Этнофилологическая инклюзия в контексте реализации задач открытого педагогического образования

13 августа 12:13

Богдановская Н. В., Назмутдинова Т. С.

РГПУ им. Герцена,  г. Санкт-Петербург


 

Язык – одна из первейших предпосылок существования любого народа как исторического субъекта. Каждый человек, тем более народ, самоценен. Каждый народ, большой или малый, жаждет существовать вечно, и это его неотъемлемое естественное право. А для этого должен жить и язык народа.

В. А. Роббек

 
          Педагогическое образование является решающим, системообразующим звеном функционирования отечественной образовательной системы и рассматривается как важнейший ресурс формирования гражданской идентичности обучающихся [5, 158].

Широкое понимание и применение принципов инклюзивного образования, нашедшего отражение в международной программе ЮНЕСКО “Образование для всех”, позволяет наиболее полно и эффективно удовлетворять образовательные потребности полиэтнического и поликультурного по своему составу страны. Ярким примером инклюзивного подхода к образованию является Герценовский университет, старейшим структурным подразделением которого является институт народов Севера.  Система подготовки кадров учителей, реализуемая в институте с полным правом может быть названа этнофилологической и этнокультурологической инклюзией. Институт народов Севера оказывается именно тем культурно-образовательным и научно-исследовательским учреждением, которое в значительной степени обеспечивает единство евразийского по характеру российского культурно-образовательного пространства, формируя и развивая ту часть молодежи, которую можно считать интеллектуальной элитой коренных народов Севера [4, 88].

В институте народов Севера по специальным образовательным программам, адаптирующим требования федеральных государственных образовательных стандартов к потребностям и возможностям полиэтничного по составу контингента студентов, обучаются представители более двадцати коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На кафедрах родных языков, фольклора и литературы на высоком научно-методическом уровне ведется преподавание долганского, эвенского, эвенкийского, нанайского, удэгейского, саамского, ненецкого, нганасанского, вепсского, мансийского, хантыйского, селькупского, нивхского, чукотского, корякского, юкагирского языков.    Этнофилологическая парадигма научно-образовательных программ института направлена на формирование у педагога целостной, многоаспектной научной картины мира. Это может осуществляться только на основе реализации междисциплинарных связей, что создаёт возможность многопрофильной подготовки учителя — наиболее востребованного в малокомплектных и кочевых школах, учителя-многопредметника. Образовательные модули составлены таким образом, что в рамках профильной подготовки в области родного языка и литературы формируются равные компетенции  русского и иностранного языков. Такой оптимизированный подход к формированию профессиональных компетенций позволяет говорить об уникальном опыте становления этнофилологического образования, имеющего антропоцентрическую концепцию.

Этнофилология как интегрированная филологическая наука совмещает в себе совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные памятники определенного этноса на основе их языкового, содержательного и стилистического анализа – историю и сущность духовной культуры народа. В центре внимания исследователей-этнофилологов находится человек и этнос, мировосприятие окружающей действительности в прошлом и настоящем, отражение этнического мировосприятия определенного народа в его памятниках письменности [2, 7].

Следует заметить, что язык в этнических границах его носителей хранит историческую память народа, опыт познавательной деятельности, мировоззрение, психологию, что способствует воспитанию нового поколения в интересах развития этноса и сохранения его самобытности.

Этнофилологическая инклюзия имеет двухсторонний характер: с одной стороны, изучаются фундаментальные основы филологического образования (языкознание, лингвистика, литература, стилистика и др.); с другой стороны, на эти основы  «накладывается» уникальная и органичная по характеру связи «человек-природа-этносоциум» языковая картина мира северных этносов, в значительной степени сохранившая свою самобытность.

