ИНТЕЛЛЕКТ В ФИЛОГЕНЕЗЕ HOMO SAPIENS

26 мая 5:22

Одним из наиболее сложных, противоречивых и неоднозначных вопросов, решением которого занята современная когнитивная наука — появление и развитие необычного и не имеющего аналогов в живой природе явления — интеллекта у Homo Sapiens. Человек — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Современная наука относит Homo sapiens к животным (конкретно — к роду людей (Homo) семейства гоминид в отряде приматов класса млекопитающих) [3,112]. Несмотря на это, Homo sapiens не имеет аналогов и обладает многими уникальными и редкими среди прочих животных свойствами. Человек достигает поставленных целей с помощью сложных последовательностей, которые он «собирает» и комбинирует, приспосабливая под конкретную ситуацию. Он планирует свои поведенческие акты, используя как приобретённые в личном опыте, так и заимствованные у других людей когнитивные модели причинно-следственной структуры мира. Наличие языка и иных средств формализации данных позволяет людям накапливать усвоенные в течение жизни модели в пределах группы на протяжении нескольких поколений. Люди производят различные орудия — устройства (в т.ч. алгоритмы), используемые для воздействия на объект в целях достижения желаемого эффекта (изменение или измерение объекта) [4,156]. Произведенные инструменты имеют огромное значение в жизни людей. В течение долгого времени люди обмениваются услугами и товарами (в том числе таким специфическим и наиболее ликвидным товаром-посредником, как деньги) [1, 204]. Пищу люди перевозят на большие расстояния, перерабатывает в крупных масштабах, хранят, делят и готовят при помощи огня (огонь целенаправленно применяется людьми и для других нужд). В среде людей присутствует разделение труда между полами (характер разведения неодинаков в разных культурах и в разные эпохи). Люди (особенно мужского пола) образуют крупные структурированные коалиции, которые ведут войны друг с другом с целью навязывания своей воли оппоненту и передела различных ресурсов. Системы родства у людей сложны и варьируют в зависимости от других особенностей их образа жизни [2, 209]. Овуляция скрытая, поэтому совокупление может происходить в любое время, а не в строго определённый момент репродуктивного цикла особи. Отличает людей и то, что основная часть половых актов происходит с целью получения удовольствия, а не продолжения рода [5,25]. Некоторые из этих признаков присущи и отдельным видам человекообразных обезьян, но в значительно меньшей степени. С другой стороны, у людей есть черты, которые редки среди приматов, но есть у других животных. Люди ходят на двух ногах, живут дольше других обезьян и рожают беспомощных детенышей, длительное время незрелых в половом отношении и даже не способных к самостоятельной жизни. Охота играет важную роль в жизни людей (особенно на ранних стадиях развития цивилизации), а мясо до сих пор составляет значительную долю в питании. Мужчины вкладывают ресурсы в свое потомство: транспортируют детей, защищают их от животных и других людей, обеспечивают едой. Люди обитают практически во всех экологических зонах Земли. Не считая перестройки скелета, благодаря которой мы приобрели способность к прямохождению и точность манипулирования, особенными нас делает не тело, а поведение и ментальные программы, которые отвечают за его организацию. Именно когнитивные способности сделали человека «царем природы». Теоретики эволюции предложили самые различные теории появления таких выдающихся интеллектуальных функций, но даже в теориях, признающих, что давление отбора было в сторону самого интеллекта, причины колоссально недооцениваются по сравнению со следствиями. Есть мнение, что человеческое мышление в своем нынешнем виде сформировалось для решения узкоспециализированных проблем (вырезать инструменты из камня, раскалывать орехи и кости орудиями, убивать камнями и палками добычу, следить за детьми, поддерживать социальные связи в большой группе). Во многих теориях есть зерно истины, но им не хватает движущей силы качественного обратного проектирования. Естественный отбор в пользу успешного решения отдельной задачи порождает существо, хорошо разбирающееся лишь в одной области — вроде владеющих навигационным счислением