Сказки быстринских эвенов

1 февраля 1:56

Попова Мария Дмитриевна,

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск

Layma07@rambler.ru

В XVII веке началось освоение эвенами новых территорий, вплоть до Чукотки и Камчатского края. Это связано с тем, что в Восточную Сибирь пришли русские люди. Эвенов называли ламутами, то есть люди моря (от эвенкийского «ламу» — море). Эвены пришли в Камчатский край из Охотского побережья. В данное время они живут в Быстринском районе, который был создан в 1926 г. и содержит 2 населённых пункта в составе 2 сельских поселений: Эссо (районный центр) и Анавгай.

В соответствии с традициями ведения хозяйства эвенское население делится на оленеводческое, охотничье-рыболовное и прибрежное рыболовно-зверобойное с разведением ездовых собак.Камчатку называют страной рыб, поэтому у местных эвенов сильно развито рыболовное хозяйство. Лосось – основа жизни на Камчатке.

Особая роль в сохранении национальных традиций, родного языка и культуры принадлежит собирателю фольклора КирьякуСтепановичу Черканову. Он родился в 1935 г. в селе Анавгай в семье эвенов. После окончания средней школы вс. Эссо поступил в Хабаровский педагогический институт, который успешно закончил в 1963 г. Собирание фольклора стало его особым интересом и главным делом всей жизни. Он много времени проводил в тундре, в табунах, в местах кочевий. Человек большой душевной щедрости, талантливый и духовно богатый. В течение всей своей жизни он собирал сказки, сам переводил с эвенского языка на русский язык и печатал в районной газете «Новая жизнь». Впоследствии по этим материалам вышли его книги эвенских сказок. Авторов эвенских сказок установить невозможно, ведь это коллективное устное творчество народа. Кирьяк Степанович Черканов слышал эти сказки вживую, уточнял детали у рассказчиков, сам их комментировал.

В 1988 г. был выпущен его сборник «Сказки Севера» на эвенском и русском языках. В 1993 г. увидела свет его книга «Эвэдынемкан» (Эвенские сказки). Сказки, опубликованные в двух сборниках, дают достаточно полное представление об основных сюжетах сказок быстринских эвенов. Это архаический фольклор, который сохранил свою связь с тунгусо-маньчжурской мифологией. Хочется отметить, что особую ценность представляют сказки об Ое (в Магаданской области такой герой носит имя Уиньдя, у эвенов Березовки Якутии носит имя Оинде). Во всех сюжетах сказок об Ое – это обездоленный младший брат, неуважаемый человек, дурачок и глупец. Финал у всех сказок об Оесчастливый: Ое из всех неразрешимых ситуаций выходит победителем. Эти сказки можно отнести к волшебным сказкам, так как в одном персонаже объединены такие качества, как «низкий герой», «младший брат» и «глупец», наличие двух пространств: своего и чужого, решение трудноразрешимых задач. «Мы видим, что в сюжетах об Ое, которые тяготеют к типам волшебных сказок, он обладает знанием «сакрального». И здесь эпизод с «камешками-голышами» можно интерпретировать в таком ключе. Считается, что камню свойственна магическая сила, так как в нем пребывает дух, который обладает чудодейственной силой» [1,с. 21]. Е.М. Мелетинский образ «низкого героя» объяснял «социально-бытовой основой происхождения» [2].

Сложился цикл сказок об Ое. Все сказки цикла начинаются одинаково: Ое остается один дома, а братья уходят из дома по своим важным делам. Вся сказка строится на сюжете о поступках и бурной деятельности Ое. Например, сказка «Ое выручает братьев». В начале сказки сразу подчеркивается по внешнему виду и поведению Ое, что это «глупец», «низкий» человек. Который не способен совершать подвиги. «от голода сосет рукоятку ножа», «рваные торбаза», «слинявшая куртка». Но, когда братья не вернулись домой, Ое выходит из дома и идет на их поиски.

По жанру волшебной сказки, чтобы спасти своих братьев главный герой должен состязаться в трех поединках, один другого сложнее. В этой сказке Ое победил силачей Згэнтура и Огэтура. В третьем соревновании – беге – Ое также одержал победу над Вэмкураром. Особая выносливость героя показывает связь сказки с жизнью эвенов, где просто необходимы силы и выносливость в их повседневной жизни.

В сборнике «Эвэдынемкан» имеются сказки о животных: «ДоверчивыйНакатча», «Находчивая лиса», «Лиса-пастушка», «Мудрый». В этих сказках Лиса выполняет роль хитрой обманщицы, она обманывает других зверей или человека. В финале сказки обман раскрывается, но хитрая лиса почти во всех случаях выходит «сухой из воды». В сказке «Мудрый» говорится о медведе, как о самом умном животном. Медведь у эвенов – священное животное, у многих родов эвенов является тотемным животным.

В сюжете сказки «Неякалан» содержится все то, что характерно для волшебной сказки. Герой выходит из дома в поисках сестры, встреча на своем пути с дарителями, победа над Чириной, освобождение сестры и возвращение домой. У сказки счастливый конец: герой женится, становится богатым и обретает много друзей.

Мы согласны с А.А. Гончаровой, которая считает, что разнообразие и многоцветье эвенских сказок поразительно, в чем убеждаешься, пытаясь проникнуть в их мир. Особая ценность подобных сюжетов в хорошей сохранности мифологических мотивов и оппозиций… Концептуально важным положением является то, что сказки немногочисленной и довольно замкнутой группы камчатских эвенов – это часть мирового фольклора [1, с. 28].

Литература


  1. К.С. Черканов. Личность и творчество / сост. М.Е. Беляева. – Нижний Новгород, 2015. – 198 с.
  2. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. – М., Спб., 2005. – 240 с.
  3. Путешествие в Страну рыб: этнографический сборник / сост. Л.Е. Банаканова. – Петропавловск-Камчатский, 2015. – 20 с.
  4. Черканов К. Эвэдынемкан. Петропавловск-Камчатский, 1993. – 62 с.
  5. Эвены // Сибирь: Атлас азиатской России. – М., 2007, – 664 с.