Как известно, систематическое исследование языков и культур северных этносов началось в советский период. Труды выдающихся ученых-североведов В. Г. Богораз-Тана, Г. М. Василевич, В. И Цинциус., Н. К Каргера, В. Штейница, Е. Д.Прокофьевой, В. Н. Чернецова, В.А. Аврорина, Г. Н. Прокофьева, А. П. Пырерки, М. Г. Воскобойникова заложили фундамент отечественного североведения. В дальнейшем исследования по языкознанию, устному народному творчеству и этнографии связаны с такими именами как Ю. А. Сем, А. Н. Мыреева, Е. И. Ромбандеева, М. Я. Бармич, А. Н. Жукова, А. П. Володин и др.. Таким образом, был собран богатейший материал по традиционной культуре народов Севера.

В настоящее время одним из эффективных средств научно-исследовательской и образовательной деятельности в области изучения и преподавания родных языков коренных народов Севера является актуализация инновационных форм исследовательской работы студентов, осуществляемая в рамках основной образовательной программы подготовки магистров “Филологическое образование в полиэтнической среде”, реализуемая на профильных кафедрах института народов Севера Герценовского университета. Программа является важнейшей ступенью непрерывного педагогического образования в области изучения языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и направлена на формирование профессиональных компетенций магистра-филолога, владеющего методами и принципами исследовательской деятельности в аспекте компаративистики и умеющего управлять процессом обучения в полиэтнической образовательной среде.

С учетом формирования новой парадигмы открытого педагогического образования, которая является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации, требуются  поиск и внедрение в образовательную практику инновационных и социально значимых концептуальных форм обучения, направленных на развитие научного и творческого потенциала личности. В связи с этим в организацию научно-исследовательской работы  магистров-филологов активно привлекаются технологии, ориентированные на групповую работу в различных грантовых проектах. Так, в течение ряда лет на базе кафедры алтайских языков, фольклора и литературы осуществляется работа над научным проектом «Синтаксическая интерференция в речи долгано-русских билингвов», в рамках которого была защищена магистерская диссертация на материале полевых исследований языка анабарских долган Якутии.

Широкие возможности, предоставляемые одной из основных идей открытого педагогического образования, позволяют магистрам проводить научные исследования в сопоставительном аспекте, расширяющим межкультурные границы и формируют собственную аргументированную точку зрения на различные вопросы профессиональной направленности. Таковым явилось исследование паремий русского, якутского и долганского языков в процессе межкультурной коммуникации на основе концепта “труд”.

На наш взгляд, система открытого педагогического образования не претендует на замену традиционных педагогических технологий, а в силу своих позитивных особенностей дополняет и обогащает их. Открытое педагогическое образование как современный социальный институт оптимально сочетает интересы личности, социума и государства, способствуя тем самым развитию непрерывного инклюзивного североведческого образования.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что этнофилологическое образование является важнейшим ресурсом в решении задач развития полноценного североведческого образования и осознания этнической и гражданской идентичности.  Такое образование, безусловно, является одной из главных потребностей гражданского общества и государства в целом.

Литература

  1. Богдановская Н.В., Зайнуллина Г.Ф. Этнофилология в межкультурном образовательном пространстве Института народов Севера //Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. (С.-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) . — СПб., 2010. — Ч. 1. — С. 375-380.
  2. Донская Т.К. Этнофилология в вузе и в школе//Этнофилология. Сб. науч.тр. СПб., 2002. С.6-15
  3. Замятин К., Пасанен А., Саарикиви Я. Как и зачем сохранять языки народов России? — Хельсинки 2012
  4. Набок И. Л. Этнообразовательная инклюзия в РГПУ им. А. И. Герцена//Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Материалы международной конференции 19–20 июня 2008 года в Санкт-Петербурге. С.86-88
  5. Рабош В. А., Набок И. Л. Педагогическое образование как ресурс формирования гражданской идентичности//Реальность этноса. Роль образования, культуры и литературы в формировании российской гражданской идентичности. Сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию института народов Севера Герценовского университета, 10-12 ноября 2015 г. Санкт-Петербург, 2016. – С.158