Система образования является одной из важнейших подсистем общества, которая обеспечивает сохранение, накопление человеческого капитала. Понятие «образование» многоплановое и непростое, поскольку данный процесс систематичен и целенаправлен. Он представляет собой личностный результат накопления знаний, а также приобретения определенных умений.
Под общим образованием в России понимается процесс, который направлен на развитие личности и приобретение им умений, знаний, навыков, необходимых для социума личности [1].
Образовательные услуги в России предоставляют соответствующие организации. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным учреждением является «некоммерческая организация, которая осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии в качестве главного вида деятельности, основываясь на цели, ради которых данная организация была создана». Согласно ст. 23 № 273-ФЗ, общеобразовательная организация – это образовательная организация, которая осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. В России имеется достаточно развитая система общеобразовательных учреждений. Следует отметить, что основу системы общего образования, в большей степени, составляют государственные и муниципальные образовательные учреждения.
К основным компетенциям общеобразовательной организации [2] можно отнести:
1) материально-техническое обеспечение, а также оборудование помещений для осуществления образовательного процесса в соответствии с нормами, требованиями и образовательными стандартами;
2) предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования, а также ежегодного отчета о поступлении и расходовании денежных средств;
3) разработка и установление штатного расписания;
4) осуществление приема на работу работников, а также заключение и расторжение с ними трудовых договоров;
5) разработка и утверждение общеобразовательным учреждением программы развития;
6) прием обучающихся в общеобразовательное учреждение;
7) проведение системы самообследования оценки качества общего образования.
Любая образовательная организация, в том числе общеобразовательное учреждение предоставляет образовательную услугу.
Применение понятия «образовательная услуга» в различных аспектах, отраслях знаний породила ряд ее дефиниций (таблица 1).
В общем случае образовательные услуги – это средство удовлетворения потребности в образовании, которая выявляется, удовлетворяется на рынке услуг образования. Поскольку услуги общего образования обладают признаками общественных благ, то можно говорить о необходимости развития общественного сектора общего образования в рыночных условиях.
Таблица 1 – Определение понятия «образовательная услуга»
Автор |
Точка зрения |
Е.. Бондарь [3, с. 12] |
«Результат деятельности уполномоченных субъектов, направленный на обучение и воспитание человека в целях удовлетворения его потребностей, а также интересов общества и государства». |
В.А. Долятойский, О.А. Мазур [4, с. 9] |
«Неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда». |
О.Г. Колесников [5, с. 31] |
«Комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения». |
Ю.А. Скоробогатова [6, с. 260] |
«Экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это продукт, которым можно располагать для этих целей». |
Большая часть исследователей, которые занимаются проблемой человеческого капитала, придерживаются одной точки зрения, что нельзя точно описать структуру его воспроизводства, если не изучать школьное образования. Это связано с тем, что во время обучения в общеобразовательном учреждении формируются базовые знания, умения, которые определяют варианты развития человеческого капитала и потенциал его максимальной реализации в дальнейшем.
Е.Б. Романова определяет значимую роль образования именно в накоплении, воспроизводстве человеческого капитала. В своих исследованиях она рассматривает более распространенные и очевидные виды инвестиций в человеческий капитал, а также дает оценку их потенциальной прибыльности: «инвестиции в человеческий капитал предоставляют их обладателю, как правило, в будущем наибольший доход. Для общества данные вложения обеспечивают длительный и интегральный социальный и экономический эффект. Инвестиции в образование являются одними из самых прибыльных» [7, с. 54].
На данный момент накоплен довольно большой опыт участия России в международных сравнительных исследованиях качества образования, которые проводятся Организацией экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) и Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements).
Россия в 1995, 2000, 2001 годах принимала участие в таких исследованиях, как TIMSS (оценка качества естественно-научного и математического образования), PIRLS (оценка читательской грамотности), РISA (оценка способности учащихся использовать знания и опыт для решения практических задач), ICILS (исследование информационной и компьютерной грамотности). Также в 2016 году наша страна участвовала в международном исследовании качества граждановедческого образования (ICCS) [8, с. 16].
