УДК 8.81.0
Мария Прокопьевна Федотова – Нулгынэдь,
Руководитель кружка «Эвенская культура»
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
МО «Момский район»
Республики Саха (Якутия)
nulginet31@mail.ru
В год дополнительного образования из всех языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока наиболее функциональными, в настоящее время, являются ненецкий, эвенкийский, эвенский, чукотский, хантыйский, селькупский, юкагирский. Некоторые языки (керекский, ульта, удэгейский) стоят на пороге умирания и исчезновения.
Коренные малочисленные народы Севера воспитывали своих детей в семье, обучали кочевому образу жизни.
Раньше малочисленные народы Севера вели кочевой образ жизни. Старики рассказывали молодым, как они кочевали по необъятным просторам северной земли. Как хорошо и свободно было им в то время. Кочевой образ жизни требовал от них необычайной собранности, выносливости и силы воли в борьбе за выживание. Эвены это дети суровой холодной страны. В современных условиях приоритетным направлением по воспитанию духовно – нравственной личности детей малочисленных народов Севера является изучение родного языка и культуры, приобщение к обычаям, обрядам, традициям народа. Самобытность региональных эвенов выражается в неповторимых обычаях, обрядах и традициях, отражающих глубинную мудрость. Обычаи, обряды, традиции, несомненно, выполняли большую воспитательную роль, убедительным доказательством чего является высокая нравственность северных народов, воспитанных на неукоснительном соблюдении мудрых традиций. Они верны этническим нормам поведения. Отсюда их удивительная тактичность в отношениях членам семьи и друг с другом, глубокое почитание старших, уважение окружающим, неподдельная доброжелательность к слабым, младшим, детям, неподкупная природная честность, открытость души, твердость и последовательность в защите интересов племени, твердая настойчивость в достижении целей. Кочевники воспитывали своих детей на своем нравственном примере в хозяйстве и на охоте.
В данное время воспитание этнической личности детей малочисленных народов Севера осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Этическое развитие ребенка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими.
Ядром системы воспитания этической культуры является нравственное развитие личности. Одним из средств этического воспитания является народные игры, направленные на поиск и решение духовной нравственной проблемы в жизни ребенка, на познание культуры народа, на обогащение словарного запаса по этической лексике. Этическая игра на занятиях эвенского языка способствует правильному восприятию, пониманию и передаче необходимой информации об этике народа, воспитывает чувства уважения к совместно проживающим народам, их языку и обычаям, воспитанию толерантной, гуманистической культуры межнационального общения.
На занятиях кружка «Эвенская культура» провожу беседу о гигиене эвенов. Наши предки были очень чистоплотными людьми. Моя мама мыла посуду в растворе багульника. Брала миску с горячей водой, клала туда несколько веточек багульника, в этой воде мыла посуду. Посуда дезинфицировалась. Кроме этого для мытья посуды использовала стружку тальника.
Мы все знаем, что трудно в кочевых условиях пеленать, перепелёнывать, менять пеленки, постоянно стирать, сушить. Великая природа подсказала своим детям, как выйти с этой проблемы. Задолго до рождения ребенка родители готовятся к его появлению. Родители находят тополь со сгнившей сердцевиной (необходимо, чтобы сердцевина была светлая), топором срубают и ножовкой эту сердцевину пилят. Получаются очень нежные, мягкие опилки. Эти опилки насыпают в специальную выемку в люльке, где лежит малыш. Опилки прекрасно впитывают влагу, кроме этого, обладают бактерицидными действиями, так как кожа малыша не краснеет, не воспаляется и не преет. Опилки регулярно меняют. Их удобно возить с собой, в специальной коробке. Есть немало мудрых приёмов и способов, которые не утратили своей полезности и в современной жизни оленеводов. И не только в стаде, но и в поселке. Поэтому мы должны глубже изучать свою культуру, знать её и использовать все самое лучшее в повседневной жизни. Опыт, который наш народ приобрёл в течение жизни многих поколений.
В данное время работаю над совершенствованием обучения родному языку не владеющих языком матери, с использованием наглядных пособий своего производства (рисунки, куклы, таблицы). Нет книг для кружка национальной культуры. Только старые школьные учебники лежат на полке книжного шкафа. Каждый день без программы и учебников придумываю ход занятий с кружковцами.
