Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие «эколого-туристическая тропа».
- Выделить требования, предъявляемые к эколого-туристическая тропе.
- Разработать приемы работы на тропе.
- Создать комплекс учебно-методических материалов по эколого-туристической тропе.
- Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: методика создания и работы на эколого-туристической тропе.
Предполагаемое количество учащихся, категория населения
29 учащихся 9б класса филиала МОБУ Якутской городской национальной гимназии школа «Айыы Кыhата». Родительский комитет учащихся 9б класса.
Учащиеся 5-9 классов школа «Айыы Кыhата».
Проблема. В условиях городской школы организация краеведческой работы имеет ряд особенностей. Городские дети изолированы от природы, живут в технократическом мире города. Классно-урочная система не дает учащимся в полной мере проявлять и развивать свои компетенции. В данных условиях ребенок ограничен не только пространством, но и лишен реальных жизненных ситуаций, требующих немедленного разрешения.
Гипотеза. В формировании различных компетентностей у учащихся городских школ большие образовательные возможности имеет эколого-туристическая тропа по Табагинскому мысу. Разработка и прохождение данной тропы позволит учащимся овладеть различными методами научных исследований, ознакомит с палеонтологией, историей и природой окрестностей Якутска, а также даст возможность закрепить навыки групповой работы, общения в коллективе.
История создания тропы
Табагинский мыс расположен на правом берегу р. Лена в 25 км от г.Якутска. Табагинский мыс является одним из популярных мест отдыха и туризма для жителей Якутска. Рассматриваемый нами природный объект, обладая богатым научно-информационным ресурсом, является ценным геологическим памятником и представляет интерес для организации новых увлекательных туристических экскурсий, учитывая и имеющееся инфраструктурное обеспечение. С осени 2010 года учащиеся нашего класса под руководством учителем географии Ильиной Кюннэй Анатольевны проводятся здесь геолого-краеведческие экскурсии.
На основе учебного плана по краеведению в 5, 6, 7, 8 классе проводятся экскурсии на Табагинский мыс:
- Обзорная туристическая экскурсия на Табагинский мыс. Протяженность маршрута 12км.
- Обзорная туристическая экскурсия на Табагинский мыс- Хайа Үрдэ. Протяженность 14 км
- Весенняя геологическая экскурсия на Табагинский мыс. Протяженность 7 км.
- Эколого-туристическая экскурсия «Куллаты. Долин Эркэни — Табагинский мыс – с. Старая Табага. Долина Туймада». Протяженность маршрута 16км
Целю данных экскурсий является создание условий для мировоззренческого потенциала, интеллектуального развития, оздоровления и личностного самосовершенствования ученика в условиях всестороннего изучения родного края.
Задачи экскурсий: наблюдение за погодой, наблюдения современных геологических процессов, изучение геологической ситуации Табагинского мыса, сбор ископаемой фауны юрского периода, ознакомление с растительностью долины Куллаты, Табагинского мыса, ознакомление с историей окрестности города Якутска.
Этапы реализации проекта «Экологическая тропа по Табагинскому мысу»
2010-12г. – систематизация опыта, методики, образование творческих групп;
2012-15г. – разработка проекта;
2015-2017г. – реализация проекта, обобщение опыта, оценка результатов
этап | Реализация проекта | Продукт деятельности |
1 этап: 2010- 2011, 5 класс | — Обзорная экскурсия по Табагинскому мысу по маршруту Старая Табага – Санаторий Ленские зори – Табагинский мыс – Старая Табага
— Учебная экскурсия на Табагинский мыс по маршруту Старая Табага – Со5уруу Ытык Хайа — Многодневный поход на долину реки Куллаты |
Сбор юрских окаменелостей |
2 этап: 2011 — 2012, 6 кл | — Обзорная экскурсия по маршруту Табагинский мыса Старая Табага – Хайа Урдэ- Табагинский мыс- Старая Табага
— Геологическая экскурсия по Табагинск ому мысу |
Сбор юрских окаменелостей; |
3 этап: 2012 -2013, 7 кл | Обзорная экскурсия по маршруту Куллаты – Табагинский мыс- Старая Табага | Гербарий; исторические сведения о местности тропы |
4этап: 2013-2014, 8 кл | Экологическая тропа по Табагинскому мысу | Альбом фаунистических находок,
Атлас растительности Полевое пособие ученику геологическом походе |
5 этап: 2014-2015, 9 кл | — Экологическая тропа по Табагинскому мысу
— Организация учебных маршрутов по тропе для будущих экскурсоводов |
Туристическая карта по маршруту,
Буклет по тропе Полевой дневник по тропе Справочник путеводитель |
6 этап: 2015- 2016, 10 кл | — Учебные экскурсии для учащихся школы
— Разработка новых туристических маршрутов в окрестности города Якутска, по республике |
Справочник путеводитель на английском языке |
7 этап:2016-17, 11 кл | — Экскурсий для учащихся города, жителей республики и гостей столицы. |
2.2. Структура экологической тропы «Табагинский мыс — от прошлого к будущему». Протяженность маршрута 16 км
Объект №1 Местность Куллаты. Наш тропа начинается в 37 км к югу от Якутска и 5 км к северу от села Техтюр Хангалаского улуса речка Куллаты протекает вдоль подножия Священной горы по восточной окраине долины и впадает в Лену. По археологическим данным, здесь жили люди с времен развитого неолита (нового каменного века 5-6тыс лет назад). По предположению ученых в древне-якутское время здесь находилась ставка одного из предводителей старинных хангаласцев Мунньан Дархана, отца легендарного властителя народа саха Тыгына.
