ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

11 мая 7:02

В настоящее время, когда народы осознали свою самобытность и стремятся к ее сохранению, развитие национальной школы опирается на возрождение национальной культуры. Культура как синтез векового опыта народы призвана стать основой образования и воспитания личности. Музеям в этих условиях должно быть отведено центральное место, так как они выступают не столько как сокровищницы культуры, сколько как научно – исследовательское и просветительские учреждения.

 И для школы, и для музея главной миссией является просветительство, формирование у молодого поколения исторического мышления, воспитание стремления к познанию своих корней. И школа, и музей заинтересованы во взаимодействии с целью более эффективно вести работу по патриотическому, эстетическому, нравственному воспитанию учащихся.

Просвещение стало основным направлением деятельности большинства музеев мира. Разнообразие форм работы позволяет придать деятельности музея более динамичный характер, не ограничиваясь только экспонированием предметов, передачей знаний о них, но стремясь вовлечь посетителя в процесс познания, будить в нем творческий импульс и вызвать интерес к материалам.

Музеи России активно участвуют в образовательном и воспитательном процессе. Широкое развитие и распространение получила так называемая «музейная педагогика». Учитывая специфику музея, психологию посетителя, воздействие на него интерьеров и самой атмосферы музея, восприятие им музейного предмета, его подготовленность к получению теоретических знаний, разработана методика обучения в музее. Занятия в музее закрепляют на практике теоретические знания, почерпнутые из книг или на уроках. Просветительская работа способствует формирования взглядов, навыков, оценок.

В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения. Большое значение в музейной педагогике приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Она основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего.

Якутский государственный литературный музей им. Платона Алексеевича Ойунского в настоящее время является центром, отражающим культуру народа саха, его развитие. Собрание музея уникально. Он – сокровищница лучших образцов якутского текстового и изобразительного искусства. Хранящиеся в нем старинные записи и вещи знакомят с традиционными художественными произведениями Якутии. Во всем многообразии представлено развитие якутской печатности и жизнь писателей Якутии. Произведения якутских писателей из коллекции музея заставили  заговорить о небольшой республике во многих странах мира, где они экспонировались. Таким образом, экспонаты музея позволяют показать жизнь Якутии в сравнении с искусством тюркских народов и России в целом.

Просветительская работа музея опирается на накопленный опыт ведущих музеев мира. Используются традиционные формы работы: выставки, экскурсии, учебные лекции. Новые приемы образовательной деятельности апробируются в кружковой работе, где активно применяются привлечение посетителей музея к практической, творческой деятельности. Особое внимание направлено на работу с детьми, впервые посетившими музей. Первым импульсом становится момент эмоционального переживания, который дает толчок к познанию. Появляется интерес, желание узнать побольше и происходит переход к освоению теоретических знаний. Следующей ступенью становится самостоятельная работа, направленная на проверку и закрепление полученных знаний.

Музеем накоплен большой опыт в области «музейной педагогики». Основное внимание направлено на пропаганду якутской культуры и фольклора, и в частности поэзии. Заинтересовать посетителя, пробудить в нем интерес к народным истокам, национальным традициям – главная задача музея сегодня. Большая роль отведена музею в образовании детей – школьников младших классов. Начиная со знакомства с первыми печатными и рукописными изданиями, которые они уже видели и знают, указываем на национальные особенности и отличия. Постепенно пробуждается интерес. Образование ребенка позволяет косвенно воспитывать просвещать родителей. Сегодня ребенок выступает посредником между музеем и родителем, сам становясь пропагандистом культуры.

Музей уделяет внимание пропаганде не только якутской, но и тюркской литературы и взаимосвязи писателей. При этом основной такой работы является выявление своеобразия литературы разных народов, начиная и возвращаясь к якутской культуре, как связующему звену в образовательной работе.

В музее регулярно проходят творческие вечера, конкурсы стихотворений и театральных постановок для школьников, встречи и круглые столы писателей со студентами, презентации книг, юбилейные и вечера воспоминаний.

Использованная литература:

  1. Национальная школа: концепция и технология развития. 1993