КОНЦЕПЦИЯ КОГНИТИВНОЙ НИШИ СТИВЕНА ПИНКЕРА

10 ноября 2:26

Люди заняли в процессе эволюции особую экологическую нишу — «когнитивную», которая до этого времени пустовала [4,15]. Они обладают интеллектом — способностью использовать знание о том, как устроены вещи, чтобы достигать целей, преодолевая трудности.

 Когнитивная ниша включает в себя многие необычные с зоологической очки зрения черты нашего вида. [2,102]. Изготовление и использование инструментов — это применение знаний о причинно-следственных связях между объектами для достижения своих целей. Язык — это средство обмена знаниями. Он умножает выгоду от знаний, которые можно не только использовать, но и обменивать на другие ресурсы, и снижает затраты на их приобретение, потому что благодаря языку знание можно получить из жизненного опыта, гениальных решений, проб и ошибок других людей, а не собственных рискованных экспериментов и исследований. Цена обмена информацией незначительна: «если я дам тебе рыбу, у меня не будет больше рыбы, но если я дам тебе информацию, как ее поймать, у меня останется эта информация». Именно поэтому образ жизни, связанный с использованием информации, подходит для людей, живущих группами и совместно использующих общий фонд информации, то есть для культуры. Культуры отличаются друг от друга в том числе тем, что они по-разному организуют передачу информации. Более длинное детство человека — время приобретения знаний и навыков.

Люди могут завоёвывать новые места обитания, потому что даже если условия жизни там будут несколько иными, они все равно будут подчиняться законам физики и биологии, которые уже входят в пределы познания человека, и местную природу, в свою очередь, он тоже сможет изучить и перехитрить. [3,213] Но почему именно обезьяна миоцена первой вошла в нашу когнитивную нишу? Почему этого не сделали другие виды? Это произошло всего один раз за историю и потому судить об этом явлении сложно. Однако, можно предположить, что к этому привели четыре важные черты. Во-первых, приматы — животные -визуалы. Стереоскопическое зрение, ощущение глубины, получаемое за счет различий в точках обзора двух глазах, сформировалось еще у первых приматов, преимущественно насекомоядных ночных животных.

 С переходом их к дневному образу жизни и изменением предпочтений в пользу фруктов появилось цветовое зрение.  Восприятие глубины дает видение трехмерного пространства, наполненного передвигающимися твёрдыми предметами. Благодаря цвету предметы «выскакивают» из фона, давая нам ощущение, соответствующее веществу, из которого состоит предмет. Вместе эти характеристики позволяют мозгу разделять поток визуальной информации на две части: систему «что» (объекты, форма, состав) и систему «где» (расположение и движение). Наличие системы координат и наполняющих эту систему объектов становится базой абстрактного мышления. У большинства млекопитающих нет понимания трехмерного пространства, и они, по всей видимости, живут в двухмерном [5, 101]. Во-вторых, предки людей жили группами, да и вообще обезьяны общительнее большинства млекопитающих. Группу животных хищнику заметить ненамного проще, чем отдельное животное, а если ее и обнаружат, снижается вероятность гибели конкретной особи. Кроме того, у группы больше ушей, носов и глаз, а толпа иногда даже может позволить себе напасть на атакующего хищника. В группе более эффективно осуществляется добыча пропитания, ведь запасы, найденные одним животным, могут быть слишком велики для поглощения только этой особью.

 Совместное проживание способствует эволюции интеллекта в двух аспектах. Когда существует группа, ценность нужной информации увеличивается в разы, поскольку информация это единственный товар, который можно передать другому и при этом оставить его у себя. Более умное животное в группе получает двойное преимущество: выгоду от знаний и выгоду от того, что можно получить в обмен на знания. У вида, который в такой степени зависит от информации, каждая новая способность в разы увеличивает ценность других. Другой аспект — новые когнитивные задачи, которые ставит групповое проживание, его издержки. Особь получает не только выгоду от проживания в группе: она вынуждена бороться за пищу, воду, партнеров, место для гнездования и учитывать новые специфичные для группы проблемы — воровство, каннибализм, измены, детоубийство, вымогательство, подчиненность в иерархии. Как говорил Жан-Поль Сартр, «Ад- это другие» [1, 32].

Во многих группах животных самым крупным мозгом и самым выдающимся интеллектом обладает именно общественный вид (пчелы, попугаи, дельфины, слоны, волк, морские львы и обезьяны). Общественные животные обмениваются сигналами, чтобы координировать охоту, защиту, добычу корма, распределение половых партнеров. Они обмениваются услугами, возвращают и требуют вернуть долг, наказывают обманщиков, объединяются в коалиции. Третьим стимулом развития интеллекта стали освободившиеся после появления прямохождения верхние конечности. Точные руки и точный ум развивались параллельно, и палеонтологические данные доказывают, что тон задавали именно руки. Освободившиеся верхние конечности позволили изготавливать инструменты из материалов, добытых в разных местах и принесённых туда, где они будут наиболее полезны.

Яркой иллюстрацией важности верхних конечностей служит огромная проекционная зона кисти в моторной коре головного мозга человека, практически превращающая размеры остального тела (исключая лицо). Четверным помощником интеллекта стала охота. Если сравнить разных млекопитающих, становится видео, что у плотоядных животных отношение размера мозга к размеру тела больше, чем у растительноядных. Отчасти потому, что для того, чтобы завладеть добычей, нужно больше умения, чем для того, чтобы найти траву, отчасти из-за высокой калорийности мяса, способной обеспечить такой энергозатратный орган. Шимпанзе группами охотятся на мелких животных.

Способности к добыванию мяса открыли для людей возможности расселения по всему миру (на крайнем севере, например, сложно найти достаточное количество растительной пищи). Кроме того, мясо играет в социальной жизни роль чего-то вроде валюты. Охотнику, которому досталось убитое животное больше, чем он может съесть, некуда спрятать тушу, которая скоро начнет разлагаться. Лучшим надежным местом для мяса становятся организмы других охотников, которые отплатят сторицей, когда повезёт им. Это способствует образованию союзов и развитию обмена.

Таким образом, для зарождения разума и занятия видом «когнитивной ниши» недостаточно того, чтобы планета была обитаемой. Для этого нужно, чтобы в истории ее развития был ночной хищник (чтобы получить стереоскопическое зрение), потомки которого перешли к дневному образу жизни (чтобы получить восприятие цвета), в котором они были бы уязвимы для хищников (чтобы жить в группах), в результате чего они бы изменили манеру передвижения (чтобы появились руки и предвестники прямохождения), а затем изменение климата заставило бы их уйти их леса в саванну (для прямохождения и охоты).

 

 

Использованные источники:

  1. Сартр Жан-Поль. «За закрытыми дверями». 1999.
  2. Севальников A.A. Натуралистический подход в исследовании человека и языка. «Философская мысль» №8. 2015.
  3. Стивен Пинкер. Как работает мозг. М.: Кучково поле, 2017.
  4. Tooby J., DeVore I. The reconstruction of hominid behavioral evolution through strategic modeling. 1987.
  5. Van Essen & DeVoe. La vision chez les primates. 1995.