Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения всегда была высока. Независимо от характеристик того или иного периода всегда важными оставались вопросы, связанные с системой ориентиров воспитания, проблемой формирования определенной модели личности. «Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из вечных проблем в истории человечества … особую актуальность и общественную значимость приобретают вопросы воспитания и обучения будущих поколений» [1, С. 59].
Народная хореография имеет большое влияние на всестороннее развитие гармонически развитой личности. От младшего школьного возраста, а также в дошкольный период ребенок должен привлекаться к различным видам искусства, особенно хореографического, которое имеет мощный потенциал для полного раскрытия личности. В народных танцах отражены трудовые взаимоотношения среди людей, семейнобытовые отношения, нашли свое проявление патриотические чувства народа. Исследователь И. Дружинин, говоря о прекрасном, отмечал: «Тот, кто имеет в руках цветы, ничего плохого совершить не может…» Ученый этими словами хотел указать на важность добрых дел в жизни человека, раскрыть красоту привлечения личности к миру искусства [1]. Ребенок, который занимается танцами, особенно народными, вырастает чувствительным к прекрасному, понимает преимущество добра над злом.
Каждый народный танец, источником которого является народное творчество, прошел сложный путь развития и приобрел чрезвычайно богатую палитру средств выразительности. Одним из важных элементов в процессе изучение детьми народного танца является целенаправленное, систематическое, планомерное управление балетмейстером детским хореографическим коллективом. Обновление всех сфер деятельности общества порождает потребность в переоценке мировоззренческих ориентаций, поиска новых форм и методов учебно-воспитательной работы с детьми. В определенной степени наблюдается повышенное внимание к проблеме формирования личности, развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Особая роль в этом процессе принадлежит народной хореографии, которая должна способствовать у подрастающего поколения развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного и т.п. Это обуславливает актуальность нашего исследования. Изучение народного танца в детских хореографических коллективах является весьма важным аспектом целостного развития танцевального искусства.
Анализируя основные источники и литературу, следует отметить, что изучением вопросов формирования детского хореографического коллектива, личности руководителей танцевальных кружков, истории развития современного хореографического искусства, педагогических поисков в области хореографического образования занимались такие ученые: Л. Роговик, Н. Гурец, Н. Кирилюк, А. Реброва, А. Мартыненко, Ю. Гончаренко, А. Жиров, Л. Андрощук, Т. Сердюк, Т. Луговенко, П. Фриз и др.
Анализ, систематизация и обобщения современной научно-педагогической и культурно-художественной литературы свидетельствует, что в педагогике отсутствует комплексное исследование особенностей педагогического потенциала народного хореографического искусства как средства целостного развития детей младшего школьного возраста.
Целью нашей статьи является анализ психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста, характеристика влияния народного танцевального искусства на развитие их психомоторных способностей и исследование основных тенденций творческого развития личности.
Научная новизна статьи заключается в том, что в ней определяются особенности педагогического потенциала народного хореографического искусства как средства целостного развития детей младшего школьного возраста в современных условиях.
Известный якутский хореограф А. Афанасьев подчеркивал, что хореографы должны, взяв народное зерно, распространять и развивать народный танец, создавать на его базе новую, советскую хореографическую классику и в таком усовершенствованном виде возвращать его народу. «Можно с уверенностью сказать, — говорил он, — что отдельные танцы, переходя из одной местности в другую, обогащаются новыми вариантами и манерой исполнения без какого-либо вмешательства чужих, несвойственных им элементов акробатики, трюкачества, чечетки и тому подобное. Даже когда возьмем танцы лишь нескольких областей, то увидим много характерных особенностей и стилевых различий. В процессе развития того или иного танца, исполнители иногда засоряют его подлинную народную основу различными несвойственными ей элементами. Уметь определить эту основу, очистить танец от разных примесей — одна из важнейших задач руководителей танцевальных кружков» [2].
На наш взгляд, стоит согласиться с мнением А. Афанасьева. Только сделав указанное, можно по-настоящему создавать что-то новое, в контексте развития народного танца. Народный танец требует от руководителя глубокого понимания, внимательного, уважительного отношения к каждой его фигуре, к чистоте рисунка, а также упорного труда, направленного на решение проблемы дальнейшего развития и обогащения. Осуществить такие серьезные задачи, по мнению Г. Березовой, может тот хореограф, который систематически работает над повышением своего общекультурного уровня, сочетает в себе черты постановщика и педагога, умеет метко выбирать народный танец, развивать его технически, усложнять, чтобы он лучше воспринимался и был оценен требовательным зрителем [2].
Для того, чтобы лучше понять влияние народной хореографии на личность, сделаем небольшую психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста. Этот возрастной период называют вершиной детства. Школьники уже проявляют детскую непосредственность в поведении, у них постепенно появляется другая логика мышления. Обучение в этот период является важнейшей деятельностью. В школе ребенок начальных классов приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни [3-5]. Психолог Л. Божович отмечала: «Ребенок 7-8 лет находится словно на рубеже двух возрастных категорий: он еще в плену детских игр и вместе с этим входит в школьную жизнь, что накладывает на него новые обязанности…» [3].