В год дополнительного образования у нас в Момском районе для преподавания языков коренных малочисленных народов Севера созданы условия в Улахан Чистайской (эвенский язык изучают — 1-11классах и летняя кочевая школа), Момской (ВУД), Индигирской (ВУД) средних и начальной школе. Действует летняя кочевая школа – филиал Улахан Чистайского образоватльного учреждения, функционирующий в летнее каникулярное время в местах традиционной хозяйственной деятельности (Оленеводов). Работает кружок «Эвенская культура» в доме детского творчества с 2001 года. Улахан Чистайская средняя школа очень хорошо работает по изучению эвенского языка. 2015 году провели 105-летний юбилей основоположника эвенской литературы Н С.Тарабукина. Был конкурс по произведениям писателя на эвенском языке. Вся школа участвовала в этом конкурсе, все учащиеся были в национальных костюмах. В этом конкурсе эвенского языка победила летняя кочевая школа (учитель Громова Ольга). Ученики кочевой школы свободно говорят на эвенском языке. В региональном конкурсе по произведениям Н.С. Тарабукина победила Майорская средняя школа Абыйского района. Организация и создание кочевой школы в оленеводческом стаде приносит большую пользу для сохранения самобытного социально-экономического и культурного развития эвенского народа, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни. Такая трудная и полезная работа кочевой школы должна оцениваться на высокую зарплату. У них заработная плата мизерная. С высокой трибуны прошу, кочевым школам прибавьте зарплату и детям работающим пастухами.
Внеурочная деятельность учащиеся в школах и кружок «эвенская культура» по родному языку (эвенксому) ведется систематически по расписанию. Но, наши эвенские дети не могут свободно говорить на эвенском языке. 30-40-50 годы в Момском районе были населенные пункты чисто говорящие на эвенском языке. Существующая языковая ситуация в районах Крайнего Севера является результатом действия двух основных факторов. Первый – активное воздействие русского, якутского языков, связанное с притоком приезжего населения и распространением средств массовой информации, в особенности телевидения. Второй – ослабление позиций родных языков, в общеобразовательных учреждениях. Обучение родным языкам осуществляется в рамках школьного компонента Базисного учебного плана, которым предусматривается выделение на преподавание родного языка всего от 1 до 6 часов недельного учебного времени. В кружке в неделю 18 часов с первого до 11 классов, по трем группам обучения. (Обучающихся 1-2-3 и далее). Сейчас нет нигде семей знающих родной эвенский язык. Объединения: ВУД, кружки, факультативы и один эвенский класс Улахан Чистайской средней школе, одна летняя кочевая школа, недостаточно для изучения эвенского языка и традиционной культуры народов Севера.
Для языковой ситуации в семье и школе, хорошо было бы открыть эвенские общеобразовательные школы или классы с изучением как предмет родного языка в школах республики и семейные кружки для эвенских семей. Я открыла в этом году семейный (С детьми) кружок в один час в неделю для невладеющих родным языком. Оказывается, эвенским детям очень комфортно учиться родному языку вместе с родителями. Для поддержки в организации эвенских семейных кружков по изучению культуры, фольклора и традиции Северных народов нужна в кабинете компьютерная техника и повышение заработной платы педагога. Отдать в недельную нагрузку семейному кружку по изучению родного языка. Эвенские семьи все умеют пользоваться современной техникой. Им не нравится сидеть и писать, спрашивают: «Почему у Вас нет в кабинете компьютерной техники?» — этот вопрос пропускаю мимо ушей, мне стыдно.
Исходя из этих фактов, в последнее время замечаю недостаточную поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национальной культуры и родного языка коренным малочисленным народам Севера.
В современной цивилизации эвенские дети не знают свой традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность в стойбищах родовых кочевых общин, поселках и центрах улусов (районов) и кочевой жизни на пастбищах оленей. Не все семьи ездят в оленеводческие хозяйства. Для устранения этой проблемы хорошо было бы внедрение в учебный процесс новых поколений учебных методических пособий на языках коренных малочисленных народов Севера, издательские, полиграфические базы, новых образовательных (в том числе компьютерных) технологий и дистанционного обучения. Эвенским детям нужны учителя, обладающие несколькими специальностями, обладающие мастерством педагога на основе этнической педагогики народов Севера, знающими национальную культуру и язык коренных малочисленных народов Севера и совмещающими несколько педагогических специальностей. Северное отделение СВФУ выпускает специалистов высокого уровня, если нет усовершенствуется. Не секрет, что арктические улусы республики испытывают трудности с кадровым обеспечением отраслей народного хозяйства.
В этом учебном году написала экспериментальную программу (проект) и начала работать по этой программе. Активность эвенских семей бросается на глазах. Записались на кружок «Эвенской культуры» — 13 семей с детьми, всего 32 человека. Они занимаются изучением эвенского языка 2 часа в неделю во время не рабочих дней (субботу). Сама прибавила еще 1 час в неделю и получилось 2 часа. Нам всем известно, что родители и дети не владеют родным эвенским языком. Когда они завладеют родным языком, мечтают отправить своих детей на высшие учебные заведения для дальнейшего изучения эвенского языка. Момском улусе ( районе) в семьях не говорят на эвенском языке и общественных местах нет языковой среды. 15 лет работаю руководителем кружка «Эвенская культура». За это время троих своих выпускников отправила на учебу в северное отделение СВФУ. К. Черемкин, А. Хабаров, С. Слепцова изучали свой язык от всего сердца. Мальчики ходили за мной, даже приходили мне домой учиться родному языку. Потому их семьи хотели, чтобы они дальше изучали свой родной язык. Семья Черемкиных, Хабаровых и Слепцовых не владели родным языом, но мамы немножко говорили на эвенском языке. Семейное воспитание это великое дело. У нас в Якутии эвенские семьи не знают родной эвенский язык. В семье и в обществе нет языковой ситуации.
