КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3 октября 4:55

Проблема коррупции в современном мире является одной из самых значимых. Государства прикладывают немалые усилия для борьбы с ней, как на уровне национального законодательства, так и на международной арене. 

         Исторически государства начали бороться с коррупцией еще задолго до становления современной России. Первым государством, закрепившим ответственность за коррупционные преступления, является Великобритания, принявшая в XIX веке Тhe Рrеvention Of Corruption Act.

         В Российской Федерации (далее – РФ) понятие коррупция закреплено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции». Под «коррупцией» понимается: а) «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»; б) «совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

         В научной литературе также есть немало мнений относительно определения коррупции. Так Б.В. Волженкин под коррупцией понимает социальное явление, характеризующееся подкупом, продажностью должностных лиц, которые в корыстных целях используют свои служебные полномочия.

         Одним из видов коррупционных преступлений является коммерческий подкуп. Законодатель в рамках одной статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливает  ответственность за два самостоятельных состава: за незаконную передачу предмета коммерческого подкупа (ч. 1-4 УК РФ) и за незаконное получение предмета коммерческого подкупа (ч. 5-8 УК РФ), что является не совсем понятным, так как ответственность за дачу и получение взятки, например, предусмотрена различными статьями УК РФ.

         Для более детального понимания угрозы коммерческого подкупа необходимо обратиться к официальной статистике, посвященной данному вопросу. Так по официальным данным Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (далее – МВД) за 2019 год было зарегистрировано около 1126 преступлений, связанных с коммерческим подкупом, что на 35% больше чем за предыдущий отчетный период.

         Следовательно, увеличение количества преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, способствует развитию коррупции в государстве.

         Развитию коррупции способствует то, что коммерческий подкуп является одними из самых сложных преступлений для правоохранительных органов т.к. доказать его зачастую бывает невозможным. Это происходит в результате того, что оба субъекта коммерческого подкупа заинтересованы, чтобы данная «сделка» сохранялась в тайне.

         Непосредственная угроза от данного вида коррупционного преступления заключается в том, что при совершении коммерческого подкупа бюджетная система государства недополучает денежные средства, которые поступали бы в результате нормального развития экономических отношений в коммерческих организациях.

         Следовательно, учитывая масштабы совершаемых при коммерческом подкупе «сделок», размеры денежных средств, осевших в теневой экономике, только увеличиваются.

         Так по некоторым общедоступным данным, объем коррупции в России составляет порядка 300 млрд. долларов в год, что, например, значительно выше преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, ущерб от которых составляет 10-15 млрд. долларов в год.

         Таким образом, следует отметить, что коммерческий подкуп и коррупция в целом не существует как отдельный фактор, а влияет на развитие других проблемных мест в РФ. Следовательно, данная проблема является достаточно глобальной, и решать ее необходимо только в долгосрочной перспективе, путем совершенствования уголовного законодательства, разработки соответствующего плана и его четкого исполнения.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции»
  2. Волженкин Б.В. Коррупция / Серия: современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. –СПБ.: 1998. – С.44
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
  4. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2019, МВД России URL: http://мвд.рф – (дата обращения: 20.12.2019)
  5. Официальный сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации © ® 1998-2019, URL: http://www.fa.ru/ — (дата обращения: 22.12.2019)