К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

2 января 1:48

В современном мире развитие института административно-правового регулирования кадровой политики субъектов Российской Федерации необходимо для эффективной деятельности экономической и социальной сфер, сферы государственного и муниципального управления.

Кадровая политика считается важнейшей составляющей государственной политики, так как кадровые процедуры охватывают все сферы жизнедеятельности организации и общества в целом.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование и реализация научно обоснованной, социально направленной государственной кадровой политики оказалась важным условием развития российского общества, существенной предпосылкой укрепления государства и функционирующих в нем государственных органов.

Концепция кадровой политики в Ставропольском крае на 2019 — 2021 годы ориентирована на создание в Ставропольском крае единой системы формирования и эффективного применения трудовых ресурсов, совершенствование конкурентоспособного кадрового потенциала разных сфер экономической деятельности в Ставропольском крае, направленного на рациональное решение злободневных экономических, политических и социальных задач [1].

В качестве цели кадровой политики выступает создание благоприятных условий для выработки механизмов, ориентированных на обеспечение экономики и социальной сферы Ставропольского края востребованными квалифицированными специалистами.

Анализ состояния рынка труда края в соотношении с экономической обстановкой, степенью инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, состоянием сферы профессионального образования показывает то, что Ставропольский край отличается значительным трудовым потенциалом.

Так, в 2018 году численность трудовых ресурсов в Ставропольском крае сократилась по сравнению с 2017 годом на 0,7 процента и составила 1646,9 тыс. человек [3].

На процесс формирования численности кадровых ресурсов воздействует вырабатывающаяся в Ставропольском крае демографическая ситуация. Численность населения края в 2018 году понизилась по сравнению с 2017 годом на 5,4 тыс. человек (0,1 %) и стала 2795,2 тыс. человек.

Стабилизированное состояние экономики Ставропольского края за 2018 год способствовало повышению уровня жизни населения края, уменьшению количества безработных и обеспечению наиболее эффективного применения кадрового потенциала в Ставропольском крае.

В течение 2018 года в учреждения занятости населения за помощью в поиске соответствующей работы обратилось 39,0 тыс. человек, из них трудоустроено 25,4 тыс. человек, или 65,2 %.

По состоянию на 31 декабря 2018 года уровень фиксируемой безработицы в Ставропольском крае составил 0,7 % (в 2017 году — 0,9 %).

На 01 января 2019 года соотношение количества незанятых трудовым процессом граждан на одну заявленную работодателями Ставропольского края вакансию снизилось до 0,4 человека (на 01 января 2018 года — 0,5 человека на одно вакантное место) [2].

В Ставропольском крае для обеспечения равновесия спроса и предложения на рынке труда разработали прогноз потребности в трудовых ресурсах экономики края.

Анализ проведенного исследования показал, что прогноз потребности в кадрах в 2018 — 2024 годах составляет от 103,3 до 120,6 тыс. человек каждый год.

Прогноз потребности в кадрах в 2018 — 2024 годах представляет уменьшение потребности в кадровых ресурсах в финансовой сфере на 36,9 %, в образовании — на 30,9 %, в обрабатывающих производствах — на 21,0 %, в сельском хозяйстве — на 16,4 %.

В таких секторах экономики, как оптовая и розничная торговля, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, работодатели края, наоборот, сообщают о повышении необходимости в кадрах от 6,7 до 13,4 процента.

Прогноз потребности в кадрах в 2018 — 2024 годах подтвердил, что максимальным спросом у работодателей Ставропольского края, как и прежде, пользуются профессии квалифицированных кадров. В 2018 — 2024 годах в общей прогнозируемой потребности в кадровых ресурсах рабочие профессии составят 62,4 %, а удельный вес профессий квалифицированных рабочих доходит до уровня 65,3 %.

Основными сферами, для которых проводится подготовка в Ставропольском крае трудовых ресурсов и специалистов среднего звена, считаются: строительство, образование, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания, связь.

Каждый год в образовательных организациях края выпускается около 9,0 тыс. специалистов, из которых более половины (53,0 %) находят работу по специальности.

Важнейшей проблемой на рынке труда края считается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по квалификационной и территориальной структуре. К тому же, выявляется дефицит, как неквалифицированных кадров, так и специалистов высокого и среднего уровня квалификации. Не хватает неквалифицированных кадров, занятых на строительно-монтажных и дорожных работах, в здравоохранении, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве (подсобных рабочих, дорожных рабочих, грузчиков, сторожей, дворников). В сфере сельского хозяйства, здравоохранения, образования и предоставления социальных услуг востребованы специалисты с высшим образованием. В связи с этим рассмотрим в таблице 1 актуальные проблемы состояния кадрового потенциала в Ставропольском крае [2].

Таблица 1 – Актуальные проблемы состояния кадрового потенциала в Ставропольском крае

Актуальные проблемы состояния кадрового потенциала в Ставропольском крае

«Старение» кадров в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования и культуры)

Снижение количества граждан, вступающих в трудоспособный возраст, при одновременном повышении численности граждан, достигших пенсионного возраста, и отрицательном сальдо миграции населения

Слабое закрепление молодых специалистов в организациях отраслей реальной экономики (промышленности, строительства, топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи и телекоммуникаций, малого и среднего (производственного) бизнеса)

Недостаточное участие организаций отраслей реальной экономики и организаций бюджетной сферы в формировании сбалансированного регионального заказа образовательным организациям края в подготовке кадров

Отсутствие в большинстве организаций финансовых ресурсах на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников

 

Таким образом, для вырабатывания кадрового персонала, способного эффективно решать стратегические цели социально-экономического развития Ставропольского края, нужно комплексное принятие соответствующих мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера.

 

Список литературы

  1. Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 02.07.2019 N 314-р «О Концепции кадровой политики в Ставропольском крае на 2019 — 2021 годы» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW077&n=148906&dst=100001#NFdm1rSUJBjbpUyV2
  2. Захарова, Т. И. Государственная служба и кадровая политика: учебное пособие / Т. И. Захарова. – Москва: Евразийский открытый институт, 2011. – 312 c.
  3. Проблемы развития и реализации кадровой политики, совершенствование государственной и муниципальной службы Ставропольского края. Ростов-н/Д-Пятигорск. 2014.-321 c.