Сопоставительный анализ стихотворений

5 мая 5:17

   Балаганчик Галина Гаврильевна,

                  учитель эвенского языка и литературы  

                                                               МКОУ « Березовская национальная

                                                               СОШ им.В.А.Роббека»

                                                               с. Берёзовка Среднеколымского улуса

balaganchik_gg@mail.ru


Анализ поэтического текста – одна из серьезнейших проблем  школьного преподавания литературы.

Одной из сложнейших проблем на уроке эвенской литературы всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и поэтического текста.

Анализ поэтического текста всегда вызывает трудности  у учащихся (многие школьники испытывают дискомфорт, когда им приходится не просто читать заученные строки, а выражать свои мысли по поводу того или иного стихотворения).

Стих — особый тип речи, своеобразная, выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Для стихотворной речи присущи несколько признаков. Ритм имеет особую роль для организации стихотворной речи. Он характеризуется повторяющимися элементами, что определят присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером.

Стихотворная речь — эмоционально окрашенная речь. Главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально-окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах.

Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание учеников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разные чувства, и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т.д.

Тема данной работы: Сопоставительный анализ стихотворений.

Цели исследования:

1.Дать сопоставительный анализ  стихотворений  П.А. Ламутского и А.В. Кривошапкина.

Задачи:

1.Выявить какие художественные средства поэты  использовали для изображения зимы.

2.Выявить способы отражения красоты зимы в стихотворении.

      Приемы работы, используемые на уроках по изучению лирики.

Какие же приёмы работы можно использовать буквально с первых уроков литературы в пятом классе, когда сами особенности возраста помогают непосредственному  восприятию лирического текста и успешному освоению учениками языка разговора о поэзии; когда надо заложить основы понимания и анализа поэтического текста и при этом пробудить и развить интерес к лирическим произведениям?

Поэтому на уроке провожу своеобразные «разминки», «упражнения», выполнение которых позволит, во-первых — объяснить значение многих тропов; во-вторых — раскрепостит, сделает свободным воображение ученика; в-третьих- создаст эмоциональный настрой,  особенно необходимый для уроков по лирике.

Задание.

В начале внимательно прочитайте примеры из стихотворений  эвенских писателей: П.А. Ламутского и А.В. Кривошапкина о зиме.

  • В каждом из двух отрывков найдите сравнения. Немного подскажем: с чем сравнивается иманра….


Легко ли вам было выполнить это задание? Попробуйте объяснить, почему сравнения не были видны сразу, почему возникали трудности в их поисках? Связано ли это с формой их выражения?

  • Ещё один вид работы: подобрать к данным существительным глаголы-олицетворения.


Какими второстепенными членами можно рас­пространить получившиеся предложения?

Какая картина из на­рисованных словами кажется самой яркой? Какая из них наиболее изобразительна?

  • Упражнения для развития ассоциативного мышления.


Дается два слова (например, хялта нян буг). Требуется найти цепочку слов-образов, которая начиналась бы первым словом и заканчивалась вторым. (хялта, иманра, хиги, бугла эмрэн).

Называется 2-3 слова, предлагается подобрать слова, которые подходили бы к каждому исходному слову. Например, турки, мэриңтэ. Такими словами могут быть: иманра, хялта, хунңэ.

С самых первых уроков по лирике мы должны «внушить» своим ученикам мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает  совершенно уникальное значение.

Еще одна важная мысль уроков, посвященных анализу поэтического текста: мы должны доверять собственному мнению, главным критерием правильности   которого выступает сам объект исследования – текст.

В начале разговора о конкретных стихах мы определяем совместно с учениками, что такое лирика, сюжет лирического стихотворения и кто такой лирический герой?

Выяснив, что в стихах всегда выражаются мысли, чувства, настроения, душевный склад создавшего их автора или того человека, от лица которого написаны стихи,   что такое воображаемое лицо, от имени которого говорит поэт, называют лирическим героем, предложим учащимся коротенькие отрывки. Пусть по этим коротеньким отрывкам попробуют рассказать как можно больше о лирическом герое.

