Якутский героический олонхо и хакасский алыптых нымах: сюжеты

28 августа 12:40

Алексеева Анастасия Даниловна,

магистрант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, институт языка и культуры народов СВ РФ, Якутск, республика Саха (Якутия), Россия

E-mail: anastas.olonkho@mail.ru

Научный руководитель: Ефимова Л.С. – д.филол.наук, профессор кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ


 

Среди общих культурообразующих систем этноса особую роль играет устное народное творчество – как один из главных условий национально-культурного возрождения народа на современном этапе. В героических эпосах всех народов отражается весь исторический путь развития народа в своеобразной устоявшийся эпической форме.

И.В. Пухов впервые выделил связь якутского героического эпоса-олонхо с героическим эпосом алтае-саянских народов, «у якутов много общего с эпосом тюрко-монгольских народов. Это объясняют следующие обстоятельства:

1.Общность происхождения и культуры, а также территориальная близость к тюркско-монгольским народам в период создания героического эпоса;

2.Сходство форм общественного развития: якуты, как и другие тюрко-монгольские народы, принадлежат к народам скотоводческой культуры; это отразилось в эпосе.

Первое обстоятельство привело к генетической общности, а второе – к типологическому сходству эпоса».

В связи с этим, большой интерес представляет сравнительно-сопоставительное изучение якутского эпоса олонхо с хакасским алыптых нымах для выявления сходств и различий. Сравнительно-сопоставительное исследование сюжетов эпоса тюркских народов Сибири открывает перспективы типологического исследования эпического наследия родственных народов Российской Федерации. Классификации сюжетов якутского героического эпоса олонхо и хакасского алыптых нымах в сравнительном аспекте нам представляется актуальной.

Н.С. Чистобаева композицию хакасских героических сказаний делит на экспозиции, включающей описание времени первотворения, владений богатыря (богатырки), его (ее) богатства, а также места действия; завязки: где называется причина выезда богатыря из родного стойбища; развития действия: где повествуется о подвигах богатыря за невестой, в гости, приезд на родину хана-тестя; кульминации: где идет описание главной богатырской борьбы или состязания, победы главного героя; развязки: рассказывается о возвращении богатыря на родину вместе с суженой или об освобождении им родителей, народа, возврат своего богатства, скота. Мирная счастливая жизнь [38с.].

Полную композиционную структуру якутских олонхо выявил Н.В. Емельянов. Он различал 6 основных частей сюжетно-композиционной структуры олонхо и состоит из следующих основных частей: 1) Экспозиция: эпический зачин; 2) Завязка; 3) Развитие действия; 4) Кульминация; 5) Дальнейшее развитие действия; 6) Развязка; [11-12 с].

Придерживаясь классификаций сюжетов якутского олонхо и хакасского алыптых нымах, мы составили приблизительную сравнительно-сопоставительную схему сюжетов якутского олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» П.П. Ядрихинского и хакасского алыптых нымах «Ай-Хуучин».

Первый сюжет в якутском олонхо представлен рассказом о чудесном рождении героини и её брата. В хакасском алыптых нымахе первый сюжет рассказывает о чудесном рождении героини. Следовательно, содержание первого сюжета у обоих эпосов идентично. Далее завязка первого сюжета в обоих сказаниях начинается с чудесного рождения героя. Подробно описывается появление на свет двух богатырок, в этом плане описания схожи. Но в хакасском алыптых нымахе героиня рождается от коня, предназначенная верховными божествами стать защитницей чурта. Старшая сестра Хыс Хан нарекает ее именем Ай Хучин и принимает её в свою семью. А в якутском олонхо первым рождается богатырь Тойон Дьуллуут.После второй чудесной беременностиродоначальницы появляется на свет главная героиня олонхо. Родители нарекают ее именем Дьырыбына Дьырылыатта. Как и во многих тюркских сказаниях детей нарекают именами старшие. Далее формируется завязка олонхо прибытием посыльного Сорук Боллур. Он рассказывает о краже девушки айыы Хаачылаан Куо богатырем Нижнего Мира. Тойон Дьеллуут отправляется в Нижний мир, чтобы спасти Хаачылаан Куо и по дороге попадает в плен Обот Хобочой удаганке. Конь богатыря возвращается без хозяина, тем самым оповещая об его пропаже.