Танец очень необходим детям для нормального развития организма, четкого руководства движениями, он является средством оздоровления, укрепления школьников. В сочетании с музыкой танец развивает психомоторные способности детей: чувство ритма, такта, времени. Дети, у которых развиты разнообразные мышечные движения, становятся ловкими, выносливыми, настойчивыми. Они более способны к гармоничному развитию. Благодаря поиску вариантов движения танца, способов его выполнения совершенствуются мышление, память, воображение, воля. В ходе воспроизведения движения, через активизацию психомоторных процессов идет построение образа и отражение его в сознании ребенка.
Движение поддерживает ритм, пространственно-временную структуру, рисунок танца. В танце, как и в игре, эти параметры постоянно меняются, от чего ребенок получает удовольствие, наслаждение, возбуждение, проявляет свою индивидуальность. Ребенок младшего школьного возраста — деятельная личность. Психомоторика ребенка — личная ценность, которая является психологическим эквивалентом сознания. Благодаря развитию психомоторных способностей, через динамику танца, происходит созидание красоты в гармонии. Эта красота выражается в поведении ребенка, в его способе общения. Обучая ребенка танцевать, руководитель должен развивать его психомоторные способности, опираясь на чувственно-эмоциональную сторону деятельности, ее душевное состояние [4].
Движение танца базируется на слуховом восприятии музыкального ритма, вбирая его в себя, ребенок приводит в деятельное состояние все стороны своего существа. От него ожидается не только восприятие, а и особая сообразительность, которая становится основой развития глубокого мышления. В танце ярко проявляют себя разнообразные механизмы психической регуляции:
— восприятие и оценка заданного ритма и темпа;
— дозирование мышечных усилий;
— умение интуитивно воспринимать расстояние, пространство, время;
— выделение деталей движений;
— развитие зрительной памяти;
— внимательность;
— умение выбирать рациональный способ движения, согласно созданного образа;
— ловкость движений рук, ног, туловища;
— ощущение равновесия;
— владение мимикой и жестами [4].
Ритм — это естественное движение жизни. Сердцебиение, дыхание, работа внутренних органов, как правило, проходят ритмично. Ритмичные движения плавно переходят один в другой. Они происходят не за счет воли, интеллекта, а всегда естественно. Ритмичность помогает нервной релаксации. Напевая или наигрывая мелодию, хореографы рекомендуют делать некоторые подготовительные танцевальные движения, которые помогают ребенку привыкнуть к ритму. При этом следует внимательно наблюдать за детьми, когда начинает играть музыка [4].
Прежде чем ребенок начнет танцевать, педагог должен научить его правильно ходить. Некрасивая походка бывает по таким причинам:
— напряжение в коленях;
— недостаточная мышечная сила;
— плохая координация рук и ног;
— неправильная постановка стоп ног;
— плохое равновесие;
— согнутая спина [4].
В процессе исследования для нас встает довольно интересный вопрос особенностей творческого развития личности. Якутский хореограф Афанасий Афанасьев подробно характеризует педагогические условия развития творческой активности младших школьников в процессе кружковой работы. По ее мнению, в этом возрасте у детей происходит изменение всего уклада жизни. Ведущей деятельностью становится учение, которое постепенно вытесняет игру дошкольника, хотя она продолжает занимать значительное место в жизни ребенка, не теряет для него привлекательности. Учебно-познавательная деятельность поднимает ученика на новую ступень развития личности: развивает мышление, умение самостоятельно добывать знания и развивать творческие способности. Ребенок учится управлять своим вниманием, развивает волю, память, воображение. На этом общем «психологическом фоне» происходит развитие творческой активности учащихся младшего школьного возраста [5].
А. Афанасьев, отмечает, что творческая активность у младших школьников не существует как нечто статичное, она постоянно меняется с развитием ребенка. В этот период особенно интенсивно формируются практические умения и навыки, которые ребенок приобретает во время учебной или внеурочной деятельности. Младшие школьники стремятся к тому, чтобы их работу заметили, оценили, похвалили. Они хотят подражать старшим, быть послушными, выполнять задания, не отклоняясь от образца. Особенностью психики детей этого возраста является то, что они в силу своей импульсивности часто капризничают, вступают в конфликты с окружающими, быстро устают, много переживают. Этот фактор отражается на проявлении ими творческой активности в различных видах деятельности, в частности, танцевальной [5].
Таким образом, в процессе изучения народной хореографии руководитель должен относиться к младшим школьникам по-особому, бережно и нежно, учитывая все их психологические особенности. Конечно, эти ученики нуждаются в поддержке и поощрении со стороны родителей, учителей и людей, которые их окружают. Народное хореографическое искусство всегда имело мощный педагогический потенциал, и было средством целостного развития младшего школьника. Поэтому чрезвычайно необходимо с раннего возраста привлекать детей к изучению основ народной хореографии, формировать у них интерес к культуре и быту родного народа, развивать физические и творческие способности.
Литература
- Булатова Н.Д. Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю.А. Стрельцова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. – 2014. – № 4 (15). – С. 58–63.
- Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / [общая ред. и послесл. М. Левина]. – Москва: Искусство, 1964. – 368 с.
- Ерошенко Т.И. Перспективы взаимодействия социологии и образования // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. – 2014. – № 4 (15). – С. 21–24.
- Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка : метод. пособие / Н.И. Заикин // Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. – М. : Петит, 1991. – 134 с.
- Калыгина А.А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения // Вестник МГУКИ. – 2016. – №2 (70). – С. 178-179.