Первое поколение филологов-северян: путь в науку

25 июля 12:50

Г.И. Варламова – д.ф.н.,

 завсектором эвенкийской филологии

 ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск


 

Интенсивное вовлечение в научно-исследовательскую работу самих представителей народов Севера началось в конце 1950 — начале 1960-х  годов. К этому времени появился определенный слой северной интеллигенции, состоявший из первых образованных северян – учителей, работников культуры, комсомольско-партийного актива различных органов советского руководства в местах проживания народов Севера, руководителей различных видов сельского хозяйства и образования на местах.  До 1960-х  годов необходимого слоя северной интеллигенции, из которого можно было бы формировать плеяду северян для работы в науке, был еще просто мало возможен. Вспомним отдельные исторические факты.

До полного установления и укрепления Советской власти малочисленные народы Севера были неграмотны, исключая единицы северян, получивших хоть какое-то образование в церковно-приходских школах, отдельных реальных гимназиях и училищах. Только в конце 1920-х и начале 1930-х  годов начинается отечественная  кампания по ликвидации полной неграмотности всего населения России, в том числе и преодоление неграмотности у народов Севера. К примеру, 18 июня 1925 г. Совнарком ЯАССР принял постановление о народном образовании в Алданском округе по ликвидации неграмотности среди эвенков. Такие же постановления принимались и по другим регионам и народам. Было запланировано открыть 6 чисто тунгусских (эвенкийских) школ. Организовывались туземные съезды, где разъяснялось значение открытий ликпунктов (ликбезов) и изб-читален для взрослого населения и школ для детей. 11 февраля 1927 года в Якутске состоялся первый Всеякутский съезд малых народностей Якутии, до этого были проведены подобные съезды по районам.  Были организованы комплексные пункты, где обучали и взрослых, и детей. Были организованы первые школы-интернаты. Первой в Якутии в 1928г. была организована Усть-Майская культбаза, где имелась школа-интернат для эвенкийских детей. Уже с 1926 г. было начато преподавание эвенкийского языка [7]. Первый тунгусский букварь назывался «Памятка тунгусам-отпускникам», был составлен Г.М. Василевич (под редакцией Я.П. Кошкина) и выпущен на ротапринте. Он был роздан студентам, уезжавшим в родные места с целью проведения работы по ликвидации неграмотности. В Якутске в 1932 году был издан эвенкийский букварь на латинице, составленный А.П. Козловским и эвенком Н.Е. Афанасьевым, который назывался  «Omakta bide» – Новая жизнь [6]. Начинается процесс разработки алфавитов и создание письменности на языках народов Севера, начинают готовиться и издаваться первые национальные учебники. В партийно-государственных документах того времени отмечается, что тяга к учению в среде северян очень большая, какой никогда не отмечали в среде туземного населения России в досоветский период. В организованном к тому времени Институте народов Севера была создана Научно-исследовательская ассоциация из секций – лингвистической, культурно-просветительной, историко-этнографической и экономгеографической.

Но только в 1950-х годах  большинство северян могут получать среднее десятилетнее образование в школах-интернатах, которые находятся в основном в районных центрах. К этому времени многие северяне имеют возможность получать среднее специальное образование в техникумах и училищах. К примеру, в г. Биробиджане (Еврейская автономная область) получили образование библиотекарей многие из эвенков. В городах  Николаевске на Амуре, в Игарке были открыты педучилища, куда поступали северяне.

В г. Хабаровске именно в период 50-х годов начали принимать на учебу в пединститут, где было подготовительное отделение для тех, кто заканчивал в своих районах семилетнюю школу. Также в Красноярском и в Хабаровском мединститутах имелись такие же подготовительные отделения, закончив которые, северяне учились дальше и становились затем врачами с высшим образованием. Отдельные северяне самостоятельно поступали во многие высшие учебные заведения и получали высшее образование. К концу 1950-х и началу 1960-х годов расширились возможности северян получать высшее образование. В национальных поселках появились свои учителя и врачи, работники в сфере сельского хозяйства. В 1960-е годы северян стали посылать на различные краткосрочные курсы, чтоб имелись свои специалисты во многих областях жизни северян. Средние школы в национальных поселках долго еще были редкостью, но закончив «семилетку», северяне могли поступать на подготовительные отделения пединститутов в Ленинграде и Хабаровске.

