Родионова Н.П.,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саккырырская СОШ им. Р. И. Шадрина, Эвено-Бытантайский район, п. Батагай-Алыта,
nadiaplat1965mail.ru
Одним из наиболее ярких индикаторов современной социальной и культурной ситуации в районах Севера является положение родных языков коренного населения. Язык как материальное выражение духовной общности и самосознания нации чутко реагирует на социальные и культурные изменения.
Степень владения родным языком в большинстве районов Севера связана с возрастом носителей: языковые коллективы расслоились на возрастные группы (поколения), причем старшие составляют группу, для которой основным языком общения является родной язык, а младшие, напротив, ориентированы на язык более крупного этноса (как правило, русский и якутский). Между старшим и младшим поколением во многих общинах располагается группа, для которой характерно состояние, при котором одни ее представители уже начали утрачивать родной язык и предпочитают русский или якутский. Нормальная коммуникация в пределах этой возрастной группы и тем более между представителями соседних поколений нарушается, а следовательно не получают нормального языкового воспитания и их дети.
В северных школах в середине прошлого века было свернуто преподавание или сокращены часы по предмету «Родные языки». Повсеместно языки малочисленных народов Севера из основного средства превращались в лучшем случае в предмет изучения.
Воздействие этой политики на коренное население Севера оказалось крайне тяжелым: целое поколение утратило язык, культуру и национальное самосознание, ничего не приобретая взамен.
В 1989 году Совет Министров СССР принял постановление, согласно которому предполагается ввести в учебную программу сельских школ в районах компактного проживания малочисленных народов Севера преподавание родных языков, основ оленеводства, промыслов и звероводства.
В настоящее время сохранение родных языков и культуры коренных малочисленных народов Севера является приоритетным направлением в образовательной политике Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Данное направление гармонично вписывается в деятельность системы общего образования РС(Я), ориентированной на создание демократической системы образования, обеспечивающей необходимые условия для полноценного качественного образования через индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и программ обучения. [1]
Чтобы обучить детей родному языку надо воспитать этническую культуру учащихся. Ознакомить с этнокультурными традициями народа.
А так же чтобы возродить эвенский народ, в 1989 г. был образован Эвено-Бытантайский национальный район. [2,3]
С этого времени в школах и детских садах начали изучать предметы «Эвенский язык и литература», «Эвенская культура». Последние годы возрос интерес учащихся и их родителей к этнокультуре своего народа. Активно принимают участие во всех проводимых мероприятиях. Старшеклассники пишут научные работы и занимают призовые места в НПК «Шаг в будущее».
В детском саду проводят конкурсы чтецов, «Знаток эвенского языка», «Нод асаткани», праздник «Встреча солнца».
Саккырырская средняя общеобразовательная школа им Р.И. Шадрина в данное время работает по инновационному проекту «Создание школьного научно-образовательного производства в оленеводстве».
Школа как социокультурный центр села должна брать инициативу передачи молодому поколению опыта отраслей северного животноводства, компонентов его материальной и духовной культуры для сохранения мирового генофонда якутского скота и воспитания выпускника, приспособленного для достойного жизнеобеспечения и успешной жизни в условиях современного села на Севере. [4]
Сельскохозяйственная направленность обучения и воспитания должна становится одним из приоритетных направлений развития общеобразовательной школы в условиях сельской местности.
Школа является Республиканской экспериментальной площадкой с 2002г. Имеет определенный опыт работы по сельскохозяйственному направлению. Руководит этим направлением деятельности Управляющий совет, в состав которого входят не только члены педагогического коллектива и учащиеся школы, но и родители, и представители социума.
В школах проводят этнокультурные конкурсы: эвенские игры, гонки на оленьих и собачьих упряжках.
В улусном детском центре по традиции каждый год проводится научно – практическая конференция «По тропам улуса», «Аман ос», «Шаг в будущее», «Нод төру», «Аинӊа куӊални (Дети природы)», где дети изучают этнокультуру своего народа.
При улусном детском центре работает детский этно–фольклорный ансамбль «Аянеса», где дети изучают не только традиционные обряды, обычаи и праздники эвенов, но и их музыку и танцы.
Все это позволяет создать условия для развития художественной культуры, формирования физической, экологической культуры, воспроизводящей бытовые национальные праздники и обряды, приближенных к естественным условиям.
Ансамбль «Аянеса» сердцем и душой покоренный песнями и танцами своих предков, вложил много сил и труда в возрождение культуры коренного населения Тюгясирских эвенов, где он представил свой народ в международном фестивале во Франции, Китае, Болгарии. [5]
При улусном Доме культуры есть молодежный ансамбль «Тугэс», где так же молодежь наслега изучает музыку и танцы, традиционные обряды, обычаи и праздники Тюгясирских эвенов.
В настоящее время существует приемственность между поколениями, где происходит на основе традиционных знаний объединение носителей фольклора, владеющих живым национальным языком.
Народ без языка и культуры исчезает как народ. Потому необходимо возродить язык и культуру эвенского народа в улусе.
Целью нашей работы является возрождение обычаев и традиций народа. Для этого надо глубоко понять и изучить историю происхождения эвенского народа, его самобытную культуру, методы воспитания детей.
Использованная литература:
- Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О языках народов РФ», Закон РС(Я) «О языках в Республике Саха (Якутия)», Закона РС (Я) “О статусе языков КМНС РС (Я)”
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении образовании Эвено-Бытантайского национального района в Якутской АССР» Москва, 13 августа 1989 года
- Постановление президиума Верховного Совета Якутской АССР «Об образовании Эвено-Бытантайского национального района и выделение его из территории Верхоянского района Якутской АССР» г. Якутск 21 апреля 1989 г
- Отчет республиканской инновационной площадки МО РС(Я), Март 2016 г.
- Кэрэ дьолун бэлэхтээри… («Аянеса» эбээн этно-фольклорнай о5о ансаамбыла), 2008 г.