ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

21 мая 3:03

Актуальность. В последние десятилетия идея здорового образа жизни носит актуальный характер. Достаточно остро этот вопрос стоит в Российской Федерации. Авторитетный британский журнал «The Lancet» в 2016 году представил рейтинг стран по уровню здоровья населения. Российская Федерация наряду с Сирией и Украиной заняла 119 место из 188 [5]. Показатели, влияющие на формирование рейтинга, включали, в том числе, и наличие факторов риска различной природы: метаболических, обусловленных влиянием окружающей среды и производственной деятельности, поведенческих. Последние в Российской Федерации характеризуются широким распространением вредных привычек, нарушением питания, двигательной активности как среди взрослого населения, так и подростков, что в значительной мере обуславливает состояние здоровья, обучаемости и работоспособности населения [2]. Особую актуальность данный факт имеет для студентов-медиков, задача которых состоит не только в сохранении собственного здоровья, что невозможно без соблюдения принципов здорового образа жизни (ЗОЖ). В сферу будущей деятельности данной группы входит пропаганда ЗОЖ среди населения, активное участие в разработке и реализации различных проектов и программ по распространению знаний о ЗОЖ, что закреплено образовательными стандартами соответствующих специальностей.

Цель исследования. Произвести анализ самооценки образа жизни студентов медико-фармацевтического колледжа города Курска.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось путём анкетирования 94 студентов 1 курса (10% лиц мужского пола и 90% – женского). Вопросы анкеты включали оценку жизненных приоритетов, питания, наличия вредных привычек, двигательной активности и самооценку состояния здоровья.

Средний возраст юношей составил 16,9 лет, девушек – 17,2.

Результаты и обсуждение. Важнейшими приоритетами в жизни, по мнению студентов, являются здоровье, семейное благополучие, материальный достаток. Опрошенные студенты мужского пола отдали предпочтение здоровью (50%), 40% – семейному благополучию, 10% – материальному достатку. Респонденты-девушки также поставили в приоритет здоровье (75%), на втором месте – семейное благополучие (21,4%) и только 2,4% опрошенных указали на материальный достаток и 1,2% – на признание обществом.

Также студентам было предложено оценить состояние своего здоровья в настоящее время и по сравнению с тем, что было год назад. Характеристики здоровья в виде отличного и плохого отметили только девушки: 8,3% и 1,2% соответственно. Очень хорошим свое здоровье посчитали 13,1% девушек и 20% юношей, хорошим – 52,4% и 60%, посредственным — 25% и 20% соответственно. В сравнении с годом ранее большинство опрошенных заявили, что их уровень здоровья не изменился. Такой невысокий показатель оценки студентами своего здоровья, вероятно, обусловлен влиянием экологических факторов, качеством питания, высоким психоэмоциональным напряжением современной жизни и т.д. Последний фактор у многих опрошенных приобретает особое значение после поступления в учебное заведение в связи с резким изменением социально-бытовых условий: проживание в общежитии или на съемной квартире, необходимость обустраивать свой быт в условиях интенсивного учебного процесса и дефицита времени, изменение круга общения и т.п. Все это приводит к частому воздействию стрессоров на организм. При этом  было выявлено, что студенты менее подвержены стрессу, нежели студентки (рис. 1).

 

Рисунок 1. Подверженность стрессу студентов и студенток.

 

При анализе питания установлено, что количество юношей, считающих свое питание правильным (60%) в 1,5 раза выше, чем количество девушек  (39%). При этом с принципами здорового питания ознакомлены менее половины опрошенных: 40% лиц мужского пола и 48,8% лиц женского пола. При оценке кратности питания выявлено, что 3-х-разовый прием пищи отмечается у 50% юношей и 43% девушек. Остальные лица питаются 1-2 раза в день (рис.2).

Рисунок 2. Характеристика кратности питания. 

 

Таким образом, более половины респондентов питаются реже 3-х раз в день. При этом у многих респондентов обоего пола основной прием пищи приходится на ужин. Такое нарушение режима питания приводит к нарушению формирования динамических стереотипов и условных рефлексов, связанных с приемом пищи, нарушению работы желудочно-кишечного тракта, колебаниям концентрации глюкозы в крови и т.д. Значительные перерывы между приемами пищи приводят к развитию гипогликемии. При недостаточном поступлении глюкозы – важнейшей энергетической субстанции может наблюдаться снижение работоспособности, слабость, повышенная утомляемость. Оптимальным режимом питания является четырех- и пятиразовое питание, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки на желудочно-кишечный тракт и максимально комфортное переваривание пищи[3].  

Также стоит отметить, что девушки питаются дома гораздо чаще, чем в местах общественного питания (96% и 4% соответственно), в отличие от юношей (75% и 25%). В связи с этим, студентки реже употребляют в пищу фаст-фуд, нежели студенты (табл.1).

