Правовой механизм рассмотрения споров по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости

4 июня 5:04

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации [1] Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки определяется Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» [2]. Здесь же определяется и понятие кадастровой стоимости объектов недвижимости, и порядок рассмотрения споров, связанных с определением кадастровой стоимости.  В соответствии с ч. 1 ст. 3 данного закона кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

«Цель проведения кадастровой оценки, сводимая к определению стоимости объекта, выраженной в денежной форме, может касаться различных сфер государственного и муниципального управления: обложения объектов имущественными налогами, определения стоимости арендной платы в отношении государственного или муниципального имущества и земельных участков, определения выкупной цены земельного участка, недвижимого имущества, находящегося в публичной собственности, и пр.». [3, c.18].

Государственная кадастровая оценка производится по решению исполнительного органа власти субъекта РФ. Для выполнения государственной кадастровой оценки соответствующими полномочиями наделяется бюджетное учреждение. Создаваемое субъектом РФ.

Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие этапы:

  • принятие решения о государственной кадастровой оценке
  • определение кадастровой стоимости недвижимого имущества
  • утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Собственники недвижимого имущества могут быть не согласны с утвержденными результатами определения кадастровой стоимости. Тогда возникает основание для оспаривания этих результатов. Соответствующий порядок установлен ст. 22 закона о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими или юридическими лицами, если они затрагивают их права. Также оспаривать могут и органы государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Заявление об оспаривании может быть внесено в комиссию по рассмотрению соответствующих споров или же в суд. Комиссия может быть образована в субъекте РФ.  Ее образование не является обязательным. Если в субъекте по месту нахождения недвижимого имущества такая комиссия не создана, то заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд.

«В настоящее время процедура оспаривания и изменения стоимости недвижимости, можно сказать, упрощена. Комиссия сейчас не является обязательным органом, куда ранее необходимо было предварительно обращаться с заявлением в суд (в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ). В Законе четко содержится указание на то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании, таким образом, определение и изменение кадастровой стоимости возможно в судебном или внесудебном порядке» [4, c.36].

 Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на том основании, что на дату определения кадастровой стоимости недвижимого имущества була установлена его рыночная стоимость. То есть заявитель требует тем самым, чтобы кадастровая стоимость недвижимого имущества признавалась равной рыночной стоимости.

К заявлению об оспаривании обязательно прилагаются:

  • выписка из Государственного реестра о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
  • копия правоустанавливающего документа;
  • отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества.

Без предоставления указанных документов заявление комиссией или судом не рассматриваются.

Комиссия принимает заявление к рассмотрению в течение семи дней со дня поступления. Заявление должно быть рассмотрено в срок не более тридцати дней со дня его поступления.

По результатам рассмотрения заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

2) решение об отклонении заявления об оспаривании.

Решение комиссии может быть оспорено в суде.

«Специалисты оценочной деятельности считают отмену обязательного досудебного обращения в комиссию положительным явлением. Статистические данные показывают, что комиссия по рассмотрению споров при Росреестре отклоняла более трети заявлений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости. Суд в большинстве случаев поддерживал выводы комиссии» [5, c.86].

Если выбран судебный порядок оспаривания, то дело рассматривается судом общей юрисдикции по правилам административного производства.

Судом в порядке административного производства рассматриваются два вида заявлений:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

 Общий порядок рассмотрения дел заключается в следующем.

Суд принимает административное исковое заявление заинтересованного лица о признании недействующим нормативно правового акта, об оспаривании действий или решений должностных лиц, о защите избирательных прав. При принятии заявления суд устанавливает его соответствие предъявляемым требованиям. Если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления. В принятии заявления может быть отказано, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

После принятия заявления к рассмотрению назначается время судебного заседания, о чем извещаются лица, участвующие в деле и, в частности, государственный орган, принявший оспариваемый акт или вынесший обжалуемое решение. Их явка может быть признана судом обязательной. Судебное заседание проводится по общим правилам. В подготовительной части судья объявляет, какое дело рассматривается. Затем секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по гражданскому делу лиц явился, извещены ли не явившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия. Явившиеся свидетели удаляются из зала заседания. Объявляется состав суда, и разрешаются вопросы об отводах. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.

Рассмотрение дела по существу начинается с доклада председательствующего или кого-либо из судей по существу дела. Суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле.  Суд определяет последовательность исследования доказательств в судебном заседании. В соответствии с принципами непосредственности, устности и непрерывности., все представленные доказательства должны быть рассмотрены непосредственно в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и свидетели дают показания устно, письменные доказательства оглашаются в судебном заседании и предъявляются лицам, участвующим в деле для ознакомления. Вещественные доказательства осматриваются судом и также предъявляются участникам процесса для ознакомления. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы.  Непрерывность судебного заседания означает, что до окончания рассмотрения определенного дела суд не вправе рассматривать другое дело, даже в случае, если в заседании объявлен перерыв. В соответствии с особенностями процесса доказывания, обязанность доказывания законности принятого акта или правомерности обжалуемого решения возлагается на соответствующее должностное лицо или государственный орган.

По результатам рассмотрения дела суд выносит решение. Соответственно, заявление об оспаривании кадастровой стоимости недвижимого имущества может быть удовлетворено, либо в его удовлетворении может быть отказано.

 

Список использованных источников 

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СЗ РФ.2001, N 44, ст. 4147.
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» // СЗ РФ. 2016, N 27 (Часть I), ст. 4170,
  3. Денисова А.Ю., Корф Д.В. Государственная кадастровая оценка по законодательству Российской Федерации: понятие и принципы осуществления // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2017. N 2. С. 12 — 33.
  4. Ковалева О.А., Кустова Е.Д. Определение или изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном и внесудебном порядке // Нотариус. 2017. N 2. С. 34 — 37.
  5. Кочанова Т. Проблемы, связанные с оценкой недвижимости // Жилищное право. 2018. N 3. С. 81 — 88.