В.А. Роббек – патриот, талантливый организатор образования и науки

4 октября 2:51

З.К. Башарина,

д.ф.н.,профессор кафедры якутской литературы ИЯКН СВ РФ

СВФУ имени М.К. Аммосова

zbasharina@mail.ru


 

В.А.Роббек – выдающийся сын эвенского народа, крупный ученый-филолог, незаурядный организатор образования и науки. О нем очень емко и точно сказал друг, соратник, народный писатель Якутии  А.В.Кривошапкин: «В.А.Роббек был масштабной личностью с поистине глубоким философским мышлением. Он легко и быстро находил ответы на любые вопросы независимо от их сложности и остроты. Масштабность, незаурядность, неповторимость личности В.А.Роббека будет вспоминатьсялюдьми разных поколений, говорящих на разных языках, представляющих разные нации и этносы»(1). Я могу подтвердить слова Андрея Васильевича примерами из своей жизни. Я познакомилась с Роббек лично в 2004 году, когда работала над докторской диссертацией. Он был директором Института проблем малочисленных народов Севера. Я искала научное учреждение, которое стало бы ведущей организацией при защите диссертации. Василий Афанасьевич был очень рад этому, ему понравилась тема диссертации, он сразу откликнулся на просьбу. Больше того, он помог мне опубликовать монографию «Проблема героического в литературе народов Якутии» в Новосибирске в издательстве «Наука». В институте была отлаженная система тесного сотрудничества с редакцией. Работники издательства с огромным уважением относились к нему, мы очень плотно работали с сотрудниками издательства все лето. В 2005 году книга была издана очень качественно. Я очень благодарна Василию Афанасьевичу за его бескорыстную помощь в моем научном становлении. В.А.Роббек был истинным патриотом Якутии и России в широком смысле этого слова. Для него было важно развитие науки во всех сферах, и он был готов помочь всем, кто в этом нуждался.

    Василий Афанасьевич как филолог понимал, что судьбоносным делом каждого народа является развитие его языка. Он был убежден, что для роста национального самосознания народа необходима многогранная систематическая работа по созданию письменности, обучению на родном языке в школах, вузах и подготовке специалистов высшей квалификации из числа народов Севера. Родной язык является главным инструментом преобразования жизни народов Севера, вот почему Василий Афанасьевич не жалел ни сил, ни времени, когда добивался преподавания родного языка не только на Севере, но и в городе Якутске. В к.80-н.90-х гг. ХХстолетия при его содействии были открыты эвено-эвенкийские группы в педучилищах, в ЯГУ, налажено системное обучение данным языкам в школах, открыты кочевые школы.Им написано более 170 научных трудов, в том числе 15 монографий и учебников по эвенскому языку, 10 учебно-методических пособий и 5 словарей по эвенскому языку для школ, педучилищ, вузов. Он является автором научных основ образования кочевых народов Северапредполагающих усвоение детьми систематизированных этно-экологических знаний. Отрадно отметить, что в современных условиях кочевые школы развиваются под эгидой ЮНЕСКО и являются одним из перспективных образовательных проектов РС(Я).В институте языков, культур народов Северо  – Востока РФ работает кафедра языков малочисленных народов Севера, где большинство преподавателей -ученики Василия Афанасьевича.В этом проявляется дальновидность, мудрость, масштабность философского мышления В.А.Роббек.

В.А.Роббек был прекрасным организатором не только образования, но и науки. Его детищем был Институт проблем малочисленных народов Севера СОРАН, где он работал директором с 1992 по 2008г. Он создал сплоченный трудоспособный коллектив единомышленников. О достижениях института свидетельствуют следующие факты: до организации института в Якутии было 5 кандидатов филологических наук из числа малочисленных народов Севера, а за время работы института защитили докторскую диссертацию 4 представителя КМНС и 15 человек кандидатскую. В.А.Роббек был научным руководителем9 кандидатов, 2докторов наук. Следовательно, он создал научную школу североведов в Якутии, стал достойным преемником и продолжателем идей и деятельности своего выдающегося учителя Веры Ивановны Цицциус – преобразователя североведческой науки и образования. Таким образом, жизнь и многогранная деятельность В.А.Роббек для современной молодежи и будущих поколений является примером любви, преданности, бескорыстного служения науке и родному народу. Благодарная память о нем как о человеке с Большой буквы, патриоте, гуманисте навсегда сохранится в сердцах тех, кто знал его лично и заочно по его трудам.


 

Литература


1. Научные основы устойчивого развития коренных народов Севера.-Новосибирск, Наука,2013-158с.

2. В.А.Роббек. Грамматические категории эвенского глагола в функционально-семантическом аспекте. –Новосибирск, Наука,2007. — 726с