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры — это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

Можно и эти уроки сделать необычными: предложить ребятам после прочтения стихотворения «Мөнтэлсэрэп икэ» П. Ламутского и «Мөнтэлсэ» А. Кривошапкина выразить настроение, которое есть в этих поэтических текстах, с помощью только красок-цветов. Самое важная часть работы – это обсуждение того, что получилось в процессе рисования. Почему так много, одного цвета и мало другого? Почему в «Мөнтэлсэ» внутри сплошной желтизны вдруг появилось оранжево-темное пятно? Почему  среди голубизны и размытой желтизны вдруг возникли серые разводы? Анализ текста уже начался: ведь мы начали говорить о настроении, которое преобладает в стихотворении, о его изменении.

После того как ребята попытались определить настроение стихотворений, предложим им найти в тексте то, что создает настроение. Безусловно, ребята  в первую очередь заметят эмоционально окрашенную лексику.

Возможно, в разговоре о различиях двух стихотворений кто-нибудь из ребят  сможет обратить внимание на то, что они «по-разному  звучат» —  то есть написаны  разными размерами. Этим можно воспользоваться и ввести понятие стихотворного размера.

В 5-м классе мы знакомим учеников с двусложными стихотворными размерами – ямбом и хореем. Пусть ребята определят размер стихов П.А. Ламутского, А.В. Кривошапкина. По ходу дела они выяснят, что в основе этих стихотворных размеров – определенный порядок чередования ударных и безударных слогов. Выявленная таким образом закономерность уже не забывается. А чтобы закрепить это знание, можно предложить ребятам сочинить двустишия, поощряя высокими оценками «стихи», которые соответствуют заранее обговоренным требованиям: точное соблюдение размера во всех строчках, соответствие определенной тематике, отсутствие речевых, грамматических ошибок.

Фонетика стихотворения дает возможность говорить о таком приёме, как звукопись. Анализируя звуковой «образ» стихотворения можно ввести понятие аллитерации.

Перед началом разговора о стихотворении  «Иманра элэкэс тикрэкэн» П.А. Ламутского необходимо выяснить, все ли слова понятны ребятам. Как они понимают слово «нэсэнэкэкэн», выражение «иманаддан хэнкэн экэкэн»? Можно ли сказать одним словом, какое настроение у этого стихотворения? Или настроение меняется?  Какие слова понадобятся, чтобы передать настроение последней строфы? Что изменилось бы в стихотворении, если бы в нем не было «элбэддэн хэнкэнэкэн» строфы? Зачем стихотворению эти строчки? Какие цвета есть в этом стихотворении?  С каким настроением связаны оттенки белого цвета?

Так мы начинаем говорить о содержании стихотворения и о содержательности его формы, то есть анализировать его.

К интересным открытиям могут прийти ребята, анализируя «звучание» стихотворения  «Элэкэс иманра тикрэкэн» П.А. Ламутского. Обратим внимание на 1-ю и 3-ю строфы. Отвечая на вопрос, как падает снег, ребята замечают, что предметы становятся живым существом  («мунрукас очамдасал», иңэмми ням бимми»). Почему возникает такое ощущение? Для того чтобы активизировать самостоятельную работу учеников, можно предложить им найти сравнение и олицетворение:  «мунрукас очамдасал», авулкасал, майталкасал.

Анализируя стихотворение лучше не повторять ходы, использованные на предыдущих уроках. Можно ввести новые понятия: эпитет. Умение сравнивать — замечательное поэтическое качество, и его можно тренировать, как мы тренируем, например, память.

Вот возможные пункты плана.

  1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
  2. Настроение стихотворения.
  3. Как выражается настроение в стихотворении?
  4. Как оно построено?
  5. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы.)
  6. Какие приёмы использует автор? ( Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определенной части речи; использование предложений определенной конструкции.)
  7. Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
  8. Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
  9. Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
  10. Личное впечатление от стихотворения.


Можно подсказать учащимся такие конструкции: «Дёнтурла гөнчэ… (автор, название) элэ  ичукэнчэ… . В стихотворении …(название)…(фамилия поэта) ичукэттэн…(что?). Стихотворение пронизано…настроением.  В стихотворении царит … настроение. Настроение этого стихотворения… . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на … части, так как… Композиционно стихотворение делится на …части, потому что … Звучание стихотворения создает … ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки позволяют услышать… Поэт хочет запечатлеть словами … Для создания настроения автор использует… С помощью … поэт дает нам возможность увидеть(услышать)… . Используя … , поэт создает образ…. . Лирический герой этого стихотворения представляется мне … . Образ… вызывает ассоциации с…».

