Модель международного и межрегионального сотрудничества

13 октября 7:42

Х. И.  Христенко,

методист ГБПОУ РС (Я) «Арктического колледжа народов Севера»


 

С 2014 по 2016 годы Арктическим колледжем народов Севера осуществлялось международное сотрудничество с Финляндией, Норвегией. В рамках этой деятельности колледж активно принимал участие в различных проектах и конференциях, проводил совместные встречи.

Сегодня в стратегическом плане ГБПОУ РС (Я) «АКНС» позиционирует себя, как востребованное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов для традиционных отраслей Севера и Арктики, представляет собой Центр профессионального образования в Северо-Восточной части республики, является основной базой по подготовке рабочих кадров  в сфере  оленеводства.

Актуальность деятельности в области международного и межрегионального сотрудничества  обусловлено реалиями сегодняшнего времени, коллектив колледжа провел переоценку концептуальных приоритетов стратегического развития, и пришел к тому, что эффективное развитие ОУ невозможно без внешнего сотрудничества, которое подразумевает обмен знаниями и опытом, расширения и углубления образовательного потенциала, повышения  конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В ходе встречи между российской и финской, норвежской сторонами было достигнуто согласие о начале реализации совместных образовательных проектов «ЕАЛЛИН»,  «ЕАЛЛЮ» и дальнейшей разработке плана мероприятий.

Колледжем подписаны долговременные соглашения между учебными заведениями и организациями стран Арктического региона, работающими в сфере оленеводства и культуры северных народов  (выполнены на русском, финском, саамском языках) имеют приложения-договоры:

  • Центром образования саамского региона, Инари (Финляндия).
  • Университет Арктики, Институт циркумполярного оленеводства (Норвегия).
  • Ассоциация Международного сотрудничества ВЕВО (За будущее оленеводства).

Основанием  для создания  Модели является:

  1. Интеллектуальный потенциал учебного заведения.


2.Самобытная полиэтническая среда (более 70 % студентов представители КМНС).

3.Три взаимодействующих между собой структурных звена – МФЦПК, РИП «Центр домашнего оленеводства», подкластер.

4.Собственное оленье стадо (необходимо подчеркнуть, что Арктический колледж единственное образовательное учреждение в Российской Федерации, которое имеет свое стадо около 400 голов).

Механизмы реализации Модели:

  1. Сформирована нормативно-правовая  база.
  2. Определены координаторы Модели.
  3. Выделены основные направления деятельности (культурные обмены) в области информационных технологий; туризма; оленеводство; традиционное природопользование, традиций и обрядов.
  4. Установлены участники Модели.
  5. Разработана структура взаимодействия между участниками образовательного процесса по конкретным специальностям и рабочим профессиям укрупненной группы 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

  В рамках международного сотрудничества проведено и реализовано:

2014  – Состоялось  подписание соглашений о сотрудничестве между Арктическим колледжем народов Севера, Ассоциацией «Оленеводы Мира» и Международным центром оленеводства. Это стало возможным благодаря развитию сотрудничества между колледжем и Ассоциацией «Оленеводы Мира», а также поддержке Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки Республики Саха (Якутия) (Каутокейно, Северная Норвегия).

2014 — Состоялся международный семинар «Новые технологии в оленеводстве как фактор устойчивого развития коренных народов Севера», посвященный Году Арктики в Республике Саха (Якутия). Целью семинара является  разработка предложений по вопросам создания условий для развития домашнего оленеводства и использования современных технологий в оленеводстве. Состоялось открытие и презентация Арктического центра домашнего оленеводства (Черский, Республика Саха (Якутия)).

2014 — Поездка директора АКНС Елены Антипиной и председателя Ассоциации «Оленеводы Мира» Михаила Погодаева  в Норвегию для участия в международном семинаре «Опыт защиты священных мест и важных культурных ландшафтов Арктики: создание партнерств на основе взаимного уважения», который проходил в Саамском образовательном центре в Инари, Финляндия.

2014 — Состоялась встреча директора Арктического колледжа народов Севера Елены Антипиной с председателем правления Ассоциации «Оленеводы Мира» Михаилом Погодаевым, генеральным секретарем Ассоциации «Оленеводы Мира» Йоханом Матисом Тури и директором Международного центра оленеводства Андерсом Оскалом в штаб-квартире оленеводов Мира, в Каутокейно. Стороны обсудили перспективы сотрудничества в области обмена студентами и преподавателями в рамках деятельности Университета Арктики и проведения совместной исследовательской деятельности, особенно в сфере документации и переосмысления традиционных знаний коренных народов Арктики. Стороны подписали соглашение.