В 2015 году проведены исследования качества естественно-научного и математического образования TIMSS (данное исследование проводится один раз в четыре года) среди учеников 4, 8 и 11-х классов, а также учебных достижений PISA (данное исследование проводится один раз в три года) среди 15-летних учащихся. По результатам исследования TIMSS по естествознанию среди учащихся 8-х классов, школьники из России значительно превышают результаты школьников большинства других стран и входят в десятку лидеров.
Учащиеся 4, 8 и 11-х классов продемонстрировали высокий уровень естественно-научного и математического образования, значительно превышающий среднее значение международной шкалы. Учащиеся 11-х классов, которые изучали углублённый профильный курс математики по восемь часов в неделю, показали лучший результат среди всех стран-участниц. Результат составил 540 баллов по международной шкале TIMSS, а это на 40 баллов выше среднего значения. По уровню математической подготовки российские школьники 4-х классов входит в десятку лидирующих стран, по естествознанию – в пятёрку лидеров.
Основной целью перечисленных выше международных практик является:
1) оценка качества образования и определение относительного положения России в мировой системе образования с учетом международных образовательных стандартов, а также сравнение с системами образования, которые являются в мире ведущими;
2) принятие четко обоснованных решений об изменение структуры содержания образования, а также создание и модернизация российских образовательных стандартов второго поколения, разработка новых учебников.
Основу образования в России всегда составляли общеобразовательные учреждения. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в систему образования гарантирует ученику получение знаний, умений необходимых для дальнейшей деятельности, в полном объеме в любом общеобразовательном учреждении образования. Выполнение поставленной задачи в большей степени зависит именно от профессионализма персонала учебного заведения, а в особенности от учителя.
Важно отметить, что в условиях, которые сложились в настоящее время, перед разными уровнями системы образования стоят разные цели и задачи. Однако нужно иметь в виду, что одним из главных факторов, влияющих практически на все уровни образования, является демографический. В течение последнего времени число учащихся в общеобразовательных учреждениях увеличивается; численность учителей в школах увеличивается вслед за увеличением учеников. В результате произошло увеличение такого показателя как количество обучающихся, приходящихся на одного учителя, что негативно сказывается на экономичности использования средств бюджета. По прежнему актуальной остается проблема обучения детей в школах в две смены, несмотря на уменьшение числа подобных школ.
Общеобразовательное учебное заведение на современном этапе является основным элементом всей системы образования и поэтому заслуживает максимального внимания и поддержки государства. Одним из главных направлений развития образования в России является формирование надежной исследовательской базы, которая позволит выявлять различные тенденции в системе образования и оценить воздействие различных факторов на качество результатов образования по стране, в регионе, в муниципалитете и в образовательном учреждении.
Использованные источники:
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Консультант Плюс.
- Фёдорова, Е. А. Оценка качества образования в регионах РФ / Е. А. Федорова, С. О. Мусиенко, Ф. Ю. Федоров, О. Ю. Рогов // Региональная экономика: теория и практика, 2018. – Т. 16, № 2. – С. 249 – 262.
- Бондарь, Е. Г. Образовательные услуги в Российской Федерации: понятие, виды, субъекты / Е. Г. Бондарь // Научная мысль, 2016. – № 2 (20). – С. 10 – 12.
- Арсентьева, Н. А. К вопросу о понятии «образовательные услуги» / Н. А. Арсентьева // Правовестник, 2016. – № 1 (1). – С. 7 – 10.
- Колесников, О. Г. Понятие и сущность образовательной услуги: специфические свойства / О. Г. Колесников // Актуальные проблемы менеджмента в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2015. – С. 29 – 34.
- Позднякова, А. Н. Образование и образовательные услуги: соотношение понятий / А. Н. Позднякова // Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2014. – № 1-1 (11). – С. 258 – 265.
- Аврамова, Е. М. Роль школьного образования в развитии в развитии человеческого капитала / Е. М. Аврамова, Д. М. Логинов // Экономика региона, 2014. – № 2 (38). – С. 53 – 62.
- Пономаренко, С. Н. Об исследованиях качества образования в России / С. Н. Пономаренко // Сборник методических рекомендаций по вопросам функционирования системы мониторинга оценки качества общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и формирование единых подходов в части технологии обеспечения процедур оценки качества образования, направленных на совершенствование оценочных процедур, 2016. – С. 16 – 18.