НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

29 июля 9:53

Школьная адаптация относится к серьезным социальным проблемам системы образования, требующих углубленного изучения, для последующего предотвращения. Понятие «адаптация» — одно из основных в научных, и практических исследованиях личности, поскольку именно способность к адаптации дает возможность благополучного бытия человека в постоянно изменяющихся условиях рыночной экономики. Амонашвили Ш.А., Кумарина Г.Ф., Подласый И.П., Ямбург Е.А под адаптацией понимают сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

Сегодня возрос интерес ученых, методистов, практиков к проблеме дезадаптации у младших школьников (Беличев С.А., Базарный В.Ф., Жукова М.В., Кумарина Г.Ф, Северный А.А.).

 К основным признакам дезадаптации учителя, практические психологи относят затруднения в учебе, такие затруднения испытывает до 40% обучающихся в начальной школе, и нарушения школьных форм поведения. Таким образом, с точки зрения педагогики, к категории детей с нарушениями адаптации относятся дети с недостаточно развитыми способностями к общению и обучению, так как среди требований, предъявляемых к ребенку школой, выделяется необходимость успешно взаимодействовать в образовательной и информационной средах и учебной деятельности, внеурочной деятельности [1,2,5].

Формирование умения взаимодействовать и наличие предпосылок учебной деятельности является ключевой позицией ФГОС ДОО [4].

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у первоклассника проявление всего комплекса неспецифических трудностей, связанных, прежде всего, с нарушениями учебной деятельности. На уроке не адаптировавшийся ученик не организован, часто отвлекается, пассивен, отличается замедленный темп деятельности, часто встречаются ошибки, повышена тревожность.

Одной из причин школьной дезадаптации является характер семейного воспитания. Бессознательное стремление к отчужденности, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «Я», когда родителей и детей отделяет стена отвержения, безразличия (более 30% родителей признают, что у них не хватает времени и сил на эмоциональные контакты) лежит в основе школьной дезадаптации [2, 3]. Исследования в психологии, социальной педагогике показывают, что участились случаи диагностирования таких нарушений, как «неустойчивость стиля воспитания», 40% респондентов отмечают неумение учитывать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка. При исследовании типов семейного воспитания преобладают доминирующая гиперпротекция, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, или, наоборот, гиперопека.

Исправление любой формы дезадаптации должна быть направлена на устранение причин, вызывающих ее. Дезадаптация первоклассника может негативно влиять на его адаптацию в других средах общения, может возникнуть общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность [3,5].

Умение контактировать с одноклассниками, с воспитателем, людьми, владеть умениями общения, определить оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку подготовительной группы ДОУ, так как учебная деятельность в дальнейшем будет носить коллективный характер, практику которого ребенок получает в ДОУ. Несформированность таких умений порождает дезадаптацию в начальной школе: ребенок отвергается одноклассниками, игнорируется ими, не может найти друга; отмечается психологический дискомфорт, желание как можно быстрее покинуть стены школы.

Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности дома, в ДОУ и студиях подготовки к школьному обучению, провоцирует появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным, страх «быть не тем» достигает максимального развития, дети серьезно относятся к своим обязанностям школьника и переживают за отметки, только 20% респондентов чувствуют себя комфортно в школе и дома, только 20% респондентов чувствуют себя комфортно в школе и дома

Решение проблем школьной дезадаптации невозможно без взаимопонимания и единых подходов воспитателей, учителей, родителей, изучения всего комплекса затруднений, взаимовлияния всех факторов, действующих на ребенка в школе:  отдельно каждый фактор редко встречается в изолированном виде, он сочетается с действием других факторов, образуя единую структуру нарушений школьной адаптации; действие фактора реализуется через цепь причин на этапах формирования дезадаптации; становление картины дезадаптации происходит в связи с симптомами психического дезонтогенеза.

Список литературы

  1. Козлова, Н.А. Некоторые аспекты организации преемственности дошкольного и начального образования. /Н.А. Козлова В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации Сборник статьей XVI Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Издательство: ЗАО «Библиотека А. Миллера». 2018. С. 338-343
  2. Козлова Н.А. Интеграция дополнительного и дошкольного образования [Электронный ресурс]. /Акименко Г.В., Дуянова О.П., Защиринская О.В., Козлова Н.А., Михайлова Т.М., Мороз Т.Г., Наследов А.Д., Пальчик Е.А., Попова Е.А., Рогозинская А.Л., Рютина Л.Н., Скороходова Н.Ю., Фетисов И.А. Воспитание, обучение, образование: новые методы и технологии: монография. — Нижний Новгород: ООО «Профессиональная наука», 2018. С.26-42
  3. Шишкина К.И. Преемственность форм работы по профилактике аддиктивного поведения между дошкольным и начальным образованием. / К.И. Шишкина. В сборнике Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации Сборник статьей XVI Международной научно-практической конференции.-Челябинск: Издательство: ЗАО «Библиотека А. Миллера» 2018. С. 329-334.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования —https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  5. Фролова, Е.В. Преемственность в организации групповой работы дошкольников и младших школьников как одно из условий эффективности профилактической работы [Текст]. /Е.В. Фролова. В сб. Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции.-Челябинск: Издательство: ЗАО «Библиотека А. Миллера».2018. С. 286-290.