2014  – Подписан договор о включении Центра домашнего оленеводства (Черский, РС (Якутия)) в международную сеть информационных центров оленеводства, которая координируется Международным центром оленеводства. Это даст возможность оленеводам Якутии получать информацию об оленеводстве из других оленеводческих регионов, принимать участие в международном сотрудничестве и международных проектах в сфере устойчивого развития оленеводства.

2015    —  Участники международного молодежного семинара по проекту “Носэгчэр: молодые оленеводы, традиционные знания и культура питания”. Проект реализован при грантовой поддержке Государственного комитета по национальной политике Республики Саха (Якутия).

2015 – АКНС вошел в  международную сеть сотрудничества образовательных учреждений, в числе которых члены Университета Арктики, ведущие университеты и профессиональные образовательные учреждения Арктики, такие как Университет Тромсё (Норвегия), Университет Лапландии (Финляндия), Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Университет Умео (Швеция), Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и т.д.

2015 – Участие в информационной поездке в Улан-Удэ в стенах Бурятского государственного университета прошел XVIII форум Совета Университета Арктики и международная научная конференция «Арктический диалог в глобальном мире»..

2015 — Совет Университета Арктики одобрил заявку Ассоциации коренных народов Севера, и принял колледж в члены международной сети образовательных учреждений.

2016 — На базе Саамского университетского колледжа прошел курс под названием «Значение биологического разнообразия для коренных народов Севера». Курсы организованы Институтом циркумполярного оленеводства Университета Арктики, Ассоциацией «Оленеводы Мира», Международным центром оленеводства, Университетом Арктики, Саамским университетским колледжем, (Норвегии в г. Каутокейно). Программы обмена студентами по компетенции «Оленевод», по семестровой программе «Значение биологического многообразия для коренных народов Севера» (код курса: 8j – 100)  в дальнейшем с выдачей двойного диплома.

2016 – Участники  пресс-конференция в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по итогам поездки молодых оленеводов – студентов Института Циркумполярного Оленеводства Университета Арктики в Норвегию по программе «Сохранение традиционных знаний и о культуре питания коренных народов»  (г. Якутск).

2017 – Подготовка к изданию книги о северной кухне в Финляндии, в которую войдут и рецепты, документированные на Нижней Колыме.

Межрегиональное сотрудничество:

2016 — Участники конкурса профессионального мастерства по компетенции «Оленевод» «ArcticSkills — 2016», диплом II, III степени, Красноярский край. Таймыр

2016 — Участники XI Международной конференции «Профи-2016: Сетевая кооперация по развитию циркумполярной Арктики: бизнес-власть-образование». Цель деловых мероприятий конференции: определение общих интересов механизма долгосрочной связи между сферой образования, бизнеса, власти в рамках Арктического территориально-производственного образовательного кластера (АТПОК).

2016 — Участники и победители XIV Международных Макаренковских чтений в Республике Саха (Якутия).

2016 — Участники XV Молодежных  Дельфийских Игр  России, г. Тюмень

Результаты   деятельности?

  1. Повышение статуса и престижа учебного заведения.
  2. Повышение методического мастерства, карьерного роста педагогических работников, принявших участие в мероприятиях.
  3. Материальное и нематериальное поощрение студентов и педагогов.
  4. Активная позиция обучающихся (развитие нового мышления, самостоятельности, общественной активности).
  5. Деловое общение с иностранными студентами, повышения коммуникативных умений, умения работать в команде.
  6. Стажировка, студенческие обмены.
  7. Сохранение и документирование традиционных знаний КМНС.
  8. Обеспечение профессиональным обучением населения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
  9. Публикации, создание методических материалов, организация тематических семинаров, разработка профессиональных  программ.
  10. Оказание информационной поддержки оленеводам и работникам кочевых родовых общин.
  11. Включение в производственную, научно — исследовательскую деятельность.
  12. Организация дополнительной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям.
  13. Качественные и количественные результаты участия в конкурсах различных уровней.

Критерии  эффективности:

  • доля обучающихся, вовлеченных в  систему международного  сотрудничества, в общей численности   составляет 18, 9  % (пока один сектор);
  • доля педагогических работников, вовлеченных в систему международного сотрудничества, в общей численности  педагогических работников  28 %;
  • доля образовательных мероприятий, организованных колледжем в рамках международного и регионального сотрудничества возросла до 40%.
  • НИД преподавателей и студентов выросла на 50 %.