Огромная роль в сложении прослойки национальной интеллигенции, конечно, принадлежит Институту народов Севера, затем вошедшему в состав Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена. Самые первые студенты-северяне, отправленные советскими органами власти в конце 1920-х и начале 1930-х годов на учебу в Ленинград, имели в своем большинстве лишь начальное образование, при Институте народов Севера они оканчивали среднюю школу и переводились в студенты. Большинству студентов приходилось многие годы не видеться с родными вплоть до окончания института.  Много позднее в институт уже попадали дети, закончившие на местах «семилетку». Так учились и известные наши ученые-лингвисты А.Н. Мыреева, В.Д. Лебедев и другие.

Многие студенты-ИНСовцы, не имея возможности выехать на летние каникулы домой, работали в летних школьных лагерях и на других работах. Выезжали вместе со студенческими комсомольскими отрядами на различные всесоюзные стройки того времени. В 50-е годы был призыв осваивать целинные земли для развития сельского хозяйства, куда ехало множество молодежи. Мое поколение знает знаменитый фильм того времени – «Иван Бровкин на целине». Так, одним из целинников того времени был и студент Вася Лебедев.

Атмосфера педагогического института, где преподаватели чтили лучшие традиции русской научной школы, формировали в отдельных студентах тягу к научной работе. Первые студенты-северяне вместе со своими преподавателями создавали первые учебники, различные пособия, становились первыми поэтами и писателями своих народов. Они сохраняли дружеские связи со своими учителями всю жизнь, нередко пользовались их протекцией, чтоб войти в науку.

К примеру, Михаил Григорьевич Воскобойников в одном из писем (от 20 февраля 1961г.) к своему бывшему студенту-воспитаннику А.С. Шубину  писал: «… Я Вам говорил уже не один раз, что данные к научной работе у Вас есть, и ученый с Вас получится в самом серьезном смысле. Может быть, даже хорошо, что Вы прошли годичную практику в школе. Сейчас решается Ваша судьба так: или Комплексный институт, или Ленинград. Где бы Вы ни были, все равно будете связаны со мною. Через две-три недели будет ответ на мое письмо в Улан-Удэ. Если они с конца августа Вас зачислят в число младших научных сотрудников, это будет очень хорошо. Аспирантский минимум Вы частично сдадите на месте, частично у нас… . Если и они откажут, то все ясно. Буду хлопотать одно место для Вас к нам в аспирантуру» [3: 6]. В настоящее время Александр Сергеевич Шубин известен как первый этнограф-эвенк, кандидат исторических наук, написавший много работ по этнографии различных локальных групп эвенков  [1: 7-9].

В институте северяне получили первые лингвистические знания, познали основы лингвистики и филологии по русскому и родным языкам. Однако, путь к знаниям для северян был не прост. Войти в науку и закрепиться в ней как ученому всегда не просто, но и из самого первого поколения северян вышли ученые, работавшие в известных научных учреждениях г. Ленинграда – чукча Петр Инэнликэй, известный лингвист и исследователь своего родного языка с 1950-х годов работал в Институте языкознания в секторе палеоазиатских языков. Таксами Чунер Михайлович (нивх), доктор исторических наук, с 1950-х г. начал работать  научным сотрудником, а затем и возглавил Институт этнографии в Ленинграде [8: 14- 15].

В самом конце 50-х годов (в 1958 г.) в Якутске при ЯИЯЛИ СО РАН был открыт сектор филологии народностей Севера, где первым его заведующим была А.В. Романова (в девичестве Соловьева). Многие теперь известные ученые-северяне начинали свою научную деятельность в секторе северной филологии ЯИЯЛИ СО РАН.

