ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

24 мая 9:34

Согласно Стратегии экологической безопасности РФ состояние окружающей среды на территории, где сосредоточены большая часть населения страны, оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам [3]. В последнее время проблемы обеспечения экологической безопасности РФ приобретает все большую актуальность. Несмотря на принимаемые меры, направленные на снижение уровней воздействия вредных и опасных факторов на окружающую среду, а также по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах, угрозы экологической безопасности продолжают сохраняться.

Вследствие повышенного негативного влияния на экологию планеты зачастую в центре внимания общественности оказываются предприятия нефтегазового комплекса. Особую опасность представляют разливы нефти и нефтепродуктов, которые приводят к значительному и длительному негативному воздействию на окружающую среду. Т. А. Бочкова и С. А. Мамий в статье «Проблемы экологической безопасности России» отмечают следующие экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием в нефтегазопромысловых районах Западной Сибири: загрязнение почв, нарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов, нарушение режима особо охраняемых территорий [1].

Достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности. Одним из основных механизмов реализации государственной политики, в т.ч. в нефтегазовом комплексе, является повышение эффективности производственного экологического контроля (далее – ПЭК) [3].

В целях получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в районе расположения предприятия и оказываемом воздействии на окружающую среду разрабатывается Программа производственного экологического контроля за состоянием компонентов окружающей среды. Общие требования к разработке Программы ПЭК регламентируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (изм. от 21.07.2014 №219-ФЗ) и  ГОСТом Р 56061-2014 от 01.01.2015.

Кроме того, в организациях разрабатываются локальные нормативные документы, в которых учитываются особенности сферы деятельности конкретной организации. Так, например, в ПАО «НК «Роснефть» разработан и действует Стандарт компании «Интегрированная система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды» № П3-05 С-0009; Стандарт компании «Управление отходами» № П3-05 С-0009 и т.д. Указанные Стандарты соответствуют международным системам менеджмента промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18001) и управления охраной окружающей среды (ISO 14001), а также Политике Компании в области промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды № П3-05 П-11.

В общем виде Программа ПЭК включает следующие основные разделы:

  • Контроль загрязнения атмосферного воздуха;
  • Контроль уровня загрязнения поверхностных и подземных вод;
  • Контроль загрязнения почвы;
  • Контроль в области обращения с отходами.

Особенности разработки Программы ПЭК для нефтегазодобывающих управлений определяются спецификой их деятельности, заключающейся в добыче и транспортировке «сырой» нефти и газа, нерешенной проблемой утилизации попутного газа, а также повышенным риском аварийного разлива нефтепродуктов.

В зоне деятельности нефтегазодобывающих управлений (далее – НГДУ) широко применяются системы контроля за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, недр, почвы и биологических ресурсов. Также проводится контроль в области обращения с отходами и рекультивации нарушенных земель. В случаях аварийных разливов нефтепродуктов дополнительно проводится производственный экологический контроль в ходе операции по локализации разлива нефти (ЛРН) и после ее завершения. В ходе операции по ЛРН проводится установление местоположения пятна, проведение газовой разведки, контроль в области обращения с отходами и гидрометеорологический мониторинг. После окончания операции по ЛРН в ходе восстановительных мероприятий выполняется мониторинг следующих компонентов, включенных в программу ПЭК: текущее состояние и эффективность работы сил и средств; прогноз гидрометеорологических условий; атмосферный воздух; поверхностные и подземные воды; почвы; флора и фауна; акустическое воздействие; обращение с опасными отходами.

Контроль за изменением физико-химических свойств пресных вод начинается с гидрогеологического изучения источников. Как было отмечено, изучению подлежат поверхностные и глубинные источники в районе деятельности НГДУ.

Как правило, для данной территории строится поверхностная карта водостоков, совмещенная с коммуникациями по транспорту нефти, газа и воды, на которой определяются контрольные пункты наблюдения. Особое внимание уделяется трубопроводам для перекачивания сточных вод. На карте определяют границы распространения водостока, источники питьевых вод (родники, колодцы, пруды и т.д.) и населенные пункты. Отбор проб и их анализ на токсичность проводится по существующим методикам отбора и исследования вод. В пробах воды определяется общая жесткость воды, рН, наличие ПАВ, содержание ионов К+, Са2+, Мg2+, С1, (НСО3), (SO4)2-. По результатам анализов строятся графики изменения физико-химических свойств пресных вод. Наиболее распространенной методикой определения начала загрязнения вод является сопоставление изменения хлор-иона, ПДК которого для питьевых источников составляет 350 мг/л [2].

