Проявление эвенских обычаев в прозе Андрея Кривошапкина. Рассказ «Хурхаткит»

7 августа 10:05

821.512.511-3Кривошапкин

Софронеев П.Л.,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

Институт языков и культур народов северо-востока РФ

prokopiy.sofroneev.1997@mail.ru

Научный руководитель: Архипова Е.А., к.ф.н., доцент

Автор рассказа «Хурхаткит» Андрей Васильевич Кривошапкин родился 17 октября 1940 года в с. Себян-КюэльКобяйского улуса. Писатель, народный депутат, государственный и общественный деятель. Народный писатель Республики Саха (Якутия). Лауреат Литературной премии имени ЭриликаЭристина, Лауреат «Большой литературной премии» России, Заслуженный работник культуры РС (Я),Член Союза писателей СССР с 1982 г., кандидат социологических наук, академик Академии северного Форума. В 1970 году с отличием окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. Трудовая биография А.Кривошапкина:

С 1960 г. по 1961 г. – учитель Себян-Кюэльской семилетней школы.

С 1961 г. по 1962 г. – секретарь комсомольской организации совхоза «Кировский».

С 1962 г. по 1963 г. — студент Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.

С 1963 г. по 1966 г. – служба в рядах Советской Армии.

С 1966 г. по 1970 г. — студент Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.

С 1970 г. по 1977 г. – директор Себян-Кюэльской средней школы.

С 1975 г. по 1977 г. – младший научный сотрудник Якутского филиала НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР.

С 1977 г. по 1979 г. – секретарь парткома совхоза «Кировский».

С 1979 г. по 1980 г. – управляющий Себянским отделением совхоза.

С 1980 г. по 1981 г. – инструктор Совета Министров Якутской АССР.

С 1981 г. по 1990 г. – инструктор, заместитель заведующего отделом Якутского обкома КПСС.

С 1990 г. по 1993 г. – народный депутат РСФСР, народный депутат Якутской АССР, член Верховного Совета РСФСР на постоянной основе, председатель подкомитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

С 1994 г. по настоящее время – народный депутат Республики Саха (Якутия), работал постоянным представителем Государственного Собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации.

С 20 марта 2008 г. — заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия).

Его произведения печатаются с 1962 года. Первая книга — «Опо» — на эвенском языке вышла в 1969 году. Большой популярностью пользуются его повести «Олени моего детства», «Уйамкане идут на Север», романы «Берег судьбы» (1988), «Золотой олень» (1990) и др.

У эвенского народа есть свои нравы, традиции и обычаи. Я с большим интересом прочитал произведение А.Кривошапкина«Хурхаткит». Как истинный патриот своего народа автор Андрей Кривошапкин затрагивает интересные проблемы эвенков, как знаток истории и обычаев народа пишет о них убедительно и интересно.

Композиция рассказа «Хурхаткит» — повествование старика Нэгиэчээнэ. В эвенском языке слово «хурхаткит» означает «место, где ставили ловушки». Главные герои произведения – старуха, её дети и внуки. Получилось так, что их семья оказалась на грани гибели из-за того, что им нечем стало кормить своих оленей. И они решаются забить ослабевших оленей и покинуть эти пустые места с остальным стадом, в надежде что им помогут добрые люди. Их старая бабушка отказывается идти с ними ссылаясь на свою старость и беспомощность, говоря, что она будет лишь мешать им в дальнюю дорогу. И её дети беспрекословно выполняют её волю, а сама старуха остаётся, благословляя их в путь.

В этом отрезке мы видим целых два обычая эвенского народа:


  1. Уважение старших. Несмотря на чувства долга, любви дети слушаются и выполняют волю матери, бабушки.
  2. У кочевых народов был такой обычай, они оставляли больных, старых и бесполезных людей в юртах на произвол судьбы, дав им припасы на 2-3 дня. Это было нормальным явлением в те времена, никто никого ни в чём не обвинял, так как это закон жизни, борьба за выживание.

Старуха остается одна, её припасы на исходе. И вот, однажды ночью она выходит на улицу и слышит звук падающих камней со скалы. Обернувшись она видит пробегающих горных баранов и понимает, что там у них появилась тропа. Утром она изготавливает петлю и идёт к той скале ставить ловушку. А на следующий день в её петлю попадается самка горного барана.

Здесь мы видим ещё один, весьма интересный обычай. В те времена каждый умел охотиться вне зависимости от половой принадлежности, так как если с главой семейства что-то произойдёт, то именно мать должна была прокормить своих детей.

В конце Нэгиэчээнобъясняет почему он так любит и оберегает горных баранов, как они спасли их предков от голодной гибели. Кроме того, в этом произведении затрагивается проблема отношения нынешней молодежи к природе, к дичи. Старик говорит, что люди перестали охотится, а просто начали истреблять всё живое. Ведь древние якуты и эвены и другие народы знали, что нужно подстрелить лишь столько дичи сколько тебе необходимо, а сейчас убивают лишь для забавы.

И я сам тоже задумался об этом, и понял, что нужно это как-то остановить, не запретами и наказаниями, а именно воспитанием. Сам рассказ очень поучительный, и я ничуть не удивился, когда нашёл его в сборнике лучших рассказов ХХ века.

Литература


  1. Аввакумов П.Д., Попов С.А.-Тумат, Спиридонов И.Г. Сүүрбэһис үйэ кэпсээнньиттэрэ. – Якутск; Бичик, 2000. – 352 с.
  2. Биография А.Н. Кривошапкина — http://www.cultin.ru/writers-krivoshapkin-andrejj-vasilevich
  3. Тобуроков Н.Н. Андрей Кривошапкин. Очерк жизни и творчества. Якутск, 1999. – 75 с.