Объект №2 местность «Үс бүтэй» место первых ысыахов. Это место было описано членом второй Камчатской экспедиции Я. Линденау во время ысыаха.
Объект №3 Двигаясь вдоль дороги по реке Куллаты вы дойдете до карьер ,где можете провести полевые исследования. Здесь вы найдёте ареал распространения адониса весеннего, растение занесенного в Красную книгу РС(Я), а так же измерите ширину, глубину, скорость течения реки Куллаты. Изучите строение долины реки. На этом участке увидите влияние деятельности человека на природу, характер растительности. Вы можете найти на юрских отложениях окаменелости. Далее тропа идет по правому коренному берегу реки по сосновому бору. Ознакомитесь с растительностью леса коренного берега.
Объект №4 Мэҥэ Таас, Тойон сэргэ. 1995 году в м. Куллаты был поставлен Тойон сэргэ, возложен Памятный камень как день уважения роду Великого Тыгына .Это место объявлено священным. В 1946 г. в местности Куллаты выдающийся археолог А.П. Окладников обнаружил каменный надмогильный памятник жителю Хахсытского наслега Шадрину. Уникальность этого памятника заключается в том, что на нем представлена родословная покойника со времен легендарного Эллэя.
Ознакомитесь с праизведением А.И.Софронова-Алампа “Ытык Хайалар дьыл5алара», «Ытык хайалар кэпсэтиллэрэ».
Объект№5 Самое сложное и опасное место тропы переправа через речку Куллаты. Главное не боятся и не спешить.
Объект№6 Двигаясь вдоль склона коренного берега ознакомитесь с растительностью склона. Памятник Нестору Каландрашвили воздвигли как мемориал о суровых временах гражданской войны. В январе 1922года Н.Каландарашвили с отрядом в 46 человек выехал на ликвидацию отрядов якутских повстанцев, попали в засаду на Хахсытской протоке и был убит в 33 км. от г. Якутска. Сейчас это место называется протокой Каландрашвили.
Объект№7 Ознакомление с растительностью леса. Панорама реки Лена. В этой точке вы увидите незабываемый пейзаж, которого вы еще не видели. Стоя там на вершине вы осознаете, что природа это очень могущественная, громоздкая , но красивая сила которая завораживает навсегда.
Далее мы спускаемся по крутому берегу Табагинского мыса к реке Лена. Где ознакомимся с геологическим строением Табагинского мыса. Вы можете найти окаменелости юрского возраста.
Объект№8 Памятник Радзинскому воздвигнут на берегу реки Лены в честь высадки отряда, который основал Советскую власть в городе Якутске.
Объект№9 Село старая Табага конечная точка нашей тропы. Село было основано в 18веке как ямщицкая станция Якутско-Иркутского почтового тракта. Отсюда вы уедете в город на рейсовом автобусе.
Учащиеся проходя экологическую тропу по Табагинскому мысу должны выполнить практические работы и заполняют полевой дневник ученика.
Индикаторы оценки эффективности тропы:
1.Рост количества обучающихся, принимающих участие в экологической тропе;
№ | Экологическая тропа, маршрут | год | Кол-во |
1 | — Обзорная экскурсия по Табагинскому мысу по маршруту Старая Табага – Санаторий Ленские зори – Табагинский мыс – Старая Табага | 2010 | 25 |
2 | — Учебная экскурсия на Табагинский мыс по маршруту Старая Табага – Со5уруу Ытык Хайа | 2011 | 20 |
3 | — Многодневный поход на долину реки Куллаты | 2011 | 7 |
4 | — Обзорная экскурсия по маршруту Табагинский мыса Старая Табага – Хайа Урдэ- Табагинский мыс- Старая Табага | 2011 | 24 |
5 | — Геологическая экскурсия по Табагинск ому мысу | 2012 | 22 |
6 | Обзорная экскурсия по маршруту Куллаты – Табагинский мыс- Старая Табага | 2013 | 19 |
7 | Экологическая тропа по Табагинскому мысу | 2013 | 25 |
- 2. Рост количества проектно-исследовательских работ учащихся в результате реализации проекта:
№ | Наименование проектно-исследовательских работ | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
1 | Коллекция фаунистических находок юрских отложений Табагинского мыса | + | + | + | + |
2 | Гербарий растительности Табагинского мыса | + | + | + | |
3 | Атлас растительности Табагинского мыса | + | |||
4 | Атлас находок фаунистических находок нижнеюрских отложениях Центральной Якутии (Табагинский мыс) | + | |||
5 | Справочник по история местности Куллаты, Табагинский мыс, села Старая Табага. Табагинский мыс в литературных произведениях. | + | + | ||
6 | Полевое пособие для школьников в геологическом походе на Табагинский мыс | + | |||
7 | Маршруты по эколого-краеведческой тропе «Табагинский мыс» | + | |||
8 | Дневника наблюдения ученика по экологической тропе | + | |||
9 | Буклет «Эколого-туристическая тропа» | + | |||
10 | Карта маршрутов по Табагинскому мысу | + | |||
11 | Фотографирование растительности тропы | + |
Диагностический инструментарий, выявляющий эффективность экологической тропы по Табагинскому мысу.
А)Диагностика уровня сформированности личностного самосовершенствования учащихся
Компетенции | Умею
Хорошо |
Затруд
няюсь |
Не умею | |
1. | Умение планировать и организовывать свою деятельность | ++ + | ||
2. | Умение контролировать, анализировать свою деятельность | ++ + | ||
3. | Умения и навыки сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации | ++ + | ||
4. | Формирования навыков исследовательской деятельности | ++ + | ||
5. | Умение общения со сверстниками, взрослыми | ++ + | ||
6. | Умение работать в коллективе, группе | ++ + | ||
7. | Умение выступать перед аудиторией | + + | + | |
8. | Умение уважительно и бережно относиться к культурным и историческим традициям своего и других народов | + + | + | |
9. | Умение наблюдать за природными явлениями | + + | + | |
10 | Умение фиксировать и анализировать природные процессы, явления | + | ++ | |
11 | Умение работать с измерительными материалами и приборами в реальных природных и жизненных ситуациях | + + | + | |
12 | Умение бережного отношения к природе | ++ + | ||
Всего | 29 | 6 | 0 |
Б)Мнение учащихся прошедших экологическую тропу.
— Я стал выносливым, выдерживаю длинные маршруты, научился выживать в природе;
— Когда проходишь эту тропу еще лучше узнаёшь предков;
— Познаешь много нового;
— Научились правильно вести себя в природе;
— Научились понимать, любить природу;
— Нужно предложить пойти эту тропу учащимся нашей школы;
— Научилась различать различные камни, растения;
— Научились правильно одеваться и подбирать снаряжение;
— Узнал удивительно красивые места в окрестностях города Якутска;
— Походные условия развивают мою выносливость и стремление;
— Увидел красоту природы совсем с другой стороны ;
— После этих походов изменилось мое поведение, стал более спокойным;
— Жители города должны пройти эту тропу, для того чтобы помнить обычаи предков, узнать историю родной республики;
— После прохождения этой тропы стал ближе к природе;
— После каждого похода я развиваюсь как личность;
— Походы дают мне силы;
— Узнал свои возможности, самого себя;
— Походы помогают лучше учиться;
-Научился общаться со сверстниками;
-Ориентироваться в незнакомом месте;
— Каждый поход имеет свои цели, которые раскрывают нам новые горизонты познания;
— Сплачивает коллектив;
Заключение. Значение полевых наблюдений для учащихся исключительно велико. В результате прохождения экологической тропы Табагинский мыс у учащихся развивается понимание сложных взаимодействий и взаимосвязей геологических и физико-географических явлений, умение наблюдать их, фиксировать и анализировать, знакомят с выдающимися личностями истории, культурно-историческим наследием предков. Овладение методикой проведения полевых геоботанических, геологических, метеорологических, гидрологических наблюдений важно для каждого человека любящего природу и могущего вложить свой вклад в ее познание.
Цель практических работ во время прохождения тропы достигается в том случае если ученик самостоятельно выполняет какие-то задания, анализирует ситуацию, наблюдает процессы происходящие на природе, фиксирует в полевом дневнике и когда тропа умело снабжена слаженным методическим материалом. Данная экологическая тропа необходима для учащихся города Якутска, что показывают наши исследования. Данную местность мы посещаем с 5 класса, поэтому нами приобретен немалый опыт обучения на экологической тропе необходимо для распространения для жителей и школьников города Якутска.
Таким образом разработав экологическую тропу «Табагинский мыс – из прошлого в будущее» делаем следующие выводы:
- Каждая высоко организованная экскурсия по экологической тропе несет мощную смысловую и образовательную нагрузку, способствует формированию различных видов компетенций у учащихся.
- Учащиеся овладевают различными методами научных исследований, знакомятся с палеонтологией, геологией, историей и природой окрестности Якутска
- В процессе прохождения тропы обретается уникальный социальный опыт, навыки групповой работы, общения в коллективе.