И всегда надо помнить: процесс анализа, изучение теории  литературы не должны превращаться в самоцель. Например, знакомя учащихся со стихотворными размерами, необходимо не только дать определение, но и сказать об особенностях того или иного размера, обратить внимание, чего достигает автор, используя именно этот размер. Например, анализируя  стихотворение «Хабда» П. Ламутского, отметить, что стихотворение, написанное хореем, звучит неторопливо, мелодично, как бы поется. Хорей считается  очень музыкальным и характерным размером для эвенской народной песни (может быть, поэтому стихотворении и стало песней). Или, например, знакомя с кольцевой рифмой, обязательно обратить внимание  на то, что она придает относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, составляющим строфу.

В искусстве содержанием становится все, всякий элемент формы. А что прежде всего бросается в глаза, когда мы открываем книгу стихов? Конечно, вид и расположение строк: двустишия или четверостишия, длинные строки и короткие, «лесенка» или что-то совсем необычное. Зрительная форма стиха не фокус, а еще одна возможность передать, прояснить нужный поэту смысл.

Предложите ученикам это стихотворение, пусть подумают над вопросами: для чего поэту понадобилась такая необычная, сразу бросающаяся в глаза форма расположения строчек? Как бы вы назвали такую фигуру?  Напоминает ли она вам что-нибудь?  Влияет ли форма стихотворения на его смысл? Пусть удивятся и заметят, как важно для понимания смысла уметь «читать» форму.

В 5-6-м классах необходимо расширять круг поэтических имен, звучащих на уроке, это укрупняет культурное пространство, в которое погружен наш ученик, знакомство с «качественной» поэзией развивает его вкус и тренирует поэтический слух. Чтение таких стихов – это, по сути, тоже методический прием – прием «отстранения» для «удара» поэзией.

Литературный материал произведений, изучаемых в курсе средней школы, позволяет учителю теснейшим образом соотносить его с материалом уроков эвенского языка. При анализе художественных текстов (особенно – лирического стихотворения) учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические – как средства выражения смысла. Это позволяет учителю формировать понятие стиля в лингвистическом и литературоведческом его понимании.

Сопоставительный анализ стихотворений П.А. Ламутского «Элэкэс иманра тикрэкэн» и «Нонап иманра» А.В. Кривошапкина.

Изображая природу, эвенские  поэты описывают родные края, пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.

По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.

В творчестве П. Ламутского описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку.

Используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя. Природа в описании Ламутского очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает.

Писатель проникается описанием природы настолько сильно, что его пейзажи становятся настолько реальными, будто оживают. Красочность его картин можно сравнить с работой кисти художника. Но только с одним отличием – пейзажи Ламутского динамичны, они в постоянном движении.

Стихи П.А. Ламутского – неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится необычным, похожим на живое существо.

Пейзаж существует рядом с человеком, лирическим героем стихов. П. Ламутский  очень тонко чувствует окружающий его мир, умеет видеть то, что неподвластно взгляду обычного человека.

Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения П. Ламутского «Элэкэс иманра тикрэкэн», написанного излюбленным Ламутским размером — дактилем. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой.

Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «иманаддан» Краткое, медлительное начало.

Иманаддан нёбаңакан,

Иманаддан нэсэңэкэн.

Төр  ойлан ням бидэн

Элбэддэн хэңкэңэкэн.

Мукдэкэндел авусалкал

Хякитандял   майталкасал,

Кунтэкэл, урэкчэл

Мунрукас   очамдасал

Окатандял  бөкуридюр,

Төңэрэндел  тисинидюр

Иңэмми, ням  бимми

Нэмгэрэлбур дасритан,

Төр  ойлан ням  бидэн

Иманаддан нёбаңакан,

Иманаддан хэңкэңэкэн.

