ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

14 октября 1:47

Система образования является одной из важнейших подсистем общества, которая обеспечивает сохранение, накопление человеческого капитала. Понятие «образование» многоплановое и непростое, поскольку данный процесс систематичен и целенаправлен. Он представляет собой личностный результат накопления знаний, а также приобретения определенных умений.

Под общим образованием в России понимается процесс, который направлен на развитие личности и приобретение им умений, знаний, навыков, необходимых для социума личности [1].

Образовательные услуги в России предоставляют соответствующие организации. В соответствии с Федеральным законом  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным учреждением является «некоммерческая организация, которая осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии в качестве главного вида деятельности, основываясь на цели, ради которых данная организация была создана». Согласно ст. 23 № 273-ФЗ, общеобразовательная организация – это образовательная организация, которая осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. В России имеется достаточно развитая система общеобразовательных учреждений. Следует отметить, что основу системы общего образования, в большей степени, составляют государственные и муниципальные образовательные учреждения.

К основным компетенциям общеобразовательной организации [2] можно отнести:

1) материально-техническое обеспечение, а также оборудование помещений для осуществления образовательного процесса в соответствии с нормами, требованиями и образовательными стандартами;

2) предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования, а также ежегодного отчета о поступлении и расходовании денежных средств;

3) разработка и установление штатного расписания;

4) осуществление приема на работу работников, а также заключение и расторжение с ними трудовых договоров;

5) разработка и утверждение общеобразовательным учреждением программы развития;

6) прием обучающихся в общеобразовательное учреждение;

7) проведение системы самообследования оценки качества общего образования.

Любая образовательная организация, в том числе общеобразовательное учреждение предоставляет образовательную услугу.

Применение понятия «образовательная услуга» в различных аспектах, отраслях знаний породила ряд ее дефиниций (таблица 1).

В общем случае образовательные услуги – это средство удовлетворения потребности в образовании, которая выявляется, удовлетворяется на рынке услуг образования. Поскольку услуги общего образования обладают признаками общественных благ, то можно говорить о необходимости развития общественного сектора общего образования в рыночных условиях.

 

Таблица 1 – Определение понятия «образовательная услуга»

Автор

Точка зрения

Е.. Бондарь [3, с. 12]

«Результат деятельности уполномоченных субъектов, направленный на обучение и воспитание человека в целях удовлетворения его потребностей, а также интересов общества и государства».

В.А. Долятойский,

О.А. Мазур [4, с. 9]

«Неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда».

О.Г. Колесников 

[5, с. 31]

«Комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения».

Ю.А. Скоробогатова

[6, с. 260]

«Экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это продукт, которым можно располагать для этих целей».

 

Большая часть исследователей, которые занимаются проблемой человеческого капитала, придерживаются одной точки зрения, что нельзя точно описать структуру его воспроизводства, если не изучать школьное образования. Это связано с тем, что во время обучения в общеобразовательном учреждении формируются базовые знания, умения, которые определяют варианты развития человеческого капитала и потенциал его максимальной реализации в дальнейшем.

Е.Б. Романова определяет значимую роль образования именно в накоплении, воспроизводстве человеческого капитала. В своих исследованиях она рассматривает более распространенные и очевидные виды инвестиций в человеческий капитал, а также дает оценку их потенциальной прибыльности: «инвестиции в человеческий капитал предоставляют их обладателю, как правило, в будущем наибольший доход. Для общества данные вложения обеспечивают длительный и интегральный социальный и экономический эффект. Инвестиции в образование являются одними из самых прибыльных» [7, с. 54].

На данный момент накоплен довольно большой опыт участия России в международных сравнительных исследованиях качества образования, которые проводятся Организацией экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) и Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements).

Россия в 1995, 2000, 2001 годах принимала участие в таких исследованиях, как TIMSS (оценка качества естественно-научного и математического образования), PIRLS (оценка читательской грамотности), РISA (оценка способности учащихся использовать знания и опыт для решения практических задач), ICILS (исследование информационной и компьютерной грамотности). Также в 2016 году наша страна участвовала в международном исследовании качества граждановедческого образования (ICCS) [8, с. 16].