муравьёв и наблюдающих за звездами птиц. Нам же необходимо знать, на что годятся более общие виды интеллекта, которыми владеет наш вид. А для этого нужно точное описание возможностей мозга. Такое описание может быть основано на изучении мышления современного человека — когнитивистике. А поскольку отбор основывается на судьбе всего индивида, недостаточно описать эволюцию мозга отдельно от всего организма. Подходящая теория должна учесть все аспекты образа жизни человека — все возрастные периоды, оба пола, анатомию, питание, среду обитания, социальную жизнь. Иными словами, она должна охарактеризовать экологическую нишу, занимаемую людьми. Единственная теория, по-видимому, справившаяся с этой задачей, принадлежит Джону Туби и антропологу Ирвену Девору. Они отметили, что виды эволюционируют за счет друг друга. [6,59]. Мы мечтаем о бесконечном запасе и разнообразии ресурсов, но реальные экосистемы совсем не такие. За исключением фруктов (которые «обманом заставляют» голодных животных распространять их семена), практически любая пища это часть тела какого-либо другого организма, который предпочел бы оставить ее себе. Каждый организм формирует механизмы защиты от угрозы быть съеденным, а его потенциальные поедатели формируют оружие против этих механизмов защиты, тем самым заставляя потенциальную еду формировать еще более совершенные средства защиты, и так далее — происходит эволюционная гонка вооружений. И оружие нападения и механизмы защиты зафиксированы в генетическом коде и относительно неизменны в течение всего времени жизни особи и потому меняются медленно. Баланс между съедающим и съедаемым достигается только в процессе эволюции. Люди анализируют мир, используя интуитивные теории об объектах, силах, траекториях, местах, состояниях, веществах, а также в случае с другими людьми и животными — об их желаниях и убеждениях. Люди составляют планы, мысленно разыгрывая комбинаторные взаимодействия между этими законами. Способность к абстрактному мышлению реализуется уже в группах охотников-собирателей. Все известные нам человеческие культуры имеют слова, обозначающие элементы пространства, времени, движения, скорости, умственного состояния, инструментов, флоры, фауны, погоды и даже логических связей (не, и, то же, противоположность, часть — целое, общее — частное). Они соединяют слова в грамматически организованные предложения и используют лежащие в их основе суждения, чтобы рассуждать о невидимых глазу явлениях (например, об отсутствующих животных). Ментальные карты включают в себя расположение тысяч имеющих значение мест, а ментальные календари представляют встроенные друг в друга циклы погоды, миграций животных, развития растений. Все племена охотников-собирателей умеют изготавливать инструменты (и зачастую очень хитроумно), они используют огонь, лекарства, строят жилища. Изобретательность приводит к способности разгадывать «шифры» других живых существ (знание повадок животных, умение найти подземные органы растений, избегать ядовитых организмов). Охотники устраивают засаду на быстрых животных и загоняют совместными усилиями, выматывают и окружают больших животных. Люди имеют большое преимущество: они побеждают уже в этой жизни существ, которые смогут построить против них защиту только в последующих жизнях. Многие виды не могут достаточно быстро сформировать средства защиты от людей — иногда это не удается им даже за время эволюции. Именно поэтому, в какую бы экосистему не вступили люди, количество видов в ней начинает уменьшаться. Таким образом, появление интеллекта позволило людям более быстро и успешно приспособиться к окружающей среде и стать доминирующим видом на планете Земля.

Литература:

  1. Евгеньева А.П. (главный редактор). Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. 1957-1984.
    2. Стивен Пинкер. Как работает мозг. М.: Кучково поле, 2017.
    3. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2002.
    4. Прохоров А.М. (главный редактор). Большая советская энциклопедия, 3-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
    5. Jared Diamond. Why is sex fun? The evolution of human sexuality. 1997.
    6 . Tooby J., DeVore I. The reconstruction of hominid behavioral evolution through strategic modeling. 1987.