Для отношения оценки Фишборна представляют собой
геометрическую прогрессию

 

                                                                                                     

Для отношения , где    и , оценки
Фишборна определяются таким образом:

                                                                                                          

Стратегия по минимизации рисков
предполагает решение задачи распределения ресурсов.

Задача решается следующим образом.
Используются две характеристики: объем финансирования
ai и
полученный эффект

Эффективность оценивается величиной .

При отсутствии ограничений на
финансирование строится агрегированная кривая «расходы – эффект». С этой целью
фиксируются точки кривой, соответствующие профилактическим мероприятиям с
последовательным расположением в порядке снижения эффекта. Промежуточные точки
позволяют назначать профилактические мероприятия при разных уровнях
финансирования
R.

Решение сводится к определению , соответствующему условию

 при ограничениях

Для решения задачи используется
метод динамического программирования. Задаётся величина эффекта в зависимости
от уровня финансирования в виде кривой экспертным путем, либо экспериментально.

 

Зависимость соответствует степенной функции

Агрегированная кривая «расходы – эффект» имеет вид
степенной функции
, где B – эффект,
R – уровень
финансирования, а

 

При ограниченных
ресурсах задача решается методами математического программирования

 

Если построение
зависимости «расходы – эффект» вызывает затруднения, то используются
эвристические правила распределения ресурсов на основе приоритетов. Известны
три группы «приоритетных» алгоритмов: 1. Абсолютных приоритетов, в которых
затраты не определяются количеством ресурсов, а назначаются опытным путем. Если
финансирование распределялось по
, то приоритетное финансирование
определяется по зависимости

 

2. Прямых приоритетов, в которых финансирование
соответствует заявленной величине
Для снижения величины
финансирования используется зависимость

3. Обратных приоритетов, в которых финансирование
осуществляется обратно пропорционально заявленному ресурсу.

 

Вектор целей
организационной системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) – это
иерархически упорядоченная совокупность целей, которые необходимо достичь.
Разность вектора целей и вектора состояния образует вектор ошибки управления.
Именно она вызывает неопределенность и, как следствие, необходимость изменений
в СУПБ, которые необходимы для повышения её эффективности.

Возможно
возникновение двух видов неопределенностей:

1) основные:

— информация о
СУПБ и окружающей ее среде;

— поведение СУПБ
во времени;

— воздействие
среды на СУПБ;

— воздействие СУПБ
на среду;

— концептуализация
информации, полученной субъектом исследования;

— восприятие
субъектом управления модели СУПБ;

 

2) второстепенные:

— воздействие
субъекта исследования на СУПБ и окружающую среду;

— степень влияния
модели СУПБ на субъект исследования;

— взаимодействие
субъекта исследования и субъекта управления;

— воздействие СУПБ
и среды на субъект управления.

Совершенствование СУПБ в
направлении повышения эффективности проводится по двум взаимосвязанным
направлениям: — непосредственно СУПБ управления; — стратегические направления
управления.

На рисунке представлена модель,
основные факторы которой субординированы по их принадлежности к внешним и
внутренним факторам.

Логистический анализ изменений СУПБ
требует решения вопроса их классификации

Рисунок – Модель повышения действенности
СУПБ за счёт внесения в неё изменений

 

С этой целью был использован XYZ-анализ. К
классу
X отнесены
изменения, характеризующиеся стабильностью, с небольшими колебаниями и
возможностью их прогнозирования с высокой степенью точностью. К классу
Y отнесены
изменения, характеризующиеся поддающимися учету со средними возможностями
прогноза. К классу
Z отнесены
изменения, характеризующиеся отсутствием тенденций к изменениям и в следствии
этого неточным прогнозированием оценок. Способом классификации по классам
XYZ является
метод, использующий коэффициент вариации

XYZ-анализ (AZ-анализ)
позволяет осуществить 9 видов изменений. Вид определяет значимость изменений.

В таблице приведены виды изменений
по
AZ-анализу,

где С – величина изменения,

– значение коэффициента вариации.

 

Таблица – Формирование классов изменений
СУПБ (
AZ-анализ)

Классы измерений

AX

AY

AZ

BX

BY

BZ

CX

CY

CZ

 

Классификация изменений позволяет
повысить действенность СУПБ наиболее эффективным образом.

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.
Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

2.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила
безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом
Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101.

3.
Федеральный закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей».

4.
Федеральный Закон от 21.12.1994 г. 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5.
Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6.
Стандарт Компании «Интегрированная система управления промышленной безопасностью,
охраной труда и окружающей среды» №П3-05 С-0009 версия 3.00.