ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ СУДОВ В РОССИИ

7 мая 3:13

Потребность создания института военных судов в России возникла с возникновением регулярной армии, требующей поддержания определенного воинского порядка. До этого момента существует только упоминание о преступлениях против военной службы.

Например, в Судебнике Ивана IV говорится, что смертная казнь, в качестве наказания, ожидает воеводу, «сдавшего крепость».

В XVII веке в отношении лиц, находившихся на военной службе в стрелецком или пушкарском формировании, за совершение правонарушения, решение о наказании принимал командир полка. Если преступление было тяжкое, то стрельцы и пушкари попадали в воровские и разбойные приказы, где осуждались в том же порядке, что и гражданские лица.

Создание полноценного института военных судов связывают с реформами, проводимыми Петром I.

Под его руководством формируется регулярная армия в государстве, и, как следствие, издаются нормативные акты, законодательно регулирующие вопросы наказания за совершенные правонарушения или преступления во время прохождения военной службы. В качестве примеров подобных документов можно указать: «Краткий артикул («Артикул Меншикова»), «Воинский устав Петра I» и др.

Система военных судов («кригсрехтов») Петровских времен выглядела следующим образом:

  • Военная коллегия;
  • Генеральные суды;
  • Полковые суды;
  • Низший суд;
  • Скорорешительный суд.

Военная коллегия фактически являлась высшим судебным органом в системе «кригсрехтов». Она проверяла законность и обоснованность всех смертных приговоров в отношении офицеров, осуществляла судебный надзор и вела отчетность.

Генеральным судам были подсудны дела:

  • о государственных преступлениях;
  • совершенные организованными группами;
  • совершенные штаб-офицерами или генералами.

Остальные категории дел рассматривали полковые суды.

Судебный орган формировался из «презуса» (председателя суда в звании генерала, фельдмаршала для генерального суда или майора, подполковника или полковника в полковом суде), «асессоров» (присяжных заседателей), секретаря, ведущего протокол заседания и судебного пристава. [1]

Особое место в суде выделялось аудитору. Его роль была достаточно значимой ввиду того, что судья не был юридически компетентен, аудитор давал правовую оценку совершенному правонарушению.

После смерти Петра I должность аудитора была упразднена.

Кроме генеральных и полковых кригсрехтов в систему военных судов входил нижний суд, рассматривающий дела о правонарушениях, связанных с уклонением от военной службы. Юрисдикция данного суда охватывала территорию Москвы и близлежащие районы. На базе низшего суда позже был сформирован Московский гарнизонный военный суд.

Скорорешительный суд был стихийным судом, он организовывался во время военных походов для быстрого принятия решения в отношении правонарушителя.

Знаменитая судебная реформа XIX века, проводимая Александром II, отразилась и на системе военных судов России.

Так, был принят Военно-судебный устав 1867 года, включающий положения о судоустройстве, кадровые вопросы, полномочия и обязанности судей военных судов.

Полноценно Устав стал действовать на территории России спустя 20 лет, распространившись по всей территории государства.

В мирное время система военных судов включала в себя: полковые, военно-окружные, временные, главный и особый военные суды.

Во время войны предполагалась реорганизация системы, она значительно расширялась: этапные и полковые суды, полевые главные военные суды, полевые военные суды, суды тыла армии, корпусные суды, военно-окружные суды, военно-окружные суды пограничных округов, суды армии, временные полевые суды, военно-полевые суды, особые присутствия, кассационное присутствие.

В период управления государством Александром II были установлены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей: безупречная характеристика, наличие офицерского звания и стаж воинской службы на командной должности не менее двух лет.

В конце XIX века, во время правления Александра III, в обществе преобладали революционные настроения, и военные суды должны были осуществлять функцию по подавлению террористических действий.

В 1881 году было принято «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», [2] регламентирующее деятельность военно-судебных органов в случае объявления усиленной или чрезвычайной охраны.

В случае наступления особого положения, Министр внутренних дел или Генерал-губернатор мог принять решение о передаче в юрисдикцию военного суда дела, рассматриваемого в мирное время «гражданским» судом.

Анализ исторических документов, изучение существующих научных публикаций по исследуемой теме показал, что подобная передача дел вызывала общественное недовольство.

Так, по мнению, Миттермайера «…нет большего несчастья для государства, чем предание политических преступников военному суду». [3]

Но, несмотря на существовавшие негативные мнения, Император безусловно выражал доверие военно-судебным органам, и, соответственно, судьям военных судов.

Использованные источники:

  1. История военных судов России. Монография / Петухов Н.А. Под ред., с предисл.: Лебедев В.М. М.: Норма. 2003.
  2. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье. СПб. 1885. Т. I. № 350.
  3. Веретенников Н.Н. Военные суды российской империи в условиях усиленной и чрезвычайной охраны // Сборники конференций НИЦ Социоосфера. 2013. № 45.