В 2015 году проведены исследования качества естественно-научного и математического образования TIMSS (данное исследование проводится один раз в четыре года) среди учеников 4, 8 и 11-х классов, а также учебных достижений PISA (данное исследование проводится один раз в три года) среди 15-летних учащихся. По результатам исследования TIMSS по естествознанию среди учащихся 8-х классов, школьники из России значительно превышают результаты школьников большинства других стран и входят в десятку лидеров.

Учащиеся 4, 8 и 11-х классов продемонстрировали высокий уровень естественно-научного и математического образования, значительно превышающий среднее значение международной шкалы. Учащиеся 11-х классов, которые изучали углублённый профильный курс математики по восемь часов в неделю, показали лучший результат среди всех стран-участниц. Результат составил 540 баллов по международной шкале TIMSS, а это на 40 баллов выше среднего значения. По уровню математической подготовки российские школьники 4-х классов входит в десятку лидирующих стран, по естествознанию – в пятёрку лидеров.

Основной целью перечисленных выше международных практик является:

1) оценка качества образования и определение относительного положения России в мировой системе образования с учетом международных образовательных стандартов, а также сравнение с системами образования, которые являются в мире ведущими;

2) принятие четко обоснованных решений об изменение структуры содержания образования, а также создание и модернизация российских образовательных стандартов второго поколения, разработка новых учебников.

Основу образования в России всегда составляли общеобразовательные учреждения. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в систему образования гарантирует ученику получение знаний, умений необходимых для дальнейшей деятельности, в полном объеме в любом общеобразовательном учреждении образования. Выполнение поставленной задачи в большей степени зависит именно от профессионализма персонала учебного заведения, а в особенности от учителя.

Важно отметить, что в условиях, которые сложились в настоящее время, перед разными уровнями системы образования стоят разные цели и задачи. Однако нужно иметь в виду, что одним из главных факторов, влияющих практически на все уровни образования, является демографический. В течение последнего времени число учащихся в общеобразовательных учреждениях увеличивается; численность учителей в школах увеличивается вслед за увеличением учеников. В результате произошло увеличение такого показателя как количество обучающихся, приходящихся на одного учителя, что негативно сказывается на экономичности использования средств бюджета. По прежнему актуальной остается проблема обучения детей в школах в две смены, несмотря на уменьшение числа подобных школ.

Общеобразовательное учебное заведение на современном этапе является основным элементом всей системы образования и поэтому заслуживает максимального внимания и поддержки государства. Одним из главных направлений развития образования в России является формирование надежной исследовательской базы, которая позволит выявлять различные тенденции в системе образования и оценить воздействие различных факторов на качество результатов образования по стране, в регионе, в муниципалитете и в образовательном учреждении.

 

Использованные источники:

 

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Консультант Плюс.
  2. Фёдорова, Е. А. Оценка качества образования в регионах РФ / Е. А. Федорова, С. О. Мусиенко, Ф. Ю. Федоров, О. Ю. Рогов // Региональная экономика: теория и практика, 2018. – Т. 16, № 2. – С. 249 – 262.
  3. Бондарь, Е. Г. Образовательные услуги в Российской Федерации: понятие, виды, субъекты / Е. Г. Бондарь // Научная мысль, 2016. – № 2 (20). – С. 10 – 12.
  4. Арсентьева, Н. А. К вопросу о понятии «образовательные услуги» / Н. А. Арсентьева // Правовестник, 2016. – № 1 (1). – С. 7 – 10.
  5. Колесников, О. Г. Понятие и сущность образовательной услуги: специфические свойства / О. Г. Колесников // Актуальные проблемы менеджмента в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2015. – С. 29 – 34.
  6. Позднякова, А. Н. Образование и образовательные услуги: соотношение понятий / А. Н. Позднякова // Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2014. – № 1-1 (11). – С. 258 – 265.
  7. Аврамова, Е. М. Роль школьного образования в развитии в развитии человеческого капитала / Е. М. Аврамова, Д. М. Логинов // Экономика региона, 2014. – № 2 (38). – С. 53 – 62.
  8. Пономаренко, С. Н. Об исследованиях качества образования в России / С. Н. Пономаренко // Сборник методических рекомендаций по вопросам функционирования системы мониторинга оценки качества общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и формирование единых подходов в части технологии обеспечения процедур оценки качества образования, направленных на совершенствование оценочных процедур, 2016. – С. 16 – 18.