Формирование правосознания у студентов Северо-Восточного университета

19 августа 8:26

В нынешнем обществе имеется большое число общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное, общественно-политическое и др., но кроме того один с ключевых конфигураций современного социального сознания — правосознание.

Правовое сознание — это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями [1, с.65]

 

Формирование правосознания у студентов должно осуществляться в образовательном процессе ВУЗа. Также особое значение в Формировании правосознания имеет учебно-воспитательная деятельность, так как правовое сознание не существует отдельно. Следовательно, проблема развития законного сознания студентов вуза считается важным, то что в частности объединено с активными преобразованиями в абсолютно всех областях существования российского общества, требуется обучение интенсивной персоны со значительной правовой культуры.

По мнению Е. И. Курлаевой, Е. А. Певцовой, В. М. Сапогова к основным структурным компонентам (блокам) сферы направленности правового сознания относятся: 1) логико-нормативный; 2) эмоционально-образный; 3) принципиально-волевой [2, с. 23; 4, с. 13, 27; 8, с. 45–46].

Принято выделять ежедневный, высокопрофессиональный также абстрактный уровень правосознания. Повседневный уровень правосознания ограничена обыденными рамками в случае соприкосновения людей с законными поступками. Профессиональный степень – определяет лиц, занятых правовой деятельностью. В теоретической степени законный уровень культуры подразумевает собой академические постижения об законных явлениях, также о механизме законного регулировки.

Подобного рода степень сумеет посодействовать получить дальнейшие умения и навыки:

— обращаться к праву равно, как к общественной действительности, выработанной человеческой культурой и заполненной мыслями гуманизма, блага и справедливости;

— легко ориентироваться в регулярно изменяющихся жизненных моментах, отталкиваясь от общественного значения права и непосредственно выбранного поведения;

— исследовать проблематичные ситуации, замечать, оценивать противоречия и решать их, получая нестандартные решения;

—  правильно формулировать конечный итог;

— осуществлять решения, осуществлять другие юридические воздействия в четком согласовании с законодательством;

—  понимать законы и прочие нормативные правовые акты и грамотно использовать их в профессиональной работе[3,с.23].

Мы решили узнать, какой уровень правосознания у студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Для этого мы провели мини опрос, состоящий из семи вопросов, приняли участие тридцать пять респондентов, мы не учитывали гендерную и возрастную особенность.

Вопросы опроса.

  1. Что такое правосознание?

На этот вопрос конкретный и правильный ответ дали 80% (28), неправильно ответили 14,28% (5), и затруднились ответить 5,7%  (2) опрошенных.

  1. Является ли Россия Правовым государством?

Ответили да 71,4% (25), нет 8,6% (3), затруднились ответить 20% (7).

  1. Как думаете, ваши права достаточно защищены?

         Уверены в защите государством их права 71,4%, остальные 17,1% (6) не уверены в этом и 11,5% (4) затрудняются ответить.

  1. Какие права и свободы вы считаете наименее защищенными?

Культурные права 2,8% (1), право на образование 5,7%  (2), права ветеранов 5,7%  (2), права меньшинств 5,7%  (2), права на жилище 5,7%  (2), все права 5,7%  (2), личные права 8,6% (3), права иностранных граждан 8,6% (3), не ответили 51,4% (18).

  1. С какого момента человек приобретает правоспособность?

При рождении 74,3% (26), по достижении 14 лет 11,4% (4), по достижении 16 лет 5,7% (2), по достижении 18 лет 8,6% (3).

  1. Как вы относитесь к нарушениям конституционных прав со стороны государства?

Негативно 60% (21), безразлично25,7% (9), нейтрально 14,3% (5).

  1. Оцените свой уровень правосознания?

Ответили, что у них высокий уровень 71,4% (25), средний 17,1% (6), низкий 8,6% (3), затруднились ответить 2,9% (1).

Таким образом, суть правосознания подразумевает всю концепцию, что неразделимо сопряжена с правовой культурой и правовым воспитанием. Следует отметить, что в ходе нами был выявлен низкий уровень правосознания среди студентов, что было подтверждено результатами опроса. На основании ответов студентов  можно утверждать, что в настоящий момент необходимо повышать уровень правовой культуры молодежи, реформировать процесс правового воспитания, при этом, на наш взгляд, упор должен быть сделан на развитие образовательной программы и введения занятий, связанных с правовым воспитанием, в ВУЗы, независимо от их направленности и специализации. Немаловажно задействовать в правовом воспитании молодежи и институт семьи, который может сыграть решающую роль в повышении правосознания молодежи. Для этого нужно бороться с правовым нигилизмом и деформированным правосознанием не только среди молодежи, но и в обществе в целом, ведь именно от него зависит, какой будет наша страна в будущем.

 

Список литературы

1.Васильев В. Л. Юридическая психология. — СПб: Питер, 2002. — 65 с.

2.Курлаева, Е. И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е. И. Курлаева. — М., 2005. — 30 с.

3.Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: Наука, 1988. – С. 23