 Направление деятельности финансируются за счет:

  1. Республиканского бюджета.
  2. Внебюджетных средств.
  3. Грантовой деятельности.
  4. Поступлений из прочих источников.


Все проекты осуществлялись при поддержке Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия).

Планируемые мероприятия:

  1. Расширить географию и состав участников Модели (привлечение партнеров из Хабаровского Края,  Ямальского техникума,  Нарьян-марского социально-гуманитарного колледжа).
  2. Организовать выпуск учебных пособий, книг, брошюр, создание архива материалов, презентации,   фотоматериалов, отчетов.
  3. Повысить исследовательскую деятельность студентов по направлениям «Экологическое обучение и образование в интересах устойчивого развития Арктики» и  «Декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов Севера»,
  4. Содействовать и развивать грантовую  деятельностью.
  5. Привлечь мастеров п/о к участию в конкурсах профессионального мастерства WS.
  6. Провести совместную исследовательскую деятельность педагогов в сфере документации и переосмысления традиционных знаний коренных народов Арктики.
  7. Необходимо создать  информационную базу о МС на сайте колледжа.
  8. Популяризировать движение WSR (формирование сборной команды РС (Якутия) для участия в соревнованиях «ArcticSkills»).

 

Имеются проблемные зоны:

  1. В процесс реализации Модели вовлечена лишь группа одного профиля.
  2. Слабая материально-техническая база, необходимо доукомплектование лабораторного оборудования, ресурсной базы включая обновление кадрового состава.
  3. Необходима система оценки качества международной деятельности.


 

Достижения колледжа за 2014, 2015, 2016  гг.:

2013   —  Коллектив АКНС  отмечен  Благодарственным письмом Президента Республики Саха (Якутия) за заслуги в социально-экономическом развитии республики и вклад в подготовку квалифицированных кадров и специалистов для Традиционных отраслей Севера и Арктики;

2014   —   АКНС отмечен Благодарственным письмом   Ассоциации за будущее оленеводов ВЕВО Центра образования саамского региона Инари  (Финляндия).

С 2013 – 2015  гг. — введены в эксплуатацию новые инфраструктурные единицы — АЦДО, автодром, позволяющие осуществлять на новом качественном уровне программу профессионального обучения, подготовки конкурентоспособных специалистов;

2014   —  АКНС награждены «Орденом К. Д. Ушинского» Международной академии развития образования и педагогических наук «За заслуги в области развития педагогических наук». Свидетельством № 001

2014 гг. — 15  статей педагогических работников опубликованы  на официальном сайте НМЦ «Алые паруса»

2014  — АКНС внесен во всероссийский Реестр «Лучшие социально значимые образовательные учреждения» на основе рейтинговых исследований.

2015 – АКНС  Лауреат  Российского конкурса «100 лучших организаций СПО». Диплом

2015 год – педагог АКНС обладатель высокой награды Грант единовременного денежного поощрения Президента Республики Саха (Якутия);

2016 – АКНС Дипломант 1 степени Всероссийского конкурса  «Школы здоровья – 2016» «Здоровье сберегающие технологии в современном образовании»;

2016 – Коллектив АКНС Дипломанты 1 степени XIV Международного конкурса им. Макаренко;

2016 – Директор АКНС награждена медалью им. А.С. Макаренко

 

Вывод: В рамках мероприятий представлен опыт международного и межрегионального сотрудничества. Анализируя вышеуказанную деятельность, сравнили степень новизны своей работы с идеями и практиками коллег других образовательных организаций. С уверенностью можно сказать, что колледж интегрирован в международное и региональное образовательное пространство. Реализация  совместных проектов по обмену студентами и преподавателями, создания комфортной полиэтнической среды, раскрытия талантов,  воспитания нравственных ценностей молодежи Арктики делает жизнедеятельность образовательного учреждения реальной и необходимой для Республики Саха (Якутия).

        Литература


  1. Волкова Г.В. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания. – Якутск,1992
  2. Крылова Н.Б. Культурология образования – М.,2000
  3. Козырин А.Н. Международное сотрудничество в сфере образования: развитие законодательного регулирования. //Реформы право. 2011 № 3
  4. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»
  5. Сборник Международных соглашений о сотрудничестве в сфере образования, подготовленный Департаментом международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки Российской Федерации.