Контроль за качеством подземных вод включает гидрогеологическое изучение разреза до источников пресных вод и определение границ их распространения. Также, как для поверхностных вод, строится карта распространения подземных вод, на которой отмечаются места контрольных наблюдательных скважин. В случае их отсутствия бурят наблюдательные скважины глубиной 30…100 м, из которых производится отбор проб на исследования. Частоту отбора проб устанавливает геологическая служба НГДУ. В пробах определяют те же физико-химические характеристики, что и для поверхностных вод. Место источника загрязнения, интенсивность и объемы загрязнения определяются путем сопоставляя графиков изменения отдельных характеристик вод. По результатам проведенного анализа источника загрязнения планируют и проводят организационно-технические мероприятия по ликвидации источников загрязнения.

Проблема загрязнения почв актуальна для всех нефтедобывающих предприятий России, но в первую очередь в рекультивации нуждаются территории месторождений, разработка которых началась еще в середине ХХ века. Контроль за состоянием почвы проводится как визуально, т.е. путем осмотра, так и лабораторными методами. По результатам взуального исследования отмечают изменение внешних характеристик почвы: цвета, плотности, наличия растительности. Лабораторный анализ состоит из отбора проб почвы, ее измельчения, отмыва в пресной (предварительно исследованной) воде. Затем почву тщательно размешивают в воде, отстаивают и проводят химический анализ этой воды. Помимо химического анализа, в случае необходимости проводят биологический анализ, например, методом сравнительной фитотоксичности химических реагентов.

Загрязнение воздушного бассейна вызвано выделением СО2, Н2S, SO2, NOx, летучих углеводородов и других химических соединений в местах подготовки нефти, сжигания попутного газа или шлама в факелах. Отобранные пробы воздуха, как правило, исследуются методом хроматографического анализа. Могут применяться и экспресс-методы, в основе которых лежит использование индикаторных материалов. Помимо воздушного бассейна выделяемые в атмосферу загрязняющие вещества могут загрязнять почвы и водоемы, иногда находящиеся на значительном расстоянии от зоны деятельности нефтегазодобывающих предприятий. Оксиды азота, серы и углерода могут образовывать кислоты, которые конденсируются в атмосфере, перемещаются с воздушными потоками на сотни километров и затем выпадают в виде «кислотных» дождей, загрязняя большие по площади территории и причиняя значительный вред окружающей среде. Поэтому для своевременного осуществления организационно-технических мероприятий по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, а также водоемов и поверхности почвы, необходимо вести наблюдения за погодными условиями, учитывать направление и силу ветра и выпадение осадков [2].

Таким образом, осуществление производственного экологического контроля согласно Программе ПЭК, разработанной предприятием в соответствии с его видом деятельности и другими особенностями, обеспечивает получение полной и достоверной информации о состоянии источников загрязнения и их воздействии на окружающую среду. Это необходимо для принятия оперативных решений по снижению и/или ликвидации негативных воздействий на окружающую среду и позволяет выявить факторы воздействия и источники загрязнений, выбрать приоритетные направления деятельности и обосновать варианты производственно-экологической стратегии в конкретной ситуации.

Литература:

  1. Бочкова Т. А., Мамий С. А. Проблемы экологической безопасности России // Научный журнал КубГАУ. 2017. №125. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekologicheskoy-bezopasnosti-rossii-1. (дата обращения: 18.12.2021).
  2. Полозов М.Б. Экология нефтегазодобывающего комплекса : Учебно-методическое пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 174 с.
  3. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200111617. (дата обращения 19.12.2021).

 

  1. Bochkova T. A., Mamij S. A. Problemy jekologicheskoj bezopasnosti Rossii // Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2017. №125. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekologicheskoy-bezopasnosti-rossii-1. (data obrashhenija: 18.12.2021).
  2. Polozov M.B. Jekologija neftegazodobyvajushhego kompleksa : Uchebno-metodicheskoe posobie. – Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskij universitet», 2012. – 174 s.
  3. Strategija jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. [Jelektronnyj resurs] Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200111617. (data obrashhenija 19.12.2021).