 

Употребляют фаст-фуд:

Ежедневно

Пару раз в неделю

Раз в месяц

Не употребляют

Юноши

10

40

40

10

Девушки

1

21

61

17

Таблица 1. Доля (в %)  употребления в пищу фаст-фуда студентами.

 

Таким образом, у значительной доли опрошенных отмечаются нарушения в исследованных компонентах организации здорового питания, что является одним из важных факторов риска здоровью подрастающего поколения[4].

Обращает на себя внимание факт увеличения двигательной активности у большинства опрошенных после поступления в образовательное учреждение. По нашему мнению, это обусловлено  не только более высоким темпом студенческой жизни по сравнению со школьной в целом, но и активной политикой ВУЗа, направленной на формирование ЗОЖ (табл. 2).

 

Двигательная активность после поступление в образовательное учреждение

Увеличилась

Уменьшилась

Не изменилась

Студенты

50%

30%

20%

Студентки

56%

24%

20%

Таблица 2. Изменение двигательной активности обучающихся после поступления в образовательное учреждение.

 

Также повышению двигательной активности у некоторых студентов поспособствовали занятия в различных спортивных секциях колледжа. Установлено, что 50% юношей и 32% девушек участвуют в спортивной жизни учебного заведения. Некоторые студенты также посещают сторонние фитнес-залы (20% лиц мужского пола и 18% женского). Помимо того, студентам было предложено оценить свою физическую активность. Данные предоставлены в табл. 3.

 

Физическая активность:

Достаточная

Недостаточная

Не задумываюсь над этим

Юноши

40%

20%

40%

Девушки

32%

46%

22%

Таблица 3. Оценка студентами собственной физической активности.

 

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что физическая активность лиц мужского пола по их собственному мнению несколько выше, чем у лиц женского пола. Это может быть связано с тем, что большее количество юношей занимаются в спортивных секциях колледжа и в сторонних фитнес-залах.

Вопросы, касающиеся наличия вредных привычек, включали оценку курения, потребления алкоголя и наркотических веществ. Полученные данные представлены в табл. 4.

 

 

Курение

Употребление алкоголя

Употребление наркотиков

Пробовал (а) и больше не курил (а)

Да

Нет

Да, по праздникам

Нет

Пробовал (а)

Нет

Юноши

40%

10%

50%

50%

50%

0%

100%

Девушки

36%

11%

53%

31%

69%

4%

96%

                     

Таблица 4. Анализ наличия вредных привычек у студентов.

 

Исходя из проведенного исследования, выявлено, что половина опрошенных студентов курят или пробовали курить, в настоящее время курит десятая часть студентов обоего пола. Настораживает факт потребления алкоголя опрошенными. Так, 50% юношей и 69% девушек отмечают употребление алкоголя, преимущественно в виде пива и слабых алкогольных напитков. 4% опрошенных девушек указали на опыт потребления наркотических веществ. В настоящее время 100% опрошенных отрицают их потребление. При этом отмечается диссонанс между осознанием респондентами влияния вредных привычек на здоровье и их наличием. Так, большинство опрошенных отметило, что пагубные привычки определенно вредят здоровью (70% лиц мужского пола и 78% женского).

Заключение. Характеризуя образ жизни студентов медико-фармацевтического колледжа КГМУ, можно сделать вывод, что  около половины респондентов придерживаются принципов ЗОЖ. Часть опрошенных подвергается действию корригируемых поведенческих факторов риска в виде гиподинамии, нерационального питания, вредных привычек. Однако уже на данном этапе удалось достичь и даже превысить некоторые целевые показатели приоритетного проекта Российской Федерации от 07.08.2017 «Формирование здорового образа жизни». Например, доля лиц, потребляющих табачные изделия, составляет 11% (целевой показатель 29,5% в 2019 году и 27% в 2025 году); доля граждан, регулярно занимающихся физической культурой превышает 50% при целевых значениях 38% и 45% в 2019 и 2025 годах соответственно[1].

При этом важным аспектом деятельности учебного заведения является продолжение работы по пропаганде ЗОЖ, особенно в отношении лиц, подверженных факторам риска.

 

Список литературы:

  • Об утверждении паспорта приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» [Электронный ресурс]: приказ президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 26 июля 2017 г. — Режим доступа: http://government.ru
  • Баклыкова А. В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 205-207.
  • Губанихина Е. В. Правильное питание как фактор сохранения здоровья человека // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 119-121.
  • Таранцова А.В. Нездоровое питание молодежи — фактор риска хронических неинфекционных заболеваний нации// Евразийский кардиологический журнал. — 2016. — №3. — С. 107.
  • Lim, Stephen S. [и др.] Measuring the health-related Sustainable Development Goals in 188 countries: a baseline analysis from the Global Burden of Disease Study 2015[электронный ресурс]/Stephen S. Lim [и др.]//The Lancet.–2016.–№388. –Режим доступа: https://www.thelancet.com.– (Дата обращения: 29.09.2019).