РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕВЕРА ВО ФРАНКОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

25 апреля 10:17
Север как местность со своеобразной культурой имеет сложное понятие, у которого нет точного определения. При этом он является предметом исследования таких разных наук, как этнография и филология, где Север объясняется не просто как географическое или административное понятие. Он хранит в себе народную культурно-бытовую традицию, произведения народного творчества (письменность, фольклор, вещественные памятники). В связи с этим Север привлекает внимание  этнографов, историков, археологов, фольклористов и других ученых, а его оригинальный образ запечатлен во многих произведениях искусства.

Многие лингвисты  по-разному определяют понятие “концепт”. В нашей работе, мы придерживаемся определения известного советского филолога Д. С. Лихачева: концепт — это “как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не “творец культурных ценностей” — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. Концепт — основная ячейка культуры в ментальном мире человека” [1, 125]. Таким образом, мы определяем концепт как единицу коллективного сознания (знания), который обладает языковым выражением и этнокультурной спецификой.

Концепт «Север» характеризуется культурой, особенностями быта и нравов людей, проживающих на данной  территории.

В своей книге “Transsibérie. Le mythe sauvage” Николя Ванье описывает свое путешествие в России с 1990-1991 от Монголии до Арктики на лошадях, собачьих упряжках, оленях, пони и каноэ.

“L’enfant des neiges” – путешествие Ванье с семьей, женой и младшей полуторагодовалой дочерью, по Канаде на лошадях. Зимовка в построенной собственными руками хижине и переход до Аляски длиной 2500 км на собачьей упряжке.

В данных произведениях были найдены контекстуальные синонимы и парафразы, используемые в тексте как синонимические варианты концепта «Север» — le rude hiver, le pays glacial, l’extrême Nord, le grand silence, репрезентирующие север как суровое, холодное, громадное и необитаемое место. Именно в описании Крайнего Севера России автор использовал наибольшее количество контекстуальных синонимов.

В книге присутствуют признаки, которые характеризуют Север как особую географическую зону: le pack — паковый лед (лед толщиной не менее 3 м.), также его называют многолетним арктическим льдом [2]; le halo solaire — солнечное гало (радуга вокруг солнца), обычно появляется в холодную погоду [3]; la débâcle — ледоход; le permafrost — вечная мерзлота. Также можно найти канадизмы: un blizzard — снежная буря, пурга; une poudrerie — снежный вихрь / снежная пыль; la zone de slush — русский эквивалент: cнежура — снежный покров или скопление снега на воде, образующееся при обильном выпадении снега на поверхность воды, близкой к точке замерзания [4]; le white out (une sorte de nuit blanche).

Больше всего названий животных, птиц и растений встречается в описании канадской экспедиции Ванье (более 60 названий). Это объясняется тем, что автор большую часть своей экспедиции провел в лесу, почти не соприкасаясь с людьми. И более 40 названий — в экспедиции по России.

К коренному населению относятся местные жители, которых Николя Ванье встречал на протяжении своего путешествия, в России — les Toflars (тофалары, тофы), les Yakoutes, les Evènes, les Inuits, в Канаде — les Indiens, les Unuit.

Предметами одежды являются меха, шкуры и теплые вещи, которые необходимы для выживания в условиях сурового климата (les fourrures de loup — мех волка, la peau de renne — шкура оленя, la chapka — ушанка, les bottes garnies de feutre — валенки)

Главным средством передвижения для Николя Ванье была упряжка собак. На территории Якутии он также ездил на якутских лошадях и оленьих упряжках. В труднопроходимых местностях использовался вертолет или самолет. В Канаде в летнее время он ездил верхом на лошадях, а в зимнее время – только на  собачьих упряжках.

Таким образом, мы видим, что понятие концепта «Север» зависит от культуры, особенностей быта и нравов, проживающих в ее территории людей.  Для автора, человека западной культуры,  он представляется  “бескрайней”, “тихой”, “белой”, “ледяной”, “необитаемой”, “сибирской” территорией, на которой невозможно жить и  которую нужно все время покорять, чтобы проверить себя на выносливость.

 

Использованная литература:

  1. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1993.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Паковый_лёд
  3. http://voshod-solnca.ru/articles/что_такое_солнечное_гало.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Снежура
  5. Nicola Vanier.Transsibérie. Le mythe sauvage.
  6. Nicola Vanier. L’enfant des neiges. 2002