Например, я ни в одном уроке не изучала эвенский язык. Меня учили говорить на родном языке в семье. Мама Голикова Христина Петровна знала в совершенстве свой эвенский язык. Говорила, пела, рассказывала на эвенском языке сказки и предания.
А, данное время наши эвенские матери и отцы не знают ни одного родного слова. Их не учили говорить на родном языке в семье и школе. Родители незнающие язык не могут помочь своим детям говорить на своем родном эвенском языке. Очень много смешанных семей. Некоторые эвены в Момском районе родным языком считают якутский или русский языки, сохраняется низкая мотивация к изучению родного языка. Смешанным семьям нравится только льготы и привилегий данные законом коренным малочисленным народам Севера. Еще нужен какой – то закон, чтобы была мотивация к изучению родных языков.
В дальнейшем, в целях улучшения языковой ситуации в дополнительных учреждениях, я хочу открыть семейный кружок с полной нагрузкой в неделю с изучением эвенского языка и культуры (Прикладное искусство малочисленных народов Севера). Хочу целую неделю заниматься только семейным кружком родного языка (Родителей с детьми).
По организации изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера был разработан базисный учебный план, позволяющий ввести родной язык в качестве обязательного учебного предмета, установлены стимулирующие надбавки для учителей родных языков народов Севера, издаются электронные книги, учебники, проводятся олимпиады, конкурсы, семинары. Единственной нерешенной проблемой является отсутствие современной технологии обучения родному языку для не владеющих родным языком детей северных народов.
В дальнейшем необходимо работать над совершенствованием обучения родному языку не владеющих с использованием электронных книг и компьютерной техникой.
Практически работающим учителям назрела необходимость разработки оптимальных моделей и технологий обучения исчезающим языкам на основе интеграции традиционных педагогических систем коренных народов и современных образовательных технологий. Надо учитывать диалекты и говоры эвенского языка (Три диалекта и 18 говоров), уникальный педагогический опыт учителей родных языков по возрождению исчезающего языка.
Не только у нас в Момском районе такая ситуация. После переписи населения в 2002 года, 2008 год, по предложению ЮНЕСКО, объявлен ООН Международным годом языков. Языковая ситуация мира, в том числе и Российской Федерации, по мнению ученых лингвистов, стремительно сокращается. По данным исследований, проведенных ЮНЕСКО, к концу XXI века может остаться лишь 10 процентов существующих сейчас языков. Эта проблема не миновала и языки малочисленных народов Севера.
Среды данного населения наблюдается постепенная утрата родных языков. Степень владения родным языком кодирует с возрастом носителей, интенсивный размах приобретает русские, якутские ассимиляционные процессы, некоторые подошли к грани исчезновения. Поэтому нужна целенаправленная деятельность по обучению языкам народов Севера в общеобразовательных учреждениях. Некоторые этносы не знают оленеводство как основной отрасль хозяйства. Они давно утратили традиционные хозяйства (оленеводство), культуры, а также родной язык. Современные проблемы коренных малочисленных народов Севера диктует необходимость увязывания образования с традиционным укладом жизни малочисленных народов Севера. Нам не вернуть кочевой образ жизни. Теперь кочевые школы играют большую роль в обучении и воспитании, приобщению языку, традиционным занятиям и родной культуре детей оленеводов и охотников.
В нашей республике под руководством министра образования РС (Я) Ф. В. Габышевой реализуется Концепция развития кочевых образовательных учреждений и проекта ЮНЕСКО по развитию кочевых школ коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время кочевые школы Якутии переживают новое рождение в условиях инновационного развития новой методики, педагогической теории и уникальной образовательной практики. Сейчас проводится работа по созданию условий обучения, соответствующих современным требованиям, компьютерная техника, автотранспорт, учебно-лабораторное оборудование. Моему экспериментальному проекту нужны разработки электронных книг и мультимедийных пособий по языку и культуре коренных малочисленных народов Севера.
Одной из самых уникальных форм сохранения и развития языка народа является организация работы фольклорных ансамблей, художественных творческих коллективов по пропаганде народного творчества малочисленных народов Севера. В настоящее время в республике успешно работают детские коллективы малочисленных народов Севера. Данное время в Момском районе Слепцова З.Ф. руководит фольклорными ансамблями «Хэку» для взрослых, «Хонҥачан» для детей.
Жду поддержку, содействие и понимание. Прошу, мою экспериментальную программу поддержите со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую помощь для сохранения национальной самобытности, развития национальной культуры и родного языка. В ходе изучения родного языка повышается педагогическая культура родителей для создания организационно – педагогических условий воспитания эвенских детей в семейном кружке. В регионах компактного проживания малочисленных народов Севера для улучшения языковой ситуации учите, изучайте родному языку взрослое население (родителей эвенских детей). Поддержите по РС (Я) мою экспериментальную программу «Семейное обучение по родному языку» для малочисленных народов Севера.