В стихотворении «Нонап иманра » А.В. Кривошапкин описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много олицетворений. Для лирического героя А. Кривошапкина первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается в стихотворениях «Элэкэс иманра тикрэкэн» и «Нонап иманра» белое одеяло делает мир не только необыкновенно нарядным — оно способно защитить все живое от предстоящих лютых морозов.

Төр  ойлан ням  бидэн

Элбэддэн хэңкэңэкэн. (П. Ламутский)

Небатыкан иманра

Төру купнэс кэмнучэ…(А. Кривошапкин)

В этом заключен философский смысл стихотворений. От слов лирического произведения веет спокойствием, умиротворением.

«Иманаддан  нёбаңакан»,

«Иманаддан  ңэсэңэкэн».(П.Ламутский)

Боланиңакан дагамран

Дѳндэ упэв ѳрэнчэ (А.Кривошапкин)

Поэты использует образное выражение.

Мукдэкэндел  авусалкал

Хякитандял майталкасал,

Кунтэкэл, урэкчэл

Мунрукас  очамдасал

Окатандял  бөкуридюр,

Төңэрэндел  тисинидюр (П.А.Ламутский)

Мунрукан хэбдекникэн

Эмкэр ойлин дөдэчэ…

Ханин ости асаткан

Чачас дудив ханича.(А.Кривошапкин)

В то же самое время читатель предвкушает наступление праздника, который обязательно наступит в природе с приходом зимы. Читая описание снегопада, человек невольно начинает ощущать себя в той обстановке, которая передана в стихах. Это еще одна особенность произведений.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворений звучит очень поэтично. «Элэкэс иманра тикрэкэн». Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение.

Сюжеты лирических произведений ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

7) Композиция. Основные структурные части.

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. В первой строфе, автор восхищается снегопадом северной зимы.

Иманаддан  нёбанакан,

Иманаддан   нэсэнэкэн.

Төр ойлин ням   бидэн

Элбэддэн   хэкэнэкэн

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Ламутский обращается к  будущему:

Төр ойлан  ням  бидэн

Элбэддэн  хэнкэнэкэн.

8) Основные настроения. Тональность стихотворения.

Читая данные стихотворения, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворения. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.

9) Ритм, размер. Стихотворение написано трехстопным ямбом.

10) Лексика. Языковые средства выразительности.

В стихотворении автор использует приём композиции-повтор анафору. Иманаддан   нёбанакан, иманаддан нөсэңэкэн.

Превращение из не живого предмета в живое достигает за счет использования олицетворения.

Олицетворение: «элбэддэн хэкэнэкэн», «нэмгэрэлбур дасритан»; «мунрукас  очамдасал».

Мукдэкэндел  авулкасал,  хякитандял   майталкасал, кунтэкэл  урэкчэл  мунрукас   очамдасал.

Приём аллитерации придает особую звуковую выразительность.

12) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «д» Звук «д» иманаддан, элбэддэн, дает стихотворению действие, медлительное движение.

13) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.

Таким образом, П.А. Ламутский стремился в своем стихотворении «Элэкэс  иманра  тикрэкэн» показать красоту северной зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Все у Ламутского в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).

В самом деле, возьмем те строфы, где говорится, как все деревья одели шарфы, пни одеты шапки, все поля и сопки стали заячьими шкурками. Обратим внимание на ее сравнение: мугдэкэндел авусалкар. Окатандял, төңэрэндел иңэмми ням бимми.

Стихотворение П. Ламутского всегда вызывает интерес у учащихся, а учителю позволяет говорить о поэтических повторах разных уровней: композиционных, лексических, звуковых.

Конечно, главное  в лирических произведениях — живое чувство автора и его высокий поэтический талант, без которого слова оставались бы только словами и не были бы способны отозваться в нашей душе. Да, главное – это чувство, мысль поэта. А форма лишь средство, помогающее словам полнее и вернее доходить до понимания слушателя или читателя. Но, чтобы лучше представить себе, в чем же заключается мастерство поэта, надо знать и понимать особенности поэтической формы.

А в подлинном произведении искусства содержание не просто неотделимо от его формы, а именно ею и определяется, из нее «прорастает» и вне этой формы практически не существует.

Литература


  1. П.А. Ламутский «Онир укчэнэкэн».
  2. А.В. Кривошапкин «Иңэнь төр икэлни». Якутск, 1995.