ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ

2 октября 7:27

Банковская сфера, пожалуй, одна из самых гибких в части освоения новых технологий, в том числе цифровых. Ускорения темпа жизни современного общества значительно повышает ценность времени, затрачиваемого на совершение операций как со стороны клиентов, так и со стороны банков. Автоматизированные банковские системы, цифровые фронт-офисы с набором шаблонов операций, не требующих привлечения специалистов банка, стали обыденностью [1]. Успешный, конкурентоспособный банк обладает не разветвленной сетью филиалов, а широким спектром услуг, которые он может предоставить в режиме онлайн. Автоматизация процесса осуществления расчетов посредством банка может влиять не только на стоимость банковского обслуживания, но также на скорость, качество и доступность. Важной составляющей данного процесса становится так называемая цифровизация.

Цифровизация является не только преобразованием исходных данных в цифровую форму с целью ее эксплуатации в сфере цифровых технологий, но также преобразованием всего процесса обращения такой информации. Преимущества цифровизации обусловливаются не только улучшениями в части удобства передачи и получения, но также повышением уровня информационной безопасности. Цифровизация позволила разработать новые совершенные способы шифрования информации и ее защиты от несанкционированного доступа. Являясь неотъемлемой частью информатизации, ее ключевой составляющей, она задает направление деятельности банков в таких областях как взаимодействие с клиентами, обратная связь и ее стабилизация и модернизация, межбанковское сотрудничество, в том числе международное. Цифровизация расширяет возможности банков в осуществлении расчетов и проведении других операций за пределами той страны, в которой банк функционировал первоначально [2].

При всех своих явных преимуществах цифровизация обладает рядом существенных недостатков, а также является причиной возникновения многочисленных рисков. Зачастую сюда относят социально-экономические риски, психологические риски, информационные риски. К информационным рискам относится в первую очередь опасность несанкционированного доступа, утери информации в случае технической неисправности и чрезвычайного происшествия, затронувшего сервера организации и нарушившего целостность хранилища баз данных. Цифровизация, позволяющая находить новые способы шифрования, защиты информации, является так же источником возникновения новых способов ее захвата. Точно так же, как создаются и внедряются новые и новые компьютерные вирусы, находятся новые пути и способы доступа к защищаемым данным.

К социально-экономическим рискам в первую очередь можно отнести риск возникновения безработицы. Автоматизация, роботизация ведет к неминуемому сокращению рабочих мест и отмиранию множества профессий. Это неизбежный процесс, и в данном случае организациями должна быть предусмотрена возможность своевременной переквалификации сотрудников, их переобучения на профессию, более соответствующую текущей стратегии развития предприятия. Стоит отметить, что такой подходит может значительно повлиять на рейтинг организации как работодателя на рынке труда.

Психологический риск связан с психологической зависимостью человека от технологий и угрозой деградации профессиональных навыков. Упор на технологию обработки может привести к снижению понимая сути проводимой операции, ее экономического содержания. И здесь существует тесная связь с риском безработицы. Тем сложнее человеку переквалифицироваться, чем уже его специализация в той или иной области. Цифровизация должна в итоге приводить не к вымиранию одних профессий и преобладанию других, а к их симбиотичному развитию. Формулирование сути и внедрение новых образовательных программ, развитие новой профессиональной философии многогранности получаемых навыков в будущем должны стать неотъемлемой частью развития и внедрения информатизации и цифровизации экономики и других сфер общественной деятельности. В данном ключе может возникнуть проблема формирования знаний поверхностных для каждой области. Чтобы избежать такого, требуется не простое совмещение двух и более ранее различавшихся программ в одном образовательном курсе, но четкое структурирование профилей и компетенций для развития знаний глубинных, что также затрагивает область педагогики высшего образования. Важно не образование по двум курсам в смежных областях, но специализация в едином симбиотичном курсе на стыке двух наук. Их также называют междисциплинарные специальности, и они набирают всё большую популярность с каждым годом.

Трендом будущего могут стать по большей части специальности, в которых к привычным добавлен префикс «ИТ» (IT): ИТ-аудитор, ИТ-юрист и так далее. «Идеальный» сотрудник должен быть готов работать на стыке профессий, что требует тщательной профессиональной подготовки, любительский уровень знаний в области информационных технологий перестает котироваться. Важное значение придается тайм-менеджменту, в связи с преобладанием удаленной работы отдельных специалистов. Данная дисциплина активно внедряется всё в большее количество образовательных курсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что недостаточность развиваемых компетенций не должна замедлять или вовсе приостанавливать процесс информатизации и цифровизации, а напротив необходимо «шагать в ногу» с ним и даже несколько опережать, предугадывая дальнейшее его развитие и вовремя внедрять необходимые для дальнейшей работы и постепенного совершенствования знаний.

Список литературы:

  1. Куликов Н.И. Банки уходят в сеть интернета [Электронный ресурс] / Н.И. Куликов, Ю.В. Кудрявцева // Финансы и кредит. – 2016. – № 29(2016)2-1. – с. 57-62. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/banki-uhodyat-v-set-interneta.
  2. Кудрявцева Ю.В. Инновационные финансовые технологии и операционные риски в сфере дистанционного банковского обслуживания [Электронный ресурс] / Ю.В. Кудрявцева // Финансы и кредит. – 2017. – № 10. – с. 647-662. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnye-finansovye-tehnologii-i-operatsionnye-riski-v-sfere-distantsionnogo-bankovskogo-obsluzhivaniya.