Взавязке хакасского сказания после свадьбы брата героини Ай Хуучин — Хан Мирген уезжает за второй женой. В отсутствие Хан Миргена умирает их старшая сестра Хыс Хан и вместо нее Ай Хуучин занимает руководящее место в чурте. Далее рождаются дети Хан Миргена и происходит похищение новорожденных ведьмами по просьбе второй жены Хан Миргена. Хан Мирген едет по следам искать своих детей. По дороге он убивает женщину-чудовище. Далее встречает племенного богатыря, который просит его освободить. Он отказывается, поэтому богатырь проклинает Хан Миргена и превращает его в четырехглазую собаку. В это время в чурт возвращается конь Хан-Миргена.

В завязке обоих текстов эпоса находимвозвращения коней без хозяев, после чего героини собираются на поход по спасанию братьев.А отличиями сюжетов в якутском олонхо выступает тот факт, что родоначальница первым рожает богатыря Тойон Дьеллуут, который не является главным героем эпоса. Во второй беременности она рожает героиню Дьырыбына Дьырылыатта. В олонхо якутов описывается чудесный рост богатырей. В хакасском эпосе героиня Ай Хуучин рождается от коня. В этом одно из главных отличий хакасского алыптых нымах. Значит, отличительными чертами представлены рождение героини якутского эпоса от родоначальников якутских племен, а хакасская героиня была рождена от коня. Её воспринимают жители Срединного мира как своего ребенка.

Развитие данного сюжета начинается с отъезда героинь на поиски своих братьев. В якутском олонхо описывается отъезд героини Дьырыбына Дьырылыатта в Нижний мир и встречает богатыря абаасы. Хакасская героиня Ай Хуучин отъезжает из своего чурта и встречает богатыря, который опять просит освободить, на что она отказывается. Отличительными чертами развитий данного сюжета являются многоженство Хан Миргена – брата героини, что не было характерно в якутском эпосе. Следующей особенностью хакасского алыптых нымах представлено коварство второй жены брата героини. Она уговаривает ведь Хара Нинчи и Пора Нинчи украсть и заменить детей щенятами. Также в отличие от Тойон Дьеллуут – брата Дьырыбына Дьырылыатта Хан Мирген – брат Ай Хуучин не попадает в плен айнам.

Как в олонхо и в хакасском сказании кульминация первого сюжета начинается с борьбы героинь с врагами. Дьырыбына Дьырылыатта вступает в борьбу с богатырем абаасы и побеждает его. Далее она спасает своего брата и девушку Айыы.  Хакасскую богатырку Ай Хуучинплеменной богатырь хотел проклинать, тогда она вступает с ним в поединок и одерживает победу. После победы встречает своего брата — Хан Миргена и его детей. Таким образом, в кульминации эпосов героини спасают своих близких от врагов. В кульминации эпосов отличительной чертой является намерения Ай Хуучина женить брата за двухглавую самку айнов. В якутском олонхо богатырки Срединного мира не заключают брак с богатырями Нижнего мира.

Развязка, т.е. заключение эпосов тоже идентична. Обе героини сюжета возвращаются домой, справляют свадьба и начинается счастливая жизнь героев.

В итоге сравнительно-сопоставительного анализа одного сюжета из текстов двух эпосов мы пришли к такому выводу, что идентичными являются:

— чудесное рождение героинь,

— цели и мотивация их походов;

— победа и спасение близких от врагов;

— возвращение и счастливая жизнь героинь;

Отличительными чертами данного сюжета могут выступить следующие черты:

— якутская героиня имеет своих родителей, а хакасская героиня рождена от коня. Мотив чудесного рождения от коня был характерен для эпоса тюркских народов (долганы, саха, хакасы);

— описывается многоженство Хан Миргена – брата героини, что не было характерно в якутском эпосе;

— имеется интересный мотив о желании породниться с айнами (темными силами) Ай Хуучина. Такой мотив был характерен сюжете якутской легенде Улуу Куданса.

Использованная литература:


  1. Ай Хуучин: Хакасский героический эпос. – Новосибирск: Наука, 1997. – 479с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока: Т.16).
  2. Данилова А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. – Новосибирск: Наука, 2014. – 166с.
  3. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. – М., 1980. – 375с.
  4. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – М., 1983. – 248с.
  5. Кыыс Дэбэлийэ: Якутский героический эпос. – Новосибирск: Наука, 1993. – 330с.
  6. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256с.
  7. Пухов И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутское олонхо. – Якутск: Изд-во ЯФ СО Ран, 2004. – 326с.
  8. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974. – 202с.
  9. Ядрихинский П.П. Джырыбына Джырылыатта Девушка Богатырка. – Якутск: Кн. изд-во, 1978. – 229с.
  10. Чистобаева Н.С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. – Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2015. – 170 с.