В биографиях филологов-северян, у каждого отмечен факт работы в своих национальных школах после получения высшего образования.  Первое поколение  ученых, филологов из северян, прошли в своей жизни важный этап – были учителями в своих национальных школах. Анна Николаевна Мыреева начинала свой трудовой путь школьной учительницей в Чагдинской школе Алданского района Якутии.  Жанна Карувна Лебедева после окончания ЛГПИ им. Герцена работала в пос. Полина Осипенко Хабаровского края учителем русского языка и литературы, в этом районе жили и живут эвенки и негидальцы.  Василий Афанасьевич Роббек – доктор филологических наук, член-корреспондент АН РС (Я), заслуженный деятель науки Республики Саха (Я), первый директор и организатор Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН,  начал свою трудовую деятельность в органах народного образования, был директором школы, преподавал русский язык и литературу, эвенский язык. Дуткин Христофор Иннокентьевич (к.ф.н.) работал учителем в родном Аллаиховском районе Якутии и в Томской области. Много позднее начинали свой трудовой путь в науку с работы учителя  и другие северяне (к примеру, к.ф.н. Т.Е. Андреева и д.ф.н. Г.И. Варламова).

Чтоб стать ученым, имеется два пути. Первый — через аспирантуру (стать аспирантом какого-то научного учреждения и по окончании аспирантуры защитить научную работу по избранной специальности). Второй путь – самостоятельный, через соискательство, гораздо сложнее. Наши ученые-северяне, чтоб стать исследователями своих языков, фольклора и культуры своих народов, использовали все имеющиеся в то время возможности. Так, к.п.н. Агния Васильевна Романова  с 1932-1944 гг. работала учителем начальных классов, с 1944-1948 гг. училась в Московском государственном библиотечном институте, с 1948-1950 гг. работала в сфере культуры в Красноярском крае. В 1950 г. стала аспиранткой НИИ национальных школ АПН РСФСР, с 1954-1958  старший преподаватель Хабаровского пединститута. С 1965 г. стала научным сотрудником, а затем заведующей сектора северной филологии ИЯЛИ СО АН СССР. Учились в очной аспирантуре и писали свои научные труды под руководством видных  исследователей  в г. Ленинграде:  В.Д. Лебедев (научный руководитель В.И. Цинциус), Ж.К. Лебедева (научный руководитель Г.М. Василевич, после ее кончины Б.Н. Путилов), В.А. Роббек (научный руководитель В.И. Цинциус), Г. Н.Курилов (научный руководитель В.И. Цинциус). В г. Новосибирске в 1970-х гг. под руководством д.ф.н. В.М.Наделяева училась в очной аспирантуре Т.Е. Андреева. Самостоятельный путь развития в ученого-исследователя через соискательство прошли А.Н. Мыреева (научный руководитель Г.М. Василевич), Г.И. Варламова (научный руководитель В.И. Цинциус) и Х.И. Дуткин (научный руоводитель В.И. Цинциус).

Большинство ученых-северян в начале своего пути в науку поступали на работу в научно-исследовательские учреждения на самые низшие должности. Так, В.Д. Лебедев в 1958 г.  начал работать на должности препаратора в ИЯЛИ ЯФ СО РАН (мыл пробирки, колбы и т.д.), в 1960 г. его перевели в лаборанты. Лишь после окончания аспирантуры (1967-1970 – был аспирантом Ленинградского Отделения Института языкознания Академии Наук СССР)  его перевели в младшие научные сотрудники сектора северной филологии ЯИЯЛИ ЯФ СО РАН. Начинали работать лаборантами, затем переходили на должности старших лаборантов и другие ныне известные ученые-северяне.

Первое поколение ученых-северян вышло из народной традиционной среды охотников и оленеводов. Их родители не имели даже начального образования (порой не знали даже букв), но именно кровная связь со своей народной средой обеспечила им будущий успех в науке. Они все прекрасно владели своими родными языками, как никто другой знали быт и жизнь своих народов и, что особенно важно, в них во всех было очень велико стремление к знаниям.

Следует отметить в первом поколении ученых-северян и такой важный момент – они стремились к обширным познаниям и понимали свое предназначение, имели цели, которые пытались реализовать в жизни не только как будущие лингвисты и филологи. Они имели большие цели и амбиции в своей только начинающейся трудовой  жизни, девизом большинства из них были слова: «Кто, если не я?»;  «Кто, если не я, один из первых образованных северян, должен стать ученым, и плюс к этому – поэтом, писателем из своего народа?!» [9]. И именно первое поколение образованных северян дало известных не только в своем отечестве, но и за рубежом прозаиков и поэтов: чукча  Юрий Рытхэу, нанаец Григорий Ходжер, эвенк Григорий Чинков-Эдян, удэгеец Джанси Кимонко, нивх Владимир Санги, эвен Василий Лебедев, юкагир Улуро Адо (Гаврил Курилов) и другие.

Первые ученые-северяне, прекрасно владевшие своими родными языками и знавшими свой фольклор, сами могли быть консультантами и информаторами по разнообразным сторонам жизни и культуры своих народов. При всем этом, они придавали огромное значение накоплению различных научных материалов не только для своих исследований, но и для будущего поколения ученых. Они вели огромную работу в этом плане, выезжая в различные районы и области для сбора экспедиционных материалов. К примеру, чета Лебедевых — Василий Дмитриевич и Жанна Карувна, будучи аспирантами, побывали в научных экспедициях у архинских эвенов Охотского побережья, эвенов Магаданской области и Камчатки. Также осуществляли экспедиции в начале трудовой деятельности к корякам, чукчам, ительменам, чуванцам (юкагирам Магаданской области) и даже посетили Командорские острова. На основе экспедиций к охотским эвенам В.Д. Лебедев написал монографию «Охотский диалект эвенского языка» [4], а Жанна Карувна – «Эпические памятники народов Крайнего Севера» [5] и другие работы. К примеру, благодаря экспедиционным материалам А.Н. Мыреевой, мы имеем сегодня прекрасное издание большого эвенкийского сказания «Торгандун средней земли» [2].

Сегодня мы отмечает 25-летие Северного отделения нашего университета, организатором которого являлся д.ф.н. В.А. Роббек. Пожелаем современным студентам быть активными людьми, ставить перед собой высокие цели, чтоб найти свой путь в науку, чтоб появлялись новые имена ученых-филологов, поэтов и писателей своих народов.

Литература


  1. Гладкова Н.И. Вклад ученых-герценовцев в тунгусо-маньчжуроведение. // Юбилейные герценовские чтения. ФНКС: традиции и современность. Якутск, 1998, с. 7-9.
  2. Дулин буга Торгандунин – Торгандун средней земли (героическое сказание эвенков). Составитель А.Н. Мыреева. Новосибирск, «Наука», 2013.
  3. Латкин А.Г. Вечное кочевье Александра Шубина. – Предисловие к книге А.С. Шубина «Эвенки». Издательство ОАО «Республиканская типография», Улан-Удэ, 2007, с. 6.
  4. Лебедев В.Д. Охотский диалект эвенского языка. Ленинград, «Наука», 1982.
  5. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. Новосибирск, «Наука», 1982.
  6. Козловский А.П. и Афанасьев Н.Е. Omakta bide. Новая жизнь: Букварь для взрослых. Якутское книжное издательство. 1932.
  7. Культурная революция в Якутии (1917-1937гг.): сборник документов и материалов. Якутск, 1968.
  8. Роббек В.А. Роль герценовцев в сохранении и развитии циркумполярной культуры народов Севера и Арктики. // Юбилейные герценовские чтения. ФНКС: традиции и современность. Якутск, 1998, с. 14- 15.
  9. Хазанкович Ю.Г. Эвенкийская литература: учеб. Пособие. – М., 2002.