ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С БАНКРОТСТВОМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

24 октября 1:17

Основным нормативным правовым актом в Российской Федерации, регулирующим банкротство отдельных категорий должников – юридических лиц является Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно закону под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[1]

Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц – регулируется главой  10 данного акта. Закон регулирует процесс банкротства, сельскохозяйственных организаций, градообразующих предприятий, стратегических предприятий и организаций, финансовых и кредитных организаций, а также банкротство субъектов естественных монополий, застройщиков и участников клиринга.

Рассмотрим более подробно процедуру банкротства некоторых из вышеперечисленных лиц.

В частности, под градообразующими предприятиями понимаются те юридические лица, в которых численность работников, включая их семьи, составляет не менее 50% численности населения населенного пункта, в котором расположено данное юридическое лицо. При проведении процедуры банкротства должны учитываться все социальные последствия его ликвидации. Указанное обстоятельство порождает тот факт, что при процедуре банкротства градообразующего предприятия одним из лиц участвующих в деле о банкротстве является соответствующий орган местного самоуправления. Внешнее управление в отношении лица может быть введено при ходатайстве органа местного самоуправления, даже если собрание кредиторов градообразующего предприятия не принимало такого решения.

Отличительным признаком процедуры банкротства является тот факт, что для данного вида юридического лица предусмотрено продление срока финансового оздоровления или внешнего управления до одного года, в то время как для остальных юридических лиц продление срока внешнего управления возможно лишь на 6 месяцев, а продления срока финансового оздоровления не предусмотрено вовсе. В случае продажи предприятия градообразующей организации существенным условием договора купли-продажи является сохранение рабочих мест для не менее пятидесяти процентов работников данного предприятия.[2]

Рассматривая особенности банкротства субъектов естественных монополий, можно сделать вывод, что данное юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, а также исполнить требования по уплате обязательных платежей в случае, когда данное юридическое лицо не исполняет выше указанные обязательства в течении шести месяцев и сумма задолженности в совокупности составляет не менее одного миллиона рублей. Арбитражным управляющим по делу о банкротстве данного юридического лица, может признавать гражданин Российской Федерации, являющийся субъектом профессиональной деятельности и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.[3] В случае, если естественной монополией, до принятия арбитражным судом заявления о признании естественной монополии банкротом, было подано исковое заявление в суд, о признании актов органов исполнительной власти об утверждении тарифов на электрическую энергию, газ недействительными, то в данном случает вынесение определения о банкротстве такого юридического лица должно быть приостановлено до принятия решения по данному иску.

Для подобных лица предусмотрен более длительный срок внешнего управления, который составляет не более 18 месяцев и может быть продлен сроком до пяти лет.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает еще одну особенность банкротства естественных монополий, заключающейся в том, что внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.[4]

Таким образом, процедуры банкротства юридических лиц приобретают некоторые особенности в случае банкротства организаций, закрытый перечень которых указан в положениях Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности банкротства гражданина регулируется главой X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно этому закону, под банкротством гражданина понимаетсянеспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате налогов. С заявлением о банкротстве физического лица в суд могут обратиться само физическое лицо, конкурсный кредитор, либо уполномоченный на то орган государственной власти. Заявление может быть принято к рассмотрению, при соблюдении следующего основного условия: требования к гражданину составляют не менее, чем пятьсот тысяч рублей, и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев со дня, когда они должны быть исполнены.[5]

В соответствии с данным законом при осуществлении процедуры банкротства граждан применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Реструктуризацией долгов является процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника. В основе реструктуризации должен быть план, который утверждается собранием кредиторов, должником и судом, рассматривающим дело. Срок реализации плана не может превышать трех лет.

Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем 6 месяцев. При принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов.

В настоящее время изменились правовые последствия признания гражданина банкротом. А именно, гражданин, в отношении которого завершена процедура реализации имущества или прекращено дело о банкротстве:

— в течение трех лет с момента завершения в отношении него таких процедур или производства, он не вправе занимать должности в органах управления юридическими лицами, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено Законом о банкротстве;

— в течение десяти лет с момента завершения в отношении него таких процедур или производства, он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

Подводя итог, укажем, что процедуры и стадии банкротства, применяемые по отношению к физическому лицу, существенно разнятся с процедурами, вводимыми в отношении должников – юридических лиц, что и предопределяет значимость исследования данной области, в общем и целом.

 

 

 

[1] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. – 2002. – № 209 – 210.

[2] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. – 2002. – № 209 – 210.

[3] Аносов А.Р. Банкротство юридических лиц: назначение арбитражного управляющего // Юрист и право. – 2017. – № 1. – С. 20.

[4] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. – 2002. – № 209 – 210.

[5]Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. – 2002. – № 209 – 210.