Этнокультурное образование студентов Арктического колледжа народов Севера

31 января 9:09

Булдакова Анастасия Михайловна,

преподаватель гуманитарных  дисциплин

ГБПОУ РС (Я)  «Арктического колледжа народов Севера»





 

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у подрастающего поколения целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знает культуру своих предков?

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания молодежи, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В профессиональном образовательном учреждении «Арктический колледж народов Севера» этнокультурное образование студентов выступает как единая система воспитания и обучения.

Этнокультурное содержание включается в содержание основных образовательных программ учебных дисциплин. К примеру, в рабочих программах по дисциплинам «Правовые основы профессиональной деятельности», «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», «Обществознание» присутствуют темы, отражающие развитие экономики в Республике Саха (Якутия), взаимосвязь этнокультурных, демографических, миграционных и экономических процессов.

В профессиональных образовательных организациях есть возможность реализовывать этнокультурную составляющую за счет вариативной части и ее содержание определяет учреждение самостоятельно. Таким образом, есть возможность  переориентации содержания образовательных программ учебных дисциплин на развитие этнокультурных компетенций студентов. Это востребовано  современным освоением и развитием Арктики и созданием поликультурногопространства.

Поэтому преподавателями колледжа разработаны и введены в учебные планы следующие дисциплины  общегуманитарного и социально-экономического циклов:  «История народов Севера», «Национальная культура», «Этнопедагогика», «Декоративно – прикладное творчество», «Технология народных промыслов»,  «Мировая художественная культура». Их программа основана на вопросах этнокультурного и поликультурного направления; истории и многонациональной культуры жителей Республики Саха (Якутия), традиционной культуры малочисленных народов Севера; роли православной культуры в духовно-нравственной жизни  народов, проживающих на территории нашей республики. При знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством, студенты приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит любой народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Этнокультурное образовательное пространство в профессиональном образовательном учреждении создается также изучаемым языком. Учебная дисциплина «Якутский язык» введена в рабочие программы по приказу № 01-07/142 от 10.04.2012 г. «О внедрении и изучении якутского языка в учебных заведениях НиСПО» за счет вариативной части.

Приобщаясь к  народному творчеству, студенты не только усваивают историю, традиции, культуру народов Севера, но эта деятельность способствует  развитию у них основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Целенаправленная систематическая работа по интеграции этнокультурного содержания в содержание программ профессионального образования является важным условием подготовки будущих специалистов, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа  Российской  Федерации, знающих региональные условия и возможности, в которых предстоит организовывать различные виды деятельности.

Этнокультурный компонент включается также в содержание программ внеучебной воспитательной деятельности со студентами. Данное направление успешно реализуется через разнообразие видов и форм воспитательной работы, проводимых за пределами занятий и учебного времени:

– проведение воспитательных мероприятий, направленных на знакомство с историей, культурой и традициями народов Республики Саха (Я) и других регионов. Доброй традицией стало проведение в стенах образовательного учреждения тематических внеклассных мероприятий: «Живая память времен» (о мифологии северных народов); «Письменность наших предков»; «Олонхо –древняя философия народа саха». Эти мероприятия проводятся совместно с районными учреждениями культуры (библиотекой и музеем). Ежегодно отмечаются такие знаменательные даты, как День Республики Саха (Якутия), День родного языка, а также традиционный внутриколледжный праздник – День национальной кухни северных народов в декабре – месяце.

— творчествостудентов в  кружке «Северное сияние» по изготовлению северных сувениров, национальной одежды;

– Научно-практические конференции: самостоятельная исследовательская деятельность студентов направлена на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов и экономического, технического развития Республики Саха (Якутия).

Актуальными для системы профессионального образования являются разработка и реализация этнокультурных проектов в образовании, реализация модели сетевого взаимодействия в области этнокультурного образования по следующим направлениям:

совместная деятельность с органами местного самоуправления и общественными организациями по вопросам, затрагивающим интересы северных народов;

содействие развитию  национальной культуры и родного языка;

пробуждение интереса у молодого поколения к истории предков;

содействие возрождению и развитию коренных промыслов и ремесел.

Для дальнейшего развития этнокультурного образования в системе профессионального образования необходимо:

достижение качественно нового уровня профессиональной подготовки будущихспециалистов;

модернизация содержания этнокультурного образования, технологий, методик преподавания;

развитие у студентов мотивации к изучению родного языка, региональной истории, историко-культурного наследия своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания обучающихся, что они являются носителями народной культуры, воспитывать их в национальных традициях.

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, должна быть направлена на развитие у обучающихся чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущих рядом.

Литература


1. Авексентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: учебное пособие (текст) / А.В. Авексентьев, — Ставрополь, 1983.

2.Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа (Текст) / К.Ш. Ахияров. – Уфа, 2000.

3.Базов Б.В. Культурные традиции и самоидентификация личности (Текст): автореферат диссертации канд. фил. наук / Б.В. Базов. – М., 1994.

4.Болина М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя (Текст): диссертация канд. пед. наук / М.В.Болина. – Челябинск, 2000.

5.Крысько В.Г. Этническая психология (Текст): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.Г. Крысько. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Интернет – ресурс: http://www.yandex.ru/.