ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ «SAFECON» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

20 мая 6:53

Строительство – одна из ведущих отраслей экономики как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области. Значимость отрасли в экономике Северной столицы приводит к тому, что именно на нее приходится значительная доля несчастных случаев, происходящих на городских производствах. В Санкт-Петербурге за 2018 год произошло 210 производственных несчастных случаев, 40 из них – со смертельным исходом [1].

Главными причинами возникновения несчастных случаев в строительной отрасли Санкт-Петербурга являются:

  • Недостатки в организации рабочих мест;
  • Неудовлетворительная организация работ;
  • Нарушение работниками трудового распорядка;
  • Необученность охране труда;
  • Неприменение средств индивидуальной защиты;
  • Эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования;
  • Отсутствие оградительных устройств.

Исходя из проведенного анализа несчастных случаев, начиная с 2016 года, стоит отметить, что наблюдается тенденция уменьшения тяжелых и смертельных несчастных случаев на строительных площадках Санкт-Петербурга [2].

http://meridian-journal.ru/uploads/2364-1.PNG

Рис. 1. Несчастные случаи в строительной отрасли Санкт-Петербурга.

Однако, несмотря на это, данная проблема является одной из самых острых, а строительная отрасль остается наиболее травмоопасной.

Многие организационные причины несчастных случаев на производстве можно устранить путем правильного подбора кадров, постоянным обучением персонала, инструктированием и воспитанием, которые будут стимулировать безопасное поведение работников. Так как полностью устранить опасности с помощью технических и организационных мероприятий не удается, то безопасность работника зачастую определятся только его поведением [3].

По данным НОСТРОЙ можно отметить, что ведется активная разработка стандартов, осуществляется мониторинг строительных объектов, а также совершенствуются образовательные программы в области соблюдения охраны труда [4].

Одним из образовательных проектов является целый комплекс специальной среды обучения SAFECON (“Safe, Skilled and Productive Construction Sites”/“Безопасность, высокий профессионализм и эффективность на строительных площадках”) № KS1134, который выполняется с 1.11.2018г. до 31.11.2021 г. по программе развития приграничного международного сотрудничества Северо-Западного региона РФ и Юго-Восточной Финляндии — “СВС 2014-2020 SOUTH-EAST FINLAND-RUSSIA”. Участниками проекта являются со стороны Финляндии: Сайменский университет прикладных наук, Университет прикладных наук ХАМК; со стороны России: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина и Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет [5].

Проект «SAFECON» направлен на развитие системы обеспечения безопасности труда в строительной отрасли, для увеличения производительности труда и минимизации травматизма. Главной целью проекта является повышение компетентности в области безопасности труда в строительной отрасли, что приведет к повышению продуктивности отрасли, снижению социальных издержек и человеческих жертв.

 Данный проект направлен на создание постоянной, широко используемой учебной среды и новых интерактивных моделей обучения по вопросам безопасности труда для различных целевых групп.

Основной целевой группой являются рабочие, непосредственно на строительной площадке, особенно те, кто входит в группы риска, молодые и пожилые рабочие, а также рабочие, которые по происхождению принадлежат к другой культуре.

В состав парка безопасности входят модули интерактивного обучения, включающие инсталляции опасных ситуаций при неправильных действиях работников на рабочих местах и тех же событиях при соблюдении мер безопасности.

На полигоне представлено 9 модулей интерактивного обучения:
1. МИО «Отделочные работы»;

  1. МИО «Сварочные работы»;
  2. МИО «Электротехнические работы»;
  3. МИО «Столярные работы»;
  4. МИО «Работы с сосудами и трубопроводами высокого давления»;
  5. МИО «Бетонные работы с применением бетононасоса»;
  6. МИО «Работы на высоте с использованием подъемника»;
  7. МИО «Производство работ с грузоподъемным краном»;
  8. МИО «Производство земляных работ одноковшовым экскаватором».

         Таким образом, основная идея реализуемого проекта «SAFECON» – создать интерактивную среду обучения, наглядно демонстрирующую последствие неправильного поведения на рабочем месте, с привитием работнику чувства опасности. Обучение будет осуществляться по специальным методикам, что позволит добиться создания безопасной поведенческой модели работников. Результаты выполнения данного проекта окажут большое влияние на рост производительности труда и, как следствие, позволят достичь более высоких показателей государственной программы жилищного и промышленного строительства. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о возможности снижения травматизма и гибели работников строительной отрасли на основе внедрения безопасной поведенческой модели в процессе обучения и подготовки персонала при выполнении ими строительных работ [6].

 

Литература

  1. Официальный сайт комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rspb.ru/ (дата обращения 29.12.2019).
  2. Официальный сайт Государственной инспекции труда в г. Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://git78.rostrud.ru/ (дата обращения 29.12.2019).
  3. СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда».
  4. Официальный сайт Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nostroy.ru/ (дата обращения 29.12.2019).
  5. Официальный сайт проекта «SAFECON» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://safecon.fi/ru/elementor-1179/ (дата обращения 29.12.2019).
  6. Юдина Ю. В. Актуальность и необходимость разработки новой программы обучения специалистов отделочных работ с использованием интерактивной среды «SAFECON». // 2018 2-3 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38546905 (дата обращения: 29.12.2019).