АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТАВ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ

10 сентября 1:04

В современных реалиях развития Российского государства политической безопасности личности, общества и государства придается особое значение в силу того, что именно она может обеспечить достойную жизнь граждан и общества, а также государственную суверенность. В контексте обеспечения политической безопасности государственные и общественные интересы обретают тесную взаимосвязь: в целях обеспечения безопасности общества государственные институты могут усиливать свое влияние на социальную сферу и контроль за ней, что не будет вызывать большого сопротивления со стороны общественности, так как данный контроль устанавливается в интересах самого общества и граждан, его образующих.

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности», принятый 28 декабря 2010 года, в качестве конституционного совещательного органа, осуществляющего подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, называет Совет Безопасности Российской Федерации, возглавляемый Президентом Российской Федерации. 

В настоящее время в условиях напряженных международных политических отношений вопросы, связанные с обеспечением безопасности личности, общества и государства, приобретают особую значимость, и именно Совет Безопасности РФ, наделенный в соответствии с действующим федеральным законодательством немалым спектром соответствующих полномочий, призван формировать необходимые условия для осуществления государственных функций в области обеспечения политической безопасности. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации[1], Федеральный закон «О безопасности»[2] от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 «Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации»[3] и другие нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения в изучаемой сфере.

Обобщая основные результаты исследования, можно сделать следующие выводы.

История создания Совета Безопасности РФ является сложной и многоэтапной. В различные периоды его существования органы законодательной власти Российского государства предпринимали попытки встроить Совет Безопасности в структуру органов исполнительной власти, тем самым изменив его конституционный характер совещательного органа, закрепленный в Конституции РФ, и ослабить возможность Президента РФ решать вопросы стратегии развития государства в области национальной безопасности. Однако рассматриваемый орган доказал свою состоятельность в решении вопросов национальной безопасности и проявил свою эффективность именно как совещательный орган, возглавляемый Президентом РФ. На данный момент своего существования Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России в области обеспечения безопасности, а также органом, определяющим полномочия Президента РФ в области формирования важнейших институтов государства.

Стоит также отметить, что в настоящее время спорным является тот факт, что состав Совета Безопасности и процесс его формирования полностью возлагается на Председателя Совета Безопасности (Президента РФ), который, являясь главой государства, решает огромное количество стоящих перед ним задач и не всегда способен должным образом оценить профессиональные качества лица, включенного в состав Совета Безопасности РФ. Для совершенствования процесса формирования Совета Безопасности видится целесообразным выработать определенную методику подготовки специалистов по отбору кадров, которые бы анализировали информацию о кандидатах в  члены Совета Безопасности и представляли бы результаты своей работы Президенту РФ, который бы оценивал предоставленные ему данные и принимал решения о назначении либо отклонении предложенной кандидатуры. Также необходимым представляется членов Совета РФ в полномочиях по решений. Так, основы единого а всех членов Безопасности, что позволило бы принимать решения голосов всех, а не только постоянных Совета РФ.

Стоит также отметить тот факт, что становление единой системы национальной безопасности Российской Федерации является приоритетом в развитии государства, чему, в частности, должно способствовать решение всех задач, стоящих перед Советом Безопасности. Однако существующие проблемы современности, такие как экономическая нестабильность, малое финансирование и т.д. не всегда позволяют Совету Безопасности на должном уровне эффективности реализовывать свои полномочия. Обоснованным также можно считать вывод о том, что р, принимаемые РФ, оказывают на внутреннюю, а в на внешнюю Федерации. Они ряд важнейших вопросов государственной деятельности как на арене, так и во , связанных, например, с и не только.

Несмотря на то, что решения Совета Безопасности РФ носят преимущественно рекомендательный либо программный характер, они имеют огромное значение для позитивного развития законодательства Российской Федерации. На заседаниях Совета Безопасности рассматриваются актуальные и нуждающиеся в скорейшем разрешении вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности в целом или ее отдельного сегмента. В связи с этим возможно предположить, что решения, принимаемые Советом Безопасности РФ, по своей юридической определенной силе могут быть приравнены к законодательным актам, а также являться основанием для принятия последних. Следовательно, решения, принимаемые Советом Безопасности РФ, должны развиваться в направлении от координационных к итоговым и окончательным. Принятие конкретных решений Советом Безопасности должно ставить точку в вопросах, подлежащих рассмотрению на его заседаниях. Подобные тенденции уже прослеживаются, однако для их усиления необходимо ослабить давление на аппарат Совета Безопасности со стороны Президента РФ. Представляется, что Совет Безопасности, являясь центром в сфере создания и развития полномочий по обеспечению национальной безопасности Российского государства, призван решать не только вопросы координационного характера, поставленные перед ним руководством страны, но и иные вопросы обеспечения государственной безопасности, требующие быстрого и эффективного решения.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что Совет Безопасности Российской Федерации выступает одним из ключевых субъектов процесса обеспечения политической безопасности в Российском государстве, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в соответствующей области.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – 04 августа. – № 31. – Ст. 4398.
  2. О безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Российская газета. – – 29 декабря . – № 5374 (295).
  3. Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07 июня 2004 № 726 // Российская газета. – 2004. – 23 июня. – № 3508.

 

[1]Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. 04 августа. № 31. Ст. 4398.

[2]О безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Российская газета. 2010. 29 декабря. № 5374 (295).

[3] Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07 июня 2004 № 726 // Российская газета. 2